ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№11 2012 г.         

Перейти в раздел [Документы]

О Боге Великом он пел

Русская Православная Церковь в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского вспоминает всех воинов, погибших за веру и Отечество на поле брани. 8 сентября 1380 года, в день Рождества Богородицы, русские войска под предводительством великого князя Димитрия Ивановича вступили в смертельную схватку с полчищами хана Мамая у реки Дон. В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ всех почивших православных христиан. У Димитриевской родительской субботы многовековая история, установленная более шести веков тому назад.

Каков же духовный мир Михаила Юрьевича Лермонтова? Какого его религиозное настроение? Попытаемся ответить на эти вопросы. Вслушаемся в слова стихотворения «Молитва», написанного юным поэтом в 1829 году:


Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей Твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от Тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К Тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе я снова обращусь.

В этом стихотворении автор размышляет о своей религиозности, он предвидит свой жизненный путь. Поэт в начале стихотворения обращается к Богу с покаянным чувством и просит прощения за чрезмерную привязанность к земному в ущерб духовной жизни. Свою жизнь он называет страстной и греховной, привязанность к ней лишает его радости богообщения. Земные привязанности для него – это «мрак земли могильной», а слово Божие для него – оживляющие душу человека струи. Мудрствования, признает великий поэт, уводят человека от правды и истины, от Бога и приводят к заблуждению, в область, где лукавый расставил свои силки, улавливая душу человека, полюбившего грех.

А сомнение в вере, брожение ума наводят дурман на душу человека, при этом теряется уверенность человека в своих силах на пути к Богу. Удобопреклонные ко греху телесные чувства: зрение, слух, обоняние, осязание и прочие – пробуждают в человеке бурю страстей, приводя в движение «дикие волнения» души, умножающие грех и помрачающие духовные очи. Объятый бурею страстей, человек через помрачение души не видит Бога, и лучи Божественной благодати не воспринимаются, подобно лучам солнца, закрытым закопченными грязными окнами. Однако душа, как дыхание Божие, ощущает тесноту греховной плоти, погруженная в грех природа человека сковывается лукавым мертвой хваткой. Вся жизнь человека заполняется всем чем угодно, только не памятью о Боге. Осознание этого приводит в трепет великого поэта, и, предчувствуя это бедственное пленение духа, он с огорчением и сожалением констатирует: «Я, Боже, не тебе молюсь». Поэт просит у Бога силы на борьбу с грехом, просит преобразить его душу и дает обет Богу встать «на тесный путь спасения».

Размышляя над этим стихотворением, признавая величие мысли Михаила Юрьевича Лермонтова, мы должны последовать его призыву. И пока не совсем забыта наша духовная традиция, пока мы еще видим примеры истинной православной веры, мы должны прийти к познанию истины, к познанию Бога. При этом мы должны видеть проявление коварства и лукавства врага, который всеми средствами материального земного мира пытается отвратить нас от Бога, отрешить нас от правды и истины и удержать нас и наше сознание в неправде, в лицемерии, в самооправдании пред людьми и даже пред самим Богом.

Свои религиозные убеждения великий поэт выражает и в понимании мира духовного, мира ангельского. Обратимся к его стихотворению «Ангел»:


По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге Великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

В своей юности не замутненным взором души Лермонтов воспринимал ангельский мир, мир Божественный. Описывая этот мир, великий поэт в стихотворной форме изложил христианскую истину о том, что каждый крещеный христианин имеет своего Ангела-Хранителя. Ангел-Хранитель в дивной мелодии воспевает красоту Божиего мира для того, чтобы душа человека осознала и восприняла эту красоту. Он напоминает человеку, что его душа имеет Божественную природу. Посему свойственное естеству человека пребывание в «Боге Великом» дарует блаженство, благоденствие и радость человеку и делает целесообразной его жизнь. Рождаясь, человек входит в этот мир земной, мир материальный, и он должен сохранить памятование о Боге. Осознание этого пытается вложить в душу человека Ангел-Хранитель:


Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.

Целый век скитается на земле каждый человек. Если земные потребности в жизни человека умеренны и уравновешены с истинными потребностями души, то стремление к Богу не угаснет, и ангельский глас, призывающий к жизни духовной, не заглушит «суета сует» мира земного:


И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

На подсознательном уровне в душе человека в течение жизни сохраняется ангельский призыв памятовать о Боге. В природу человека Творцом вложено некое сокровенное чувство, которое именуется совестью. Совесть, как голос Божий, напоминает о Божией правде. И если совесть не повреждена греховными пристрастиями, то она помогает устроять жизнь человека по воле Божией, по правде и истине. Но память о Боге в человеке разрушается диавольским коварством через прельщение человека соблазнами греховного мира. Грех отторгает человека от Бога, человек теряет связь с ангелом Божиим, и душа человека становится седалищем греха. Прельщенный диавольскими соблазнами, человек подпадает под рабство лукавого, наступает демонизация человека, человек искажает понятие правды и истины, голос совести искажается, и жизненные пути для такого человека полны неправды, коварства и алчности. Однако разумный человек, трезво оценивающий свою жизнь, всегда найдет в себе силы для правдивой оценки своих поступков и раскаяния в делах неправды. Разумный и сильный человек будет искать путь правды и истины, путь к Богу. Этот поиск у людей не редко проявляется через посещение святых мест на нашей грешной земле.

