ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№11 2009 г.         

Годы духовного подъема


В начале 30-х годов 20 века моя сродная бабушка Анна Трофимовна Петрушина 22-ти лет, уроженка деревни Паченки Нижне-Тавдинского района, приехала в Тюмень, где вскоре вышла замуж за работника НКВД Павла Ивановича Саранчина. Квартиру получили они в заречной части города, восточнее фанерной фабрики, около первого речного перевоза в створе улицы Семакова, где от уреза реки вверх по крутому берегу была построена деревянная лестница с площадками и беседками для отдыха.

Через год к ним приехала из той же деревни Паченки моя прабабушка Синклитикия Никифоровна Петрушина, уроженка деревни Курьянской. Девичья фамилия ее – Девяткова, 1869 года рождения. Как-то в середине 30-х годов пришел Павел Иванович Саранчин с работы, после ужина стал тихо разговаривать с женой и как бы невзначай сказал:

– есть слухи о закрытии знаменской церкви.

Сказал так, чтобы услышала теща. она была верующей и сразу сообразила, что нужно делать.

Встала рано утром, управилась по хозяйству. Не было еще и шести часов, как она стояла у речного перевоза №1 и ждала его. Он представлял собой большую деревянную четырехвесельную лодку, вмещающую 20-25 человек. На весла, как правило, садились добровольцы, особенно те, у кого не было денег, и дети.

В сороковые годы XX века билет на перевозе стоил от 3-х до 5 копеек. Работа перевоза начиналась с шести часов утра. Синклитикия Никифоровна переехала первым рейсом и стала обходить дома знаменского прихода и говорить людям: «Как только к вам будут приходить со списками большевики, то ставьте крестики и тогда знаменскую церковь не тронут». Все верующие эти крестики и ставили, даже те, у кого родственники были коммунистами или комсомольцами.

После чего она вернулась на том же перевозе в зареку и продолжила агитировать за крестики домохозяев того же Знаменского прихода. Так я считаю, что эта семья помогла отстоять единственную действующую на весь период советской власти церковь.

P.S.: риск в этом всей семье был великим. инициатива прабабушки о сохранности церкви находилась в ее крови. А вот для Павла Ивановича это могло быть трагическим. Не могли не знать его коллеги о том, что предприняла его теща. Скорее всего, никто на него не донес по той причине, что он был любимчиком этого коллектива.

Правнук Владимир Прокопьевич 70-ти лет,
по материнской линии Петрушин,
по отцовской – Девятков

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.