
Уважаемые участники конференции, дорогие педагоги, братья и сестры!
Позвольте мне поприветствовать вас на этой конференции и поделиться с вами некоторыми размышлениями о том, каким образом, с точки зрения Церкви, соотносятся такие важные понятия, как образование, воспитание, нравственность, и как они влияют на формирование личности.
Предоставленное мне слово хотелось бы начать собственно с понятия «образование». его корень церковнославянский - «образ», и для христианина образование означает поиск и раскрытие в себе того образа, который является образом Божиим, присущим первозданному человеку до грехопадения. Это трудный путь, которым мы идем в течение всей жизни, это путь осмысленного подвига, путь преодоления греховных соблазнов в себе. Это то состояние души, о котором преподобный Серафим Саровский говорит: «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». великий святой земли Русской знал об этом опытно, ибо был причастен этому состоянию духовной радости от глубокого мира в душе с Богом и людьми, от дара любви к Богу и ближним.
Этот дар любви с наибольшей силой проявляется в наших святых, показывающих нам
путь, который единственно необходим для
человека и которым они прошли сами. Это
свойство любви есть в каждом человеке, где-то в самой сердцевине, в глубинах нашего
естества. В ком-то оно более выражено, в
ком-то приглушенно, а в ком-то настолько искажено неправдой жизни, злом собственных
дел, слов и мыслей, что трансформируется
в греховный эгоизм. Кажется, невозможно
поверить в существование искренней, истинной, жертвенной любви. Но она есть, и
путь к Истине, путь к царственной свободе
от греха остается открытым для каждого.
Обретение такого пути и есть подлинная
цель образования. Особенно это важно в
период становления личности, в юные и
молодые годы. Реалии современной жизни
являют нам особую остроту этого вопроса. К
сожалению, за последние 20 лет наше общество не сформулировало основные принципы
консолидации. Мы не можем дать себе отчет в том, к чему стремимся, к чему идем.
Сегодня мы часто говорим о процветании и
модернизации, и это действительно необходимо, но можем ли мы дать внятный ответ
на вопрос: каково их глубинное, сущностное
наполнение? Какова их нравственная платформа? Иными словами, на каком фундаменте, на каких основополагающих принципах
должна строиться наша жизнь, чтобы Россия
пришла к процветанию?
Двадцать лет мы живем без ясно сформулированных нравственных основ. В условиях
зыбкости моральных и нравственных критериев, в условиях, когда традиционные духовные
ценности не восприняты народом в их полноте,
уже выросло и повзрослело новое поколение.
И как бы хотелось, чтобы наше молодое
поколение не было беспринципно в духовнонравственном отношении. Однако именно в
молодежной среде проявляются те пороки, о
которых грозно предупреждал апостол Павел
как о предзнаменовании последних времен:
«люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
<…> более сластолюбивы, нежели боголюбивы…» (2 Тим. 3, 2–5). Нет ясных, с детства
привитых нравственных правил. Поэтому у нас
далека от благополучия сфера семейной жизни, потому так часты разводы среди молодых
пар, не уменьшается число брошенных детей
и сирот при живых родителях.
По этой причине национальным бедствием в нашей стране являются юношеский
алкоголизм и наркомания. Конечно, у нас
есть талантливые молодые люди, с ними-то
и связаны надежды на будущее, но их доля
заметно меньше, чем 15–20 лет назад, да и
демографический провал, связанный со спадом рождаемости в первой половине 1990-х
годов, конечно, сказывается. После десятилетий воинствующего атеизма и забвения духовных традиций народа, многие обратились
к Церкви. Однако публичная популяризация
порока и безнравственности опережающими
темпами захлестывает молодое поколение.
Сегодня мы должны понять, что если наша
жизнь и дальше будет развиваться в таком
же направлении, нас не спасут никакие
инновации, модернизации, нанотехнологии и
отечественные силиконовые долины, в своих
проектах сами по себе замечательные. Мы
сами себя лишим будущего, идя по пути
греховного самоистребления.