Как глубоко, проникновенно великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов раскрыл чувство паломника, посетившего Святую Землю! Эти чувства пробуждают добрые, незабываемые воспоминания о той земле, где родился, где проповедовал, где врачевал, исцелял, где скорбел, где страдал, где на Кресте Кровь за нас проливал, где воскрес и победу над злом одержал наш Спаситель, Сын Божий, Господь наш Христос. Проникнемся чудными словами стихотворения «Ветка Палестины»:



Скажи мне, ветка Палестины:
Где ты росла, где ты цвела?
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была?
У вод ли чистых Иордана
Востока луч тебя ласкал,
Ночной ли ветр в горах Ливана
Тебя сердито колыхал?
Молитву ль тихую читали,
Иль пели песни старины,
Когда листы твои сплетали
Солима бедные сыны?
И пальма та жива ль поныне?
Все так же ль манит в летний зной
Она прохожего в пустыне
Широколиственной главой?
Или в разлуке безотрадной
Она увяла, как и ты,
И дольний прах ложится жадно
На пожелтевшие листы?..
Поведай: набожной рукою
Кто в этот край тебя занес?
Грустил он часто над тобою?
Хранишь ты след горючих слез?
Иль, Божьей рати лучший воин,
Он был, с безоблачным челом,
Как ты, всегда небес достоин
Перед людьми и Божеством?..
Заботой тайною хранима,
Перед иконой золотой
Стоишь ты, ветвь Ерусалима,
Святыни верный часовой!
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой…
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.

Благочестивые христиане стремятся посещать святые места, где они укрепляются духовно и отрешаются от чрезмерной привязанности земному. Одним из желанных мест, куда устремлен взор верующего человека, является Святая Земля, град Иерусалим. По сложившейся традиции посетившие эти святые места верующие привозили с собой пальмовую ветвь. О такой ветке Палестины в своем стихотворении и размышляет великий поэт. Период жизни всего живого на земле ограничен, но для поэта ветка Палестины является символом Святой Земли, она способна пробудить мысли о Божественном, вечном, и она становится, по мысли автора, верным часовым «перед иконой золотой». В каждом православном доме был святой угол, в котором поставлялись семейные святыни, передаваемые от поколения к поколению. Присутствие в святом углу ветки Палестины придавало особое ему значение:


Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой…
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.

Как сегодня не хватает духовной отрады человеку, пребывающему в постоянной земной суете. Восстановим святой угол в нашем доме, возродим понятие о святости в нашей душе, вернем в свою жизнь молитву к Богу, и наша жизнь обретет духовный смысл, который будет простирать наше видение жизни за пределы материального, ограниченного как во времени, так и в пространстве бытия, в мир Божественный и вечный.

Завершая свой жизненный путь, великий Лермонтов оставил нам еще одно дивное стихотворение под названием «Молитва»:


В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

В этом поэтическом стихотворении, как в проповеди, наш великий поэт дает духовное наставление «в минуту жизни трудную» обращаться в молитве к Богу. «Есть сила благодатная» в молитве, ибо она сложена из «слов живых», слов, обращенных к Богу – источнику жизни. Молитва соединяет человека с Богом, в молитвенном богообщении человек обретает Божию благодатную силу, что сокровенно и необъяснимо для человека.

Духовный опыт молитвы утверждает человека в вере, укрепляет человека в надежде и уповании на Бога, преумножает в человеке любовь к Богу и ближнему. При этом отступают все невзгоды земные, и на душе человека становится «так легко, легко». Поистине легко и радостно жить на этой земле человеку с Богом. Яркое тому свидетельство – исторический путь Отечества нашего и многочисленные примеры добродетельной жизни наших благочестивых предков до того периода, когда в начале XX века обманным путем и через насилие физическое, через жестокое насаждение атеистической идеологии отрешали человека и общество от Бога.

Так были искажены пути правды и истины, лицемерие и обман стали нормой во многих сферах жизни и деятельности человека.

Богоборчество насаждалось как идеология на пространствах православного государства Российского, разрушался тысячелетний уклад жизни народа, освященный православной верой. О, Боже, дай нам, ослепленным неверием и маловерием, прозрение!

Архиепископ Димитрий

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.