Обычная картина контрастов монастырской жизни – открытые
яркие одежды туристов среди строго черных монашеских ряс. Со
временем для одних монастырь стал только местом культурного
отдыха, шедевром мирового зодчества, подобно афинскому акрополю
или египетским пирамидам, для других же он навсегда оставался
православной святыней и силой, объединяющей Святую Русь.
«Странные» одежды монахов, как и все традиции монашеской
жизни, образ покаяния, пример большей заботы о внутреннем мире
человека, чем о внешней стороне жизни, невсегда понятны современному человеку, который больше заботится о внешнем.
Стиль современной моды попирает законы совести и стыдливости.
Казалось бы, зачем говорить о таком личном деле, как манера
одеваться? Однако же именно «по одежде» мы судим о характере
людей и в зависимости от внешнего вида принимаем или не принимаем их в общение. Не случайно император Петр Великий свой путь
к реформе общественных отношений и упразднению патриаршества
на Руси начал с изменения внешнего облика своих подданных – приказал брить бороды и носить парики.
Относительно внешнего вида Церковь учит: «На женщине не должно
быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское
платье; ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий
сие» (Втор. 22, 5). Мужчина, мирянин, должен находиться в храме с
непокрытой головой, а женщина с покрытой. «Всякий муж, молящийся
или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была
обрита» (1 Кор. 11, 4-5).
Апостол Павел пишет, чтобы жены в приличном одеянии со
стыдливостью и целомудрием украшали себя не плетением волос,
не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми
делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1
Тим. 2, 9-10).
«Не покрывайте Божия лика гнусными красками и вместо лица
не носите личины. Один цвет любезен в женщине – это добрый румянец стыдливости», – учит святитель Григорий Богослов. Женщина,
входящая в церковь излишне украшенной, по словам святителя Тихона
Задонского, делает храм Божий позорищем (театром) и примет наказание от Бога за соблазнительное поведение.
Внешний вид христианина должен быть скромным, должен являть
чистоту души. Такой Божественной красотой сияют лики святых. Их
образа украшают храмы и открывают нам благолепие иного мира.
Храм – дом Божий. И как в чинопоследовании Богослужения Церковь определяет строгий порядок, так и каждому отворяющему двери
храма заповедано входить в него с «верой, благоговением и страхом
Божиим».
Составлено по проповеди иеродиакона Галактиона,
насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
«Высоцкий благовестник»
|