В этой связи хочется спросить: почему
же до сих пор вопрос о соработничестве
гражданского общества и Церкви в области
воспитания и образования нередко вызывает
непонимание, недовольство, а иногда плохо
скрываемое раздражение? Может быть, потому, что многим трудно принять тот факт,
что Церковь является хранительницей духа
народа, его духовного и нравственного потенциала. Можно ли, обращаясь к истории,
подобное утверждать о каком-либо гражданском институте нашего общества?
В таком случае становится понятным,
почему столько копий сломано по поводу
вопроса факультативного (подчеркиваю это)
преподавания в средней школе основ православной культуры – не основ православного
вероучения, а православной культуры! Но
уже не раз говорилось о том, что если мы
сызмальства не приучаем детей к традиционным ценностям, не раскрываем их красоту,
достоинство и нравственность, то лишаем их
духовного иммунитета и обрекаем на очень
серьезные, неразрешимые мировоззренческие и жизненные проблемы в будущем.
Плохо, что современные школьники зачастую не могут вразумительно объяснить,
в чем, например, состоит содержание и
смысл праздников Рождества Христова и
Пасхи. А ведь эти великие христианские
праздники у нас являются государственными. Или, скажем, почему именно 4 ноября
было предложено считать Днем народного
единства и отмечать как государственный
праздник. Известен тезис: кто не учит своей истории, будет вынужден учить историю
другого народа. Вряд ли можно считать
курьезом ситуацию, которая произошла в
одной из элитных московских школ, когда
учитель спросила детей о том, были ли дети
когда-нибудь в храме. Дети наперебой стали
отвечать, что они были в храме на Кипре,
в Турции, в Таиланде, но ни один из них не
сказал, что был в храме в родной Москве
или в Троице-Сергиевой Лавре, без знания
истории которой немыслимо понимание
истории России.
 Еще меньше знаний дети имеют об истории
своей малой родины, родного края. Многие ли
дети знают имя святителя Филофея (Лещинского), миссионера и просветителя Сибири,
многие ли знают о его жизни, трудах и подвиге, о том, что именно святителю Филофею
принадлежит ключевая роль в основании и развитии образования и просвещения в Сибири.
Святитель Филофей является основателем в
1703 году Тобольских духовных школ. Благодаря просветительским трудам его учеников
стало возможным открытие в 1761 году Тюменского духовного училища, 250-летие со дня
открытия которого мы отмечаем в этом году.
Эти страницы истории нашей малой родины, к
глубокому сожалению, не входят в школьные
учебники. Сегодня существует острая необходимость в написании учебников для вузов и
школ по истории распространения православия
в Сибири, истории, которая для большинства
из нас является малоизвестной.
К нашему общему стыду, иностранцы, приезжающие в Россию, о русских памятниках
культуры, занесенных в списки всемирного
культурного наследия ЮНЕСКО , знают больше, чем российские школьники и студенты.
Спросите ваших учащихся об Остромировом
Евангелии или храме Покрова-на-Нерли, о
стилистических особенностях такого литературного жанра, как жития святых: много ли
они расскажут? Хорошо, что имеется возможность сказать об этом в вузах, причем
на уровне, конечно, более углубленном, чем
предполагает школьное образование. Однако
нельзя упускать возможность изучать историю и культуру своего Отечества в рамках
общеобразовательной школы.
Учебный год 2011/2012 является показательным для религиозного образования в
России. Завершается апробация комплексного курса «Основы религиозных культур и
светской этики», и мы уже можем говорить
о некоторых результатах проведенной работы. Сегодня мы видим, что, несмотря на
некоторые трудности, введение этого курса
в целом было положительно оценено всеми
участниками эксперимента: от педагогов и
руководителей образовательных учреждений
до родителей и детей. Предметы нравственного содержания успешно вписываются в
общую систему общеобразовательной подготовки, углубляя основные гуманитарные
дисциплины и существенно расширяя возможности воспитательного процесса.
