Мужские размышления о главной причине разводов
У развода может быть великое множество самых разных причин. Но за этим разнообразием всегда маячит одна, самая главная и страшная – ожесточение сердца, потерявшего способность любить.
Какое-то время его можно камуфлировать всякими благородными понятиями, успокаивая себя мыслями о том, что тобою движут долг или самоотверженность. Но жестокосердие – отравленное шило
в мешке. Раньше или позже оно обязательно ужалит тебя и твоих близких, как его ни прячь.
Много лет я наивно полагал, что эта беда никогда не дотянется до моей семьи. А оказалось, что
ей и тянуться было не нужно – с самого начала нашей семейной жизни она потихоньку грызла нашу
любовь, словно крыса.
Когда же ожесточилось мое глупое сердце? Почему я не сумел заметить этого вовремя? И самое
главное – что же теперь делать со всем этим? Вопросов много, а вот как ответить на них – ума не
приложу. Только и остается, что сидеть и думать. Крепко думать…
Сорокалетние мужики часто бросают своих
жен. Еще лет пять назад я находил исчерпывающее объяснение этому факту в тезисе:
седина в бороду – бес в ребро.
Теперь мне уже самому – за сорок, и совсем иначе я смотрю на разведенных своих
ровесников, совсем другие причины видятся
мне в их попытках создать новую семью на
обломках первой.
Увлекшись карьерным ростом, творчеством,
бизнесом, отдавая этому все силы и энергию,
мужчины почему-то склонны считать, будто
их семья – нечто статичное и незыблемое,
созданное ими однажды и далее существующее
независимо от прилагаемых усилий.
Но это – страшное заблуждение, которое в
итоге может разрушить любую семью, какой
бы благополучной она ни казалась со стороны.
В известном советском фильме герой Олега
Янковского говорил, что любовь – это теорема, которую нужно доказывать каждый день.
И если в семье эта теорема вдруг остается
без ежедневного доказательства – горе такой
семье, если мужчина постоянно не трудится
над созиданием собственного дома – горе
и такому мужчине, и его дому. Поползут по
стенам сначала маленькие трещинки, потом –
побольше… Какое-то время еще можно себя
утешать, что, мол, это не фундамент трещит, а
всего лишь штукатурка облупилась: подмазать,
побелить – и все опять будет в порядке. Но
наступит миг, когда истинная картина твоей
семейной жизни вдруг обрушивается на тебя
во всей своей неприглядности. И ты видишь,
что семейные дела и заботы, которые много
лет откладывал «на потом» из-за своей вечной занятости и усталости, можно больше не
откладывать. И уже никогда ты не начнешь
читать детям книжки перед сном, не сможешь
по утрам заниматься с ними зарядкой, не
будешь ходить с ними в лесные походы и еще
много-много чего никогда не сможешь сделать.
Потому что они – выросли. И все дела любви,
не сделанные для них, так и останутся несделанными навсегда…
А рядом с тобой – уставшая, нервная, склонная к скандалам по любому пустяку женщина.
Ты взял ее в жены веселой жизнерадостной
девчонкой, глаза которой лучились счастьем
при одном только взгляде на тебя. Только
куда же оно ушло теперь, в какую дыру просыпалось? Прошла любовь, завяли помидоры…
И вот тут ясно понимаешь, что все это –
твое «произведение», итог двадцати лет твоей
семейной жизни. И никакими успехами в бизнесе или творчестве эту прореху не залатать,
потому что и не прореха это вовсе – пробоина
в борту тонущего корабля.
А когда корабль тонет, с него, как правило,
бегут. Правда, в книжках пишут, что капитан
уходит с борта последним. Ну, так то – в
книжках…
Вот что вижу я, глядя на свою семейную
жизнь. И уже не тороплюсь судить тех, кто
попытался убежать от этого страшного зрелища – семьи, доведенной им до разрухи. Кстати,
православным мужчинам в этом смысле приходится даже тяжелей, чем неверующим: вроде
бы жил правильно, двадцать лет кичился тем,
что ни разу жене не изменил, гнул пальцы,
про Бога рассуждал, в храм ходил исправно,
а в итоге – вон чего получилось.
И все чаще приходит мне на ум: а не попробовать ли еще разок начать все сначала?
