В эти дни поста, которые приведут нас к торжеству Воплощения Господня, Церковь,
словами Самого Христа, сурово и ясно нас предостерегает. В сегодняшней притче о
безумном богаче Христос говорит о переполненных амбарах материальных благ; но
мы все богаты очень по-разному, и не обязательно в первую очередь материально.
Как мы твердо полагаемся на взаимоотношения
наши с Богом, какую надежную опору находим в евангельских словах, словах Самого
Христа, учении апостолов, нашей Православной вере! И чем дольше мы живем, тем
больше накапливаем мыслей, знания, и сами
сердца наши становятся богаче и богаче
чувствами в ответ на красоту Божиего слова.
Но спасает нас не это; спасает нас сила
Божия, благодать Божия, которая постепенно
учит нас и может очистить и преобразить
нас. Но хотя Бог подает нам Свою благодать
неограниченно, мы-то оказываемся способны
принять дары Божии лишь в очень малой
мере. Мы почти неспособны распахнуть ей
свое сердце; решимость изменяет нам; у нас не хватает смелости идти тем же путем,
который мы сами избрали, потому что он так прекрасен и животворен.
Апостол Павел дает нам образ: мы подобны чахнущим веточкам, привитым, рана к
ране, на животворящее дерево, которое есть
Христос. Да, мы привиты, – но сколько живоносных соков сможет проникнуть в сосуды
веточки? Сколько жизни будет дано и принято? Это зависит от того, насколько раскрыты
сосуды веточки и сколько соков сможет течь
в них свободно, – это зависит от нас.
Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит
лицом к лицу перед Богом, пришедшим во
плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход –
также и суд, потому что нельзя встретить
Бога и не оказаться перед судом. И вот,
найдется ли в нас что-либо общее, роднящее
нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в
наши руки? Или придется нам встать перед
Ним и сказать: я получил все Твои дары, но
не принес плода, – как человек из притчи,
который получил талант и схоронил, закопав
в землю? Будем ли мы, как приглашенные
на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один – потому что купил
поле; он хотел стать землевладельцем, но
земля поработила его; или другой, у которого
было дело на земле, и ему некогда было
отвлечься от своих занятий ради Бога, ради
того, чтобы побыть с Ним. Или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его
сердце не осталось места, чтобы разделить
радость царственного жениха?
Притча эта будет читаться в конце Рождественского поста, перед самым приходом
Спасителя, и как мы к ней подготовимся?
Будем копить дальше и дальше, не принося
плода?
Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога;
пост не означает, что нужно приходить к
Причастию чаще обычного. Пост – это время,
когда мы должны встать перед лицом суда
Божиего, вслушаться в голос своей совести
– и воздержаться от Причастия, если мы не
можем приобщиться достойно. А приобщиться
достойно означает, что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с
кем мы в раздоре; мы должны остановиться
на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и неверности
людям – и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, чтобы не оказалось, что Он умирал за
нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас
состоит в том, чтобы глубоко задуматься о
себе самих, подвергнуть себя беспощадному,
строгому суду и подойти к Приобщению через
исповедь, через покаяние, через тщательное
испытание собственной жизни, так, чтобы не
оказаться осужденными, приступив небрежно
к Святой Трапезе.
А это предполагает несколько простых,
но необходимых вещей: нельзя приступать к
Причастию, опоздав к началу Литургии; нельзя приступать к Причастию, не приготовив
себя, в течение всей предшествующей недели, молитвой, испытанием совести, Правилом
перед Причащением. Если Правило слишком
длинно, чтобы прочитать его в субботу вечером после всенощной, молитвы его можно
распределить на всю неделю, присоединяя их
к правилу вечерних и утренних молитв. Во
всяком случае, дисциплина, которая требуется от нас всегда, должна соблюдаться в эти
дни еще неукоснительнее. И Православная
Церковь учит, что желающие приступить
к Причастию должны присутствовать на
всенощной в субботу вечером, так, чтобы
подготовиться к встрече с Господом в день
Его Воскресения.
Это все не просто формальные дисциплинарные «правила»; это призывы, которые
ведут нас за руку в глубины духовной жизни,
к более достойной – или хотя бы менее недостойной встрече Господа.
Вступим поэтому сейчас в Рождественский пост и приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая
движения сердца: как мы относимся к другим,
к себе и к Богу, как мы учимся у Церкви
молитве, поклонению и послушанию Божиим
заповедям?
И отнесемся также более внимательно,
чем мы это делаем обычно, к соблюдению
физических правил поста. Они рассчитаны
на то, чтобы помочь нам отряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям,
пробудить в нас чуткость и бодрость, не
дать нам закоснеть в нашей приземленности,
которая мешает нам воспарить к Богу.
Соблюдайте эти правила, готовьтесь
внимательно через весь Рождественский
пост, ожидая пришествия Господня, но не
пассивно, а в том состоянии собранного
бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия своего Царя. Будем
помнить, что находиться в присутствии
Божием – величайшая честь, самое святое,
что с нами может случиться; это не «право»
наше, а величайшая честь, которую Бог нам
оказывает, и будем держать себя соответственно. Аминь!
Антоний, митрополит Сурожский
|