Рождественский пост предваряет собою праздник рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым
постом, потому что начинается после 27 ноября – дня памяти апостола Филиппа.
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова
очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить
явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести
ему наше чистое сердце и желание следовать его учению.
Правила воздержания, предписанные
Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Понятно, что
во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского
поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без
масла (сухоядение). В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье –
разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского
поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например,
в праздник Введения во храм Пресвятой
Богородицы, в храмовые праздники и во дни
великих святых, если эти дни приходятся на
вторник или четверг. если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение
поста положено только на вино и елей. Со
2 января по 6 января пост усиливается, и
в эти дни, даже в субботу и воскресенье,
рыба не благословляется.
Как проводить время постов
По делам благочестия, которым мы
должны посвящать постные дни, дни поста
приближаются к дням праздничным. Cлово
Божие свидетельствует, что пост... соделается для дома иудина радостью и веселым
торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней.
В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в
посты – к примирению с Богом и участию в
жизни, страданиях и смерти спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной
радости, надежде, посты – к сокрушению и
слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты – предписывает умеренное
употребление пищи и пития, и притом пищи
не скоромной, а постной. В церковном Уставе
ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано,
с той целью, чтобы ослабить в нас страстные
движения плоти, возбуждаемые обильным и
сладким питанием тела; но так, чтобы не
совсем расслабить нашу телесную природу,
а напротив – сделать ее легкою, крепкою и
способною подчиняться движениям духа и
бодренно выполнять его требования.
Устав церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать
уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то
есть еды, пищи), не как от скверных (да не
будет сего), а как от неприличных посту и
запрещенных Wерковью. Брашна, от которых
должно воздерживаться в посты, суть: мясо,
сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и
рыба, смотря по различию святых постов».
Существует пять степеней строгости
поста:
1) полное воздержание от пищи;
2) сухоядение;
3) горячая пища без масла;
4) горячая пища с маслом (растительным);
5) вкушение рыбы.
в день вкушения рыбы разрешается и
горячая пища с растительным маслом.
В православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение
в определенные дни более строгой степени
поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.
Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже
наоборот, может быть и духовно вредным,
если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой,
покаянием, с воздержанием от страстей и
пороков, искоренением злых дел, прощением
обид, с воздержанием от супружеской жизни,
с исключением увеселительных и зрелищных
мероприятий, просмотра телевизора. Пост не
цель, а средство – средство смирить свою
плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и
покаяния пост становится всего лишь диетой.
Постясь телесно, в то же время необходимо
нам поститься и духовно: «постящеся, братие,
телесне, постимся и духовне, разрешим всяк
союз неправды», – заповедует святая церковь. Сущность поста выражена в следующей
церковной песне: «Постясь от брашен, душа
моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно
утешаемся неядением: ибо – если пост не
принесет тебе исправления, то возненавидена
будет от Бога, как фальшивая, и уподобится
злым демонам, никогда не ядушим».
Как приучить себя к посту
Основа поста – борьба с грехом через
воздержание от пищи. Именно воздержание,
а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить
со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. пост – аскетический подвиг,
требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно,
поэтапно, начав хотя бы с воздержания от
скоромной пищи в среду и пятницу в течение
всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают
поститься безмерно строго. Вскоре они или
расстраивают свое здоровье, или от голода
делаются нетерпеливы и раздражительны, –
злятся на всех и на все, пост скоро делается
для них невыносимым и они бросают его.
Чтобы наше расположение к посту сделать
прочным, нужно приучать себя к посту не
спеша, внимательно, не разом, а постепенно
– мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи
и пития; потом понемногу надо уменьшать
количество употребляемой пищи и довести
его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться
ослаблению, изнурению, – неспособности к
делу. Тут главное правило, данное самим
Господом: да не отягчают сердца ваша
объядением и пьянством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным
духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить
благословения на совершение поста.
Православие.ru
|