Не сделать ли еще одну попытку, раз уж первая не удалась и корабль мой тонет? Когда
говорю об этом друзьям, они округляют глаза
и говорят – ты что, с ума сошел, у вас же
все так хорошо!
Ах, друзья вы мои дорогие… Снаружи-то
оно, может быть, и впрямь пока выглядит неплохо. Да только я-то ведь точно знаю, что за
этим подштукатуренным фасадом скрывается:
ткни как следует – и рухнет все в одночасье.
А выглядит – да, красиво… Причем, если я
возьмусь рассказывать об этих двадцати годах,
может получиться не красиво даже, а – героически. И ведь не совру при этом ни разу,
вот что интересно! Но себя-то не обманешь…
Сейчас я понимаю, что уже на самых ранних
этапах нашей совместной жизни закладывал
под нее те мины, которые сегодня активировались и вот-вот взорвутся. А ведь все так
славно начиналось…
На самой первой моей исповеди в Оптиной
пустыни священник спросил, грешу ли я блудом? Я с гордостью заявил, что вот уже целый
год встречаюсь только с одной девушкой. Храню, так сказать, верность избраннице. Батюшка
посмотрел на меня с недоумением и сказал:
– Так это все равно – блуд. Ты уж извини,
но причастить я тебя не могу.
– Ну и что же мне теперь делать? – оторопело спросил я.
– Не знаю. Или – венчайтесь, или – расставайтесь. Тебе решать.
Вот так, впервые в жизни, я всерьез задумался о создании семьи. «Жить быстро,
умереть молодым» – это ведь не пустые
слова. Для рок-тусовки начала девяностых
они оказались вполне адекватным описанием
жизненного маршрута: некоторые из моих тогдашних знакомцев не дожили и до тридцати.
Я тоже по ряду причин был уверен, что не
доживу, поэтому ни о какой семье даже не
помышлял. А тут, благодаря Церкви, пришлось
делать такой нежданный выбор. И я вдруг понял, что расставаться с моей девушкой мне
совсем не хочется, что если уж и есть на свете
человек, с которым я готов навсегда связать
свою жизнь, то это – именно она.
На очередную стипендию купил я букет
гладиолусов, два колечка самоварного золота
в отделе бижутерии – и пошел свататься. Без
всяких предварительных договоренностей,
впервые за год нашего знакомства явился в
дом родителей моей будущей жены и сделал
предложение. А уже на следующий день, ранним утром, мы бежали с ней на электричку,
чтобы ехать в соседний райцентр, где в храме
служили мои друзья. Там батюшка посмотрел
наши паспорта и согласился нас венчать.
Сегодня такое трудно представить, но мы действительно сначала обвенчались и лишь спустя
четыре месяца зарегистрировали свой брак.
Денег у меня не было вообще, свадебное
торжество устраивать было не на что. Венчаться я приехал в потертых джинсах и рваном
свитере, а кольца наши обручальные стоили,
как сейчас помню, – 84 копейки. Но что значат
деньги и золото, когда тебе двадцать четыре
года, рядом – любимая, а в душе – горячая
неофитская убежденность в том, что Бог все
устроит, главное – не грешить.
Собственно, Бог все и устроил. Мама моего
друга, увидев, в чем я собираюсь идти к венцу,
вздохнула и вытащила из шкафа ненадеванный
костюм:
– Держи. Лешке купила на свадьбу, ну да
раз ты первый собрался – надевай, не позорься.
А после венчания друзья устроили нам сюрприз: настоящее свадебное пиршество! Нужно
понимать, что это значило в 92-м году, когда
прилавки магазинов были пусты, а зарплату
уже выдавали с перебоями. Конечно, все
обошлось без особого шика, просто каждый
принес свои скромные запасы, и получился
вполне приличный свадебный стол. Нас с Ниной усадили за него во главе, регент Сережа
зажег перед нами две свечи, и положил на
них по кусочку афонского ладана. Едва подняли первый тост, и прозвучало традиционное
«Горько!», как кто-то закричал:
– Смотрите, что делается!
А посмотреть и впрямь было на что. Свечи
перед нами вдруг вспыхнули ярким пламенем,
воск начал быстро оплавляться, горящие фитили причудливо свились, и несколько секунд
все наблюдали удивительное зрелище: два
пылающих кольца – большое и поменьше –
сияли перед женихом и невестой на концах
венчальных свечей.
