Архиепископ Тобольский и Тюменский, наш дорогой Владыка Димитрий – многолетний управитель Тобольско – Тюменской епархии. Много
добрых дел вписал он в ее историю. Но есть среди них такое, которое
пронзительно ярко, как говорят художники, войдет на века, которое
связано с именем Владыки как особое, именно ему принадлежащее.
Оно и будет высвечивать имя Владыки Димитрия во множестве других
славных имен, которые перешли и перейдут в закрома исторической
памяти Русской Церкви. Это – духовное пение для всей широкой
массы народа. Знаменитый хор
семинаристов, известный теперь
уж до границ Святой Земли – вот
в чем усмотрело глубокое религиозное чувство Владыки великое
средство нести Слово Господне в
сердца людей. «Искусство для народа», над которым всегда издевались снобы, обученные высшей
нотной грамоте и, как правило,
бесплодные, именно его оценило эстетическое и нравственное
чувство Владыки.
Единство истины, добра и красоты
– как только не толковали его ученые
и философы, рационалисты и мистики.
Великая заслуга Владыки Димитрия в
том, что он создал единство истины,
добра и красоты в единственно верной
с массово – практической точки зрения
форме – в форме народной духовной
песни в исполнении коллектива духовных лиц. В этой форме народное,
широкое звучание приобретают богослужебные песенные тексты, а народные
песни звучат как священные для сердца
народа. Отчего так происходит, когда
к народным словам песен прикасается
духовное сердце певца, взращиваемого
на почве церковной ограды? Почему
эта ограда не разделяет, а соединяет
сердца народа и Церкви? Нельзя в
ответ сказать просто так, в целом, в
общем. В данном конкретном случае
так происходит потому, что песни, те
же самые народные песни, льются не
из уст(!), а из самой сокровенной сердечной глубины, глубины православного
духа, осененного тайной неизреченной
любовью, милосердием, кротостью.
Тайны – неизреченной, но вот оказывается ее можно спеть. Излить в слезах
умиления, светлой грусти о горнем,
высшем, небесном, в слезах скорби о
горьком, неправильном, невозвратном,
потерянном в земной нашей юдоли.
Хор не певцов и певиц, мирских профессионалов и не хористок, а именно людей, подготовленных стать священниками
– вот уникальная форма миссионерства,
самой природой предуготовленная волновать и приводить в движение духовные струны души человеческой. Это и
почувствовало сердце самого Владыки
Димитрия, которое как плодородное семя
было питаемо с детства и юности на
почве народной, соками и теплом святой
правды, от века неиссякаемой в простом
народе государства российского.
Во время встречи семинаристов
Тобольской Духовной семинарии со
студентами Тюменского государственного нефтегазового университета в
сентябре 2007 г. нам довелось слушать
песню «Мама», которую они пели. Мы
видели горячие слезы слушателей (журналистов, студентов, преподавателей),
видели на лицах их голубиную красоту
Святого Духа и подумали: «Что же еще
надо людям, чтобы поверить в правду
Божью?» Здесь были и мусульманки,
и те, кто только задумывается о Боге,
глаза их были влажны.
И возник образ:
«На троне с государственной думой
на челе князь Киевский Владимир.
Пред ним предстоят миссионеры, гонцы
из стран с разной верой: мусульман-
ской, христианской – византийской и
иудейской. И каждый из них говорит:
«Наша вера истинна – прими ее». И
не знал князь, что сказать – горячо
и убедительно, и искренно говорили
гонцы – миссионеры. Долго думал царь
– государь земли русской, да потом и
сказал, совсем не задумываясь, а так по
сердцу своему былинному: «А спойте-ка
вы миссионеры – гонцы иноземные то,
что любо сердцу вашему народному».
Мусульманин сказал: «Нет пения лучше,
чем пение Корана, государь». Иудей ска-
зал, что есть у них знаменитая на весь
мир песня «семь сорок», но не принято
исполнять ее во «чужих людях». И сказал
гонец - миссионер византийский: «Спою
я тебе, царь – государь, песню русскую,
в земле твоей, Богом избранной, мною
подслушанную, но спою я ее с христи-
анской любовью великою».
И запел гонец, и покатилась по лицу
царя, кровавыми боями - сражениями
закаленному, слеза светлая, как солнце
красное, горячая, и смягчилось сердце
царя суровое, и любовью светит уж в
глазах государевых. И сказал он миссионеру – гонцу византийскому: «Принимаю я веру твою христианскую». Вот
так и пошла Русь Православная. Одно
только добавил умный царь – государь,
князь Владимир Красное Солнышко
– песни русские народные в духовном
исполнении. На то он и блистательный
в истории Владыка Земли Русской.
Спасибо от всего сердце и Владыке
Димитрию за созданное им и внедренное в миссионерское служение Церкви
духовное пение русских народных песