Русская Православная Церковь в субботу перед днем памяти
святого Димитрия Солунского вспоминает всех воинов, погибших
за веру и Отечество на поле брани. 8 сентября 1380 года, в день
Рождества Богородицы, русские войска под предводительством
великого князя Димитрия Ивановича вступили в смертельную схватку
с полчищами хана Мамая у реки Дон. В этот день, как и в другие
родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы
2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане
молятся об упокоении душ всех почивших православных христиан.
У Димитриевской родительской субботы многовековая история,
установленная более шести веков тому назад.
По преданию, собираясь на битву с Мамаем на Куликовом поле, святой благоверный князь Димитрий Иванович Донской был
благословлен на ратный подвиг игуменом
Троицкого монастыря преподобным Сергием Радонежским. По его благословению
в войско благоверного князя вступили два
инока Троицкой обители – Александр Пересвет и Андрей Ослябля, – которые пали в
битве, а затем были погребены у стен храма
Рождества Пресвятой Богородицы в Старом
Симеонове монастыре.
После сражения на поле Куликовом и
возвращения в Троицкий монастырь было
совершено поминовение православных
воинов, павших в Куликовской битве, после чего по предложению великого князя
Димитрия Донского и по благословению
преподобного Сергия Радонежского ежегодно
суббота перед 26 октября (память святого
Димитрия Солунского) – день тезоименитства
самого Димитрия Донского – стала днем
поминовения усопших воинов. Впоследствии
православные христиане стали в этот день
творить память не только православных
воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на
поле брани положивших, но вместе с ними
всех своих усопших.
В подтверждение выше сказанных слов
можно привести Киприановскую редакцию
«Сказания о Мамаевом побоище», созданную
в сер. XVI века и дошедшую до нас в составе Никоновской летописи, где повествуется
о том, что благоверный князь обращался к
преподобному Сергию со словами: «И чтобы
тебе пети понафида и служити обедня по
всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа
корми, и всю братию его» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982. С. 71).
22 августа 1903 года был издан Высочайший императорский указ (ЦВед. 1904.
№6), предписывающий в войсковых частях
совершать в Димитриевскую родительскую
субботу панихиды по усопшим воинам, «за
веру, царя и Отечество на поле брани живот свой положившим» (Булгаков. Настольная книга. 1993. [Ч. 1]. С. 428). Согласно
утверждениям некоторых современников, и
до издания этого указа «русская армия чтила
память всех павших в Куликовской битве» в
Димитриевскую субботу (см.: Галкин. 1909).
Димитриевская родительская суббота
несет в себе особый смысл, имеет огромное значение для нас, ныне живущих.
Установленная после Куликовской битвы,
она напоминает нам о всех тех, кто погиб,
пострадал и пролил кровь свою за веру
Православную, как мы знаем из Священного Писания: «кровь праведника вопиет к
небу» (Быт. 4, 10). Подвиг народа нашего,
сплотившегося воедино ради защиты веры
и Отечества, подвиг воинов, душу свою положивших за други своя (Ин. 15, 13), воистину бессмертен в очах Божиих и в людской
памяти. Принеся себя в жертву за жизнь и
свободу ближнего, они стяжали на Небесах
великую награду и показали нам, как велика
для каждого из нас должна быть любовь к
ближнему своему и Отечеству нашему.
Это требует от нас христианского подвига. Он в том, чтобы мы молились за
воинов, которые отдали самое дорогое, что
у них было – жизнь свою, – за то, чтобы
свет Христов продолжал светить в мире. И
мы совершим им достойную память, когда
будем молиться о них, идя вслед за Христом.
Иерей Димитрий ПРОХОДЕНКО,
г. Тюмень
|