– Ну вот, и Господь вас благословил, –
сказал Сережа, – а вы переживали, что денег
на кольца нет.
Так мы стали мужем и женой.
С самого начала нашей семейной жизни
я четко для себя определил, что главная задача мужчины в семье – принятие решений.
Я – кормилец семьи, я – защита ее от всех
невзгод, на мне – вся ответственность за нее.
Осознавать это было страшно, особенно – в
то смутное время, когда страна балансировала
на грани гражданской войны, голода и хаоса.
Не раз и не два мне хотелось тогда завыть
по-собачьи от отчаяния и полной безнадеги.
Заводы и фабрики останавливались, деньги
дешевели стремительно, продукты выдавали
по карточкам раз в месяц. А у меня – беременная жена, диплом руководителя оркестра
русских народных инструментов и отсутствие
малейшего представления о том, как себя
вести в творящейся кругом неразберихе. Но
я упрямо продолжал верить, что Господь все
устроит, главное – самому жить правильно. И
эта вера спасала в самые тяжкие времена.
Я устроился на стройку учеником каменщика. На практике такое «ученичество» сводилось к подноске кирпича и раствора бывалым
рабочим. Вставать нужно было в полшестого
утра, потому что найти работу удалось лишь
в соседнем городе. Я поднимался, бежал на
электричку, час ехал в промерзшем вагоне,
потом пересаживался в промерзший автобус
и все равно опаздывал минут на пятнадцать,
за что неизменно получал втык от сурового
бригадира. Потом – восемь часов укладывал на
поддоны обледеневший кирпич, таскал ведрами
раствор на пятый этаж и продолжал получать
колоритные замечания от бригадира, теперь
уже по поводу моей нерасторопности. Домой
возвращался после восьми вечера, еле живой
от усталости, а на следующий день – снова
ни свет ни заря бежал на электричку. И одно
только грело душу среди этой чехарды: я –
кормлю семью. Тогда совсем еще маленькую
(жена и сын, которого она носила под сердцем)
но – свою, дорогую, любимую. Если я этого не
буду делать, они просто пропадут.
Спустя год я уже сам довольно лихо клал
кирпичную кладку и начал зарабатывать вполне
приличные по тем временам деньги. На еду и
одежду хватало, вот только жилья своего у нас
не было. Но по-прежнему я жил непоколебимой
уверенностью в то, что Бог посылает нам все
необходимое, придет время – пошлет и жилье.
Так оно и получилось. Правда, сначала жизнь
подтолкнула меня к принятию еще одного
важного решения.
Жили мы тогда у моей мамы. В тесноте, да
не в обиде, как говорится. Однажды погожим
летним вечером жена собрала детей погулять
во дворе. А я вышел на балкон и вдруг увидел… Нет, ничего особенного там не происходило – двор как двор, каким я его помню с
детства. Представьте себе: квадрат 60 на 60
метров, образованный четырьмя типовыми пятиэтажками. Культурная жизнь сосредоточена
вокруг трех столов. Центральный, под яблонькой – самый кипучий и многолюдный. Его облюбовали местные алкаши. Человек двадцать
пять весь вечер рубятся в «козла» на вылет.
Игра сопровождается бурным словоизлиянием
и потреблением дешевого портвейна. Тут же,
под яблонькой, справляется малая нужда. Тут
же самые нестойкие укладываются поспать
на травку, а самые активные бьют друг другу
физиономии.
За соседним столиком – молодняк, разновозрастная шпана, вяло задирающая проходящих
мимо девушек под аккомпанемент раздолбанного кассетника.
Но самый оглушительный – третий стол, за
которым собираются бабушки. Тут тоже идет
карточная игра, только режутся старушки не в
«козла», а в «дурака». И матерятся при этом с
таким неподдельным чувством, что даже алкаши опасаются проходить мимо них лишний раз.