В октябре-ноябре 2010 года Общественной
палатой был проведен опрос более 700 родителей, который показал, что 78% православных
родителей и даже 71% из числа неверующих
родителей относятся положительно к преподаванию основ религиозных культур в школе.
Каждый третий участник опроса отметил,
что вследствие изучения курса его ребенок
стал добрее и терпимее. Участники опроса
свидетельствовали, что между школьниками
не возникало никаких конфликтов, связанных
с преподаванием данного курса. Сотрудники
Министерства образования и науки также
не получали никаких сигналов о конфликтах,
связанных с преподаванием курса, чего так
боялись либерально-атеистически настроенные
религиоведы. Сегодня можно говорить: опасения, что модульность курса приведет к росту
межрелигиозной и межнациональной нетерпимости в школьной среде, не имеют под собой
никаких оснований, напротив, 41% участников
опроса сказали, что вследствие изучения курса
дети стали лучше понимать представителей
других религий.
Новый образовательный стандарт предполагает изучение религиозной культуры
в рамках предметной области «Основы
духовно-нравственной культуры народов России». Мы должны понимать, что целостное
мировоззрение и ясная система ценностей
не могут быть сформированы за короткий
срок обучения в рамках одного года. Позиция Русской Православной Церкви состоит в том, что религиозную культуру
необходимо преподавать на всех ступенях
обучения, поскольку каждый этап становления человеческой личности требует нового
осмысления и углубления духовного опыта.
Залогом эффективности образования мы
считаем раздельное преподавание предметов
по религиозной культуре. Мы считаем недопустимым их слияние в один секулярный
религиоведческий курс, поскольку это повлечет за собой выхолащивание самой идеи
духовно-нравственного воспитания.
Есть множество иных направлений и
форм, в которых светское и духовное образование находят и могут находить совместные интересы. Главное же в том, что
мы воспитываем будущее нашей страны,
граждан нашего Отечества, которым жить
вместе, в одном обществе. Так или иначе,
мы делаем одно общее дело – дело созидания нашей страны, продолжения истории
нашего народа, которая не в одном советском и атеистическом периоде заключается, но которой более тысячи лет. Если мы
воспитаем достойное молодое поколение,
то тем самым исполним свое призвание и
оправдаем жизненный подвиг наших предков.
Век за веком своей кровью и бескровным
мученичеством они жертвенно создавали,
сохраняли и отстаивали Россию. Вспомним,
что в ХХ веке страшной ценой многих десятков миллионов жизней, отнятых годами
репрессий и тяжелейшего периода Великой
Отечественной войны, было подтверждено
право нашей Родины на независимость, свободу и самобытность развития. Если же мы
будем малоуспешны на своем пути и сами
окажемся недостойными воспитателями, то
чем сможем оправдаться, когда предстанем
в вечности перед Богом и своими предками?
Мера нашей ответственности – судьба
России. Сегодня мы живем в секулярном
мире, который объявил себя не только постиндустриальным, но даже постхристианским. Смысл понятия образования в наши
дни все более выхолащивается, теряя свое
первоначальное, подлинное содержание.
Но, несмотря на это, образ Божий всегда
присутствует в человеке. А потому задача
образования в ее нравственном понимании
будет неизменно заключаться в том, чтобы
помочь каждому в начале его самостоятельного пути обрести верные ориентиры и
далее, в течение всей жизни, вырастать в
меру высокого предназначения человека.
Пользуясь случаем, хотел бы еще раз
сердечно приветствовать высокое педагогическое собрание и выразить надежду, что
итоги нынешних Чтений окажутся полезными при организации взаимодействия всех
участников процесса духовного воспитания
в нашем регионе.
Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий
20 октября 2011 года
|