12 июня 2011 года я поехал в село Черное Вагайского района Тюменской области на празднование
Святой Троицы. В сельском храме Святой Троицы я увидел на стене старую икону: на ней написан
образ стоящей в рост на облаке Царицы Небесной с Богомладенцем на левой руке. Правой рукой
Она указывала путь изображенным внизу воинам, осеняющим себя крестным знамением. У воинов
васильковые погоны и через плечо – казачьи шашки. Будучи потомственным казаком, я всегда интересовался историей казачества. Меня заинтересовала и эта икона. Но никто не мог мне ничего рассказать о ней. Фотографию иконы, снятую мною в
селе Черное, я разместил на форуме в интернете для обсуждения, надеясь, что кто-нибудь что-нибудь
знает о ней.
С установлением названия иконы помог мне семиреченский казак Дмитрий Матвиенко, житель
города Алматы (Казахстан). Он написал мне, что у них в Семиречье эта икона есть, и она очень
известна. Я начал интересоваться, есть ли эта икона у нас в Тюмени, но, к сожалению, поиски мои
ни к чему не привели: в церковных лавках о ней ничего не известно, купить иконку тоже не представлялось возможным. Тогда в интернете я нашел интересующий меня материал и захотел об этом
рассказать близким и друзьям.
История иконы уникальна. 25 сентября
1914 года газета «Биржевые Ведомости»
сообщала: «Исключительное по интересу
письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском (ныне
на территории Восточной Польши) театре
военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым.
Приводим из него выдержку буквально:
«… П осле нашего отступления наш офицер
с целым полуэскадроном видел видение. Они
только что расположились на бивуаке. Было
11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с
обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит
на небе Божию Матерь с Иисусом Христом
на руках, а одной рукой Она указывает на
Запад. Все нижние чины стоят на коленях
и молятся. Он долго смотрел на видение.
Потом это видение изменилось в большой
крест и скрылось…». После этого разыгралось большое сражение под Августовым,
ознаменовавшееся большой победой».
Видели Богородицу и донские казаки,
тоже воевавшие на Северо-Западном фронте. Их имена, к сожалению, без фамилий,
запечатлены на чудом сохранившихся до наших дней иконах. Многие годы они бережно
хранились на Дону, в среднем его течении, в
казачьих станицах, на хуторах. В последние
годы некоторые из них были возвращены
Церкви их хранительницами-казачками и
вновь радуют сердца прихожан и паломников.
Вот как рассказывала о явлении Богородицы со слов тех самых казаков, что
были на фронте, Артемова Анна Иосифовна,
1877 года рождения (рассказ был записан
автором в 2005 году со слов ее внучки
Валентины Михайловны Журавлевой и ныне
живущей на хуторе Клецко-Почтовском):
«Наши казаки попали в окружение. Были
в темном лесу, ничего не видно. Они стали сильно молиться. И вдруг перед ними
осветилось облако, и вышла Божия Матерь.
Она рукой показала им путь, как выйти из
леса, и скрылась опять в темноте. Казаки
после видения такого забыли, в какую сторону Божия Матерь показала выход. Тогда
они оседлали коней, отпустили поводья, и
сами кони повернули и пошли потихоньку.
И вышли из леса, из окружения. И пришли
домой живыми».
Сергей Самойленко, 52 года, из г. Котельниково, Волгоградской области, в письме
передает рассказ бабушки:
«Моя бабушка Феоктиста Тимофеевна
рассказывала, что еще в 1870-е годы ее брат
Топорков Иван Тимофеевич выслужился от
рядового казака до офицера лейб-гвардии.
Состоял на службе по охране ставки царя.
Был добровольцем в Балканской войне.
Стояли лагерями казаки в Греции. Принимал
участие и в 1-й мировой. В одном из сражений немцы прижали конницу к болоту и
артиллерией уложили почти всех. Тяжело был
ранен и Топорков Иван Тимофеевич. Пришел
в сознание в позднее время суток и увидел,
как немцы, двигаясь цепью, прикалывают
раненых казаков. Спустя какое-то время он
увидел явление Богородицы, и якобы Она
сказала: «Ты будешь жить». Бабушкин брат,
по ее рассказам, был отважным рубакой,
имел Георгия 3-х степеней, был даже награжден лично Николаем II».
В церковной печати была высказана
мысль о необходимости кропотливого сбора
свидетельств для последующей подготовки
церковной канонизации образа Божией
Матери «Августовская», который по благословению святителя Макария (Невского),
Митрополита Московского и Коломенского,
стали писать уже в 1915 году. И вот «30 марта 1916 года после тщательного изучения
сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод
принял следующее решение: «Святейший
Синод, воздав хвалу и благодарение Господу
Богу, дивно промышляющему по молитвам
Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть
помянутое событие явления Божией Матери
в памяти последующих поколений русского
народа и посему определяет: благословить
чествование в храмах Божиих и домах
верующих икон, изображающих означенное
явление Божией Матери русским воинам...».
Иконы с Августовским явлением Богородицы в короткий срок получили широчайшее распространение в Русской Православной Церкви.