По всему двору носится десятка полтора
разномастных псин, выпущенных хозяевами на
вечернюю прогулку. Псины гоняются за кошками и жизнерадостно гадят в песочницу. На
спортивной площадке по брусьям развешены
цветастые ковры, из которых ядреные хозяйки в таких же цветастых халатах пушечными
ударами выбивают пыль. Все, как обычно, с
одной только разницей: теперь посреди этого
«великолепия» стоят мои дети. Совсем маленькие. С ведерком и с лопаточкой. И растерянно
озираются вокруг, пытаясь найти уголок для
своих детских занятий. Я смотрел на них и
ощущал себя такой сволочью…
Ведь это я, а не кто-нибудь, выпускаю их
каждый вечер погулять во все это дело, меня
они должны благодарить за то, что растут в той
же помойке, на которой вырос я сам.
И если я их отсюда не вытащу, за меня
этого не сделает никто.
Через некоторое время я перевез свою
семью в Жиздру – маленький одноэтажный
городок, где я строил в то время храм Покрова Пресвятой Богородицы. Первые четыре
года мы снимали жилье, потом получилось
купить свой дом. И вместо заплеванного изгаженного двора мои дети теперь играли на
травке под липами, а матерщину слышали ну
разве только в школе.
Когда храм был построен, я отправился на
заработки в Подмосковье. На дворе стоял 98-й
год, очередной кризис. Опять – обесценивание
рубля, опять – пустые прилавки. Снова мне
до слез было страшно за жену и за детей. И
когда приходилось неделями ночевать в каком-нибудь прокуренном строительном вагончике,
где кроме меня в три яруса расположились
полтора десятка молдаван, я по-прежнему
укреплял себя мыслью, что Бог все даст и
что если я сейчас обломаюсь и сбегу, жене
и детям нечего будет есть. В таких шабашках
прошло лет семь. Ну а потом началась история
сотрудничества с «Фомой», благодаря которой
я из пролетариев вдруг начал потихоньку дрейфовать в сторону творческой интеллигенции.
Такова внешняя канва моей жизни. И глядя
на нее, кто возьмется упрекнуть меня в том,
что все эти годы я жил не ради семьи?
Никто не возьмется?
Тогда попробую сделать это самостоятельно,
чтобы сделать картину более объемной.
Первое время мы с женой периодически
спорили о том, кто в семье должен быть главным. И когда она в очередной раз возмущенно
спрашивала: «Ну почему всегда именно ты
решаешь – как и что нам делать?», я с неизменным постоянством отвечал ей: «Потому что
я – мужчина». Этот рецепт от крутого мачо
Гоши из кинофильма «Москва слезам не верит»
стал для меня главным аргументом в семейных
перепалках. Очень удобный аргумент, кстати.
Ничего не объясняющий, зато – окончательный
и неоспоримый. И тогда казалось мне, бестолковому, что это – ох как правильно! Сейчас-то
я вижу, что герой Баталова – просто несчастный человек, ранимый и гордый, не сумевший
нормально реализовать себя в социуме и мучительно это переживающий. Ну каков уровень
принятых им решений? Набить морду гопникам
в подворотне, организовать выездную пьянку
на природе, научить девочку резать лук. А после – устроить тихую истерику и на две недели
уйти в запой из-за обострившегося комплекса
социальной неполноценности. Вот уж действительно – достойный пример для подражания!
Однако именно его парадоксальная логика
стала для меня основой самоутверждения в
семье: «Потому что – мужчина».
Сопротивляться этому моя бедная жена
пыталась года три. Потом смирилась. А я с
гордостью объяснял друзьям, что вот, мол, как
с женами надо – строго, по-мужски. И если
потом жена все же предпринимала какие-то
робкие попытки выяснить отношения, я с «мужской непреклонностью» говорил ей:
– Не нравится такой муж, уходи. Никто
тебя не держит.
