28 ноября начинается Рождественский пост. Он предваряет собою
праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября – дня
памяти апостола Филиппа.
Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с
чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв,
принесли Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Правила воздержания, предписанные
Церковью в Рождественский пост, столь же
строги, как и в Петров пост. Понятно, что
во время поста запрещены мясо, сливочное
масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского
поста уставом запрещаются рыба, вино и
елей и дозволяется принимать пищу без
масла (сухоядение). В остальные же дни –
вторник, четверг, субботу и воскресенье –
разрешено принимать пищу с растительным
маслом. Рыба во время Рождественского
поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например,
в праздник Введения во храм Пресвятой
Богородицы, в храмовые праздники и во дни
великих святых, если эти дни приходятся на
вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение
поста положено только на вино и елей. Со
2 января по 6 января пост усиливается, и в
эти дни даже в субботу и воскресенье рыба
не благословляется.
Как проводить время постов
По делам благочестия, которым мы
должны посвящать постные дни, дни поста
приближаются к дням праздничным. Слово
Божие свидетельствует, что пост... соделается для дома Иудина радостью и веселым
торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же
отличаются от праздничных и будних дней.
В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в
посты – к примирению с Богом и участию
в жизни, страданиях и смерти Спасителя
и святых. Праздники располагают нас к
духовной радости, надежде, посты – к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно
духовному веселью, Церковь благословляет
трапезу обильнейшую, в посты – предписывает умеренное употребление пищи и пития,
и притом пищи не скоромной, а постной. В
Церковном Уставе ясно изображено и время употребления, и качество постной пищи.
Все строго рассчитано, с той целью, чтобы
ослабить в нас страстные движения плоти,
возбуждаемые обильным и сладким питанием
тела; но так, чтобы не совсем расслабить
нашу телесную природу, а напротив – сделать
ее легкою, крепкою и способною подчиняться
движениям духа и бодренно выполнять его
требования.
Устав Церкви учит, от чего следует
воздерживаться во время постов – «все
благочестиво постящиеся строго должны
соблюдать уставы о качестве пищи, то есть
воздерживаться в посте от некоторых брашен
(то есть еды, пищи) не как от скверных (да
не будет сего), а как от неприличных посту и
запрещенных Церковью. Брашна, от которых
должно воздерживаться в посты, суть: мясо,
сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда
и рыба, смотря по различию святых постов».
Существует пять степеней строгости
поста:
1) полное воздержание от пищи;
2) сухоядение;
3) горячая пища без масла;
4) горячая пища с маслом (растительным);
5) вкушение рыбы.
В день вкушения рыбы разрешается и
горячая пища с растительным маслом. В
православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение
в определенные дни более строгой степени
поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.
Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже
наоборот, может быть и духовно вредным,
если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превос-
ходства. Истинный пост связан с молитвой,
покаянием, с воздержанием от страстей и
пороков, искоренением злых дел, прощением
обид, с воздержанием от супружеской жизни,
с исключением увеселительных и зрелищных
мероприятий, просмотра телевизора. Пост не
цель, а средство – средство смирить свою
плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и
покаяния пост становится всего лишь диетой.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся,
братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует
Святая Церковь. Сущность поста выражена
в следующей церковной песне: «Постясь от
брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением:
ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как
фальшивая, и уподобится злым демонам,
никогда не ядушим».
Как приучить себя к посту
Основа поста – борьба с грехом через
воздержание от пищи. Именно воздержание,
а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить
со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост – аскетический подвиг,
требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно,
поэтапно, начав хотя бы с воздержания от
скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и
поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре
они или расстраивают свое здоровье, или
от голода делаются нетерпеливы и раздражительны – злятся на всех и на все, пост
скоро делается для них невыносимым, и они
бросают его. Чтобы наше расположение к
посту сделать прочным, нужно приучать себя
к посту не спеша, внимательно, не разом,
а постепенно – мало-помалу. Каждый сам
должен определить, сколько ему требуется в
сутки пищи и пития; потом понемногу надо
уменьшать количество употребляемой пищи и
довести его до того, что больше уже нельзя
сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению – неспособности к делу. Тут главное правило, данное
Самим Господом: да не отягчают сердца
ваша объядением и пианством. Желающие
соблюдать пост должны посоветоваться с
опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.
Православие.ru
|