Процесс написания Августовских икон
прекратился вскоре после революции в силу
наступившей эпохи воинствующего атеизма. О
массовости почитания данного образа Божией
Матери в то время свидетельствуют сохранившиеся и достаточно многочисленные иконы
в православных храмах России, Белоруссии,
Украины и Польши (и это с учетом того, что
значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют
сохранившиеся листовки и цветные литографии
с изображением явления Богородицы войскам,
которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года.
28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской
иконы Божией Матери. Оно совершается
14 сентября – в день церковного новолетия.
Хочется написать о нескольких случаях,
произошедших уже в наше время. В газете
«Благовест» была напечатана статья Нины
Михайловны Бирюковой из города Урай,
Тюменской области, в которой она изложила
рассказ Владимира Черешнева:
«Я по роду своей деятельности много
езжу в командировки. Часто бываю на
севере, в г. Урай Тюменской области. Это
богатый нефтяной край, и потому у города
хватило средств на то, чтобы построить красивый храм в честь Рождества Пресвятой
Богородицы. И сразу верующие стали приносить сюда свои святыни. Однажды к настоятелю храма,
священнику Иоанну, пришел
незнакомый мужчина с
мешком за плечами. Когда
он открыл этот мешок, то
оказалось, что в нем лежит
несколько старинных икон.
Батюшка сначала опасался
взять из чужих рук святыни
– вдруг они окажутся ворованными? Но в милиции
его успокоили и предложили
заплатить за иконы предлагаемую сумму, на всякий
случай записав паспортные
данные посетителя.
Так в новом храме
появилось сразу несколько
старинных икон, и среди
них – редкая икона Божией Матери «Августовская
Победа». Всем сразу стало
ясно, что это икона необычная. Возле нее всегда
много молящихся.
Я заметил, что перед
этим образом в основном
молятся женщины, проводившие своих сыновей в
армию. И вот почему. Бывшая староста этого храма,
Лидия Александровна, рассказала мне удивительную
историю. Сын одной прихожанки служил в армии на
Северном Кавказе, и его
мать очень усердно молилась о нем перед иконой
Божией Матери «Августовская Победа». Наконец, ее сын вернулся
из армии. Пришел он с войны без единой
царапины. Первое, что он сказал матери при
встрече: «Когда ты приезжала ко мне – ты
помнишь? – в этот день всех моих товарищей
убили». Мать с изумлением выслушала его
и ответила, что к нему в воинскую часть
никогда не приезжала.
Сын испытал шок и долго не верил ей.
А когда понял, что она говорит правду, воскликнул, что его по молитвам матери спасла
Сама Богородица!
Сейчас дивный образ начал являть себя
верующим. А ведь еще недавно об иконе
«Августовская Победа» почти ничего не
было известно. Но сегодня, видимо, сами
обстоятельства наши – тревожные, военные – заставляют нас вспомнить о том
чудесном явлении Божией Матери русским
воинам во время Первой германской войны
в Августовском лесу. Мой дед, Иван Макарович Черешнев, прошел всю Вторую мировую
войну и погиб за полгода до Победы в том
же Августовском лесу, на территории Польши. Он писал своей семье с фронта, что враг
в Августовском лесу отчаянно сопротивлялся, но нашим воинам все равно удавалось
брать такие укрепрайоны фашистов, которые,
казалось, взять было невозможно. Видно, и
им помогала в брани Царица Небесная!».
Собрав и подготовив материал об иконе
Божией Матери Августовская Победа, я
выступил на совете при фонде им. Ермака
Тимофеевича с докладом. Советом было
принято решение обратиться к Архиепискому Тобольскому и Тюменскому Димитрию
с письменным прошением (в письме исх.
№29-6-2П от 29 августа 2011 г.): «Прошу
благословения Вашего Высокопреосвященства на написание и размещение в одном
из храмов г. Тюмени иконы Божией Матери
«Августовская Победа», а также, начиная
с сего года, на проведение 1/14 сентября
в честь этой иконы праздничного молебна
в благословленном Вашим Высокопреосвященством храме. Цель празднования –
укрепление православного духа воинства и
казачества. Председатель фонда им. Ермака
Тимофеевича Н.К. Фролов».
Зайдя 29 августа 2011 года в церковную лавку (ул. Республики, 58), увидел на
последней странице в новом православном
календаре фотографию иконы Божией Матери
«Августовская Победа». В радости я купил
календарь и заказал большую фотографию с
этого рисунка, сделав с него икону.
1 сентября сего года, в день празднования иконы Донской Божией Матери (этот
день благословлен Патриархом Московским
и всея Руси Кириллом как «День православного казачества»), провели молебен, читали
акафист перед иконой Донской Божией Матери в часовне благоверного князя Димитрия
Донского. В этот же день в Тюмени, в ризной
Знаменского кафедрального собора чудесным
образом была обнаружена старинная икона
Божией Матери «Августовская Победа» размером 700 на 890 мм.
Сама Богородица явила нам Свою икону
и место ее пребывания в Тюмени, где молились наши прадеды.
Иван Статьев, казак,
представитель фонда
им. Ермака Тимофеевича
|