И ведь знал же, совершенно точно знал,
что никуда она не уйдет. Потому что дети на
руках маленькие. Потому что уходить-то ей
особо некуда. А самое главное – потому что
любит она меня, дурака. Тогда – еще любила…
И вот, прекрасно сознавая все это, я говорил
ей то, что говорил. А сердце так и замирало
в сладкой истоме от сознания собственной
неуязвимости в подобных стычках…
«Моя краса и радость недолговечна, –
сказал себе Маленький принц, – и ей нечем
защищаться от мира: у нее только и есть что
четыре шипа». Ох, знал, знал же Экзюпери, про
что пишет! Сколько поколений самоуверенных
мужиков бросались обламывать эти несчастные
шипы на своих розах с таким энтузиазмом,
будто перед ними не любимая женщина, а
самурай с обнаженным мечом. Впрочем, на
самурая небось так лихо не прыгали бы, побоялись…
Ну, это – лирика. А в жизни нашей дальше
было вот что. Когда я перевез семью в Жиздру, мы за три года сменили семь съемных
квартир, которые представляли собой обычные
сельские дома без воды и газа, с печным отоплением и с удобствами во дворе. Говорят, два
переезда равны одному пожару. Через три с
половиной таких «пожара» я протащил тогда
жену с детьми. Как же ей было страшно и
неуютно в этих чужих домах… Все ее пугало
– темнота и безлюдность на улице вечером,
отсутствие телефона (мобильников в провинции
еще не было), печка, которую никак не получалось растопить… На руках трое маленьких
детей, и нет рядом ни мамы, ни друзей. Один
лишь героический муж, который весь день
кладет кирпичи, а вечером рушится на диван
и требует «чего-нибудь пожрать». И это бы
еще ладно, а сколько раз было, что «усталый
кормилец», перекусив и отдохнув, уметывался
куда-нибудь допоздна в гости, предварительно
спросив ласковым голосом: «Ниночек, ты меня
отпустишь?». А чего еще бедному Ниночку
оставалось, кроме как вымученно улыбнуться
и сказать: «Да, конечно, иди, развейся».
И ведь видел же, видел, что улыбка – вымученная. Понимал, что, в сущности, бросаю ее
с детьми на этот вечер – одну, в чужом городе.
Что будет она до моего возвращения сидеть
и вздрагивать от каждого шороха, потому что
страшно ей и за детей, и за себя. Ну да полно
– ведь я же ей объяснил, что Жиздра – тихий
город, бандитов тут не бывает, алкаши все
смирные, и вообще все здесь разлюли-малина.
Пускай учится страх перебарывать!
А уж каково ей приходилось, когда я неделями пропадал на московских шабашках…
Однажды мне зачем-то понадобился дома
гвоздодер. Перерыл все инструменты – не
могу найти. И вдруг смотрю – жена приносит
его откуда-то из спальни. Оказывается, когда я
бывал в отъезде, она по ночам клала гвоздодер
рядом с кроватью. Чтоб, значит, было чем от
налетчиков отбиваться, если что. «Только и
есть у нее, что четыре шипа, ей больше нечем
защищаться от мира». Так-то вот…
Еще врезалась в память картина. Конец
зимы, под ногами снежная каша, с крыши сосульки свисают. Прихожу с работы, открываю
калитку и вижу: стоит моя жена посреди двора
и стирает белье в корыте. На голове шапкаушанка, на руках – оранжевые резиновые
перчатки, под которые она варежки надела,
чтобы руки не так мерзли. И стирает. Никогда
не забуду ее взгляд тогда. Словно бы неловко
ей, словно застал за чем-то постыдным. А ведь
это ей просто жалко меня было! Знала, что
буду переживать, вот и старалась до моего
прихода свои дикие постирушки заканчивать.
А тут вот не успела… Через пару лет я сумел
заработать денег на дом, в первую же неделю
подключил его к водопроводу и сразу купил
стиральную машину-автомат.
Однако ж тогда-то рядом не стал и стирать
на холоде не помог, прошел мимо, в дом.
Ну, как же – кормилец ведь! С работы ведь
вернулся, усталый! У каждого, мол, свое занятие… И такого вот скотства с моей стороны
за двадцать лет было – хоть ковшом хлебай.
Теперь обижаюсь, уехав на сессию: «И чего
это жена мне не звонит неделями?». А ведь
сам вот так – по капельке, по ниточке, по искорке – гасил, рвал и расплескивал все, что
нас связывало. И кажется – порвал…
Много лет в глубине души я кичился тем,
что жена моя действительно – замужем, то
есть – за мужем. Как за каменной стеной!
От всех житейских невзгод широкой спиной
ее закрываю, все удары судьбы беру на себя!
Только с чем же я оставил ее там, за этой
каменной стеной? Традиционный комплект:
Kinder, Kuche, Kirche? Ну и брал бы тогда себе
кого попроще. А то женился на талантливой,
яркой девушке с широким кругозором и пытливым умом, увез ее в деревню и поставил во
дворе у корыта, словно пушкинскую старуху. И
вот пришло время подводить итоги.
Пока дети были маленькие, на рефлексии у
нее особо времени не было. А теперь, когда
они подросли, – что она имеет в активе? Посчитать не трудно: отсутствие профессии – раз,
отсутствие образования – два, отсутствие социального статуса – три. Пока рожала и растила детей, ровесницы учились, делали себе
карьеру. Сейчас одна ее подруга – директор
музыкальной школы, другая – завотделом культуры, третья – главбух в серьезной конторе.
А ей, когда она недавно попыталась
устроиться на работу, предложили на выбор
вакансии: уборщицей в Сбербанке, санитаркой
в психинтернате или диспетчером в такси.
В сорок лет умная, симпатичная женщина
оказалась перед таким вот незамысловатым
выбором. Который я обеспечил ей своими
«мужскими» решениями. Шипы обломал, от
мира защитил. А теперь случайно увидал в
ее ЖЖ запись: «Замужем. За мужем. Как за
каменной стеной. Как в тюрьме».
Вот – два автопортрета, две картины моей
жизни. В каждой – чистая правда. Только
никак не соединить их друг с другом, чтобы
получился цельный образ. Распадаются эти две
правды, словно разбитое зеркало, которое, как
известно, не склеишь. И семья моя нынче –
словно в разбитом зеркале: каждый – в своем
осколке, у каждого – свой интерес, свои дела
и заботы. Вроде бы в одном доме живем, а
давно уже порознь.
Когда-то я сказал: «В нашем доме все решения буду принимать я, потому что я – мужчина». Ну что же, мужчина, любуйся теперь на
результаты своих решений. Ты – капитан этого
корабля. Ты был на нем все эти годы «вторым
после Бога». И ты же посадил его на мель.
Сорок лет – время подведения итогов. В
двадцать – еще можно жить иллюзиями, и в
тридцать – еще можно себя обманывать. Но
после сорока это уже никак не получится,
результаты, что называется, – налицо. И если
они окажутся такими, как у меня, остается
либо смотреть на это печальное зрелище,
либо – отвернуться поскорее и мчаться от
него куда глаза глядят.
Вот почему я уже не возьмусь строго судить
сорокалетних мужчин, бросающих свои семьи.
Знаю теперь – от чего они пытаются убежать,
что толкнуло их на вторую попытку.
Ведь и я тоже решил попробовать начать
все сначала. Вот так – просто взять и перечеркнуть прожитое-нажитое, «яко не бывшее»,
раз уж получилось оно таким нескладным. И
начать новую семейную жизнь. С нуля.
Только другую женщину мне для этого искать нет никакой нужды. За всеми своими
трудами и заботами во благо семьи я не заметил, как вместо любви стал руководствоваться
исключительно чувством долга. А любовь-то и
растерял… Что ж, попробую теперь собрать
потерянное. По крупинке, по капельке – авось
да получится. Потому что без этого – грош
цена всей моей самоотверженности… И если
я раздам все имение мое и отдам тело мое
на сожжение, а любви не имею, нет мне в
том никакой пользы (1 Кор. 13, 3).
Двадцать лет назад Бог дал мне огромное
богатство – женщину, которая любила меня
так сильно, что готова была идти за мной на
край света, переносить любые невзгоды, терпеть любые лишения. Я не сберег этого дара.
Не научился любить даже самого близкого
человека. И что же мне, просить у Бога еще
одну жену? Мол, прости, Господи, с первого
раза не получилось, можно, я теперь с другой
попробую? Смешно ведь, право слово…
Вот и попытаюсь начать все сначала с той
самой девочкой, к которой когда-то пришел с
букетом гладиолусов и копеечными кольцами.
Правда, теперь вместо рваного свитера –
жизнь в прорехах… Как и прежде верю, что
Бог посылает человеку все необходимое,
главное – самому не плошать. Однажды я уже
оплошал и – сильно. Но ведь Бог может все.
Значит, может и разбитое мое зеркало склеить.
Чтобы снова отразились в нем вместе – я и
жена, и чтоб мог я сказать Ему: благоволи
же помиловать меня, и дай мне состариться
с нею! (Тов. 8, 7).
Александр Ткаченко,
Православие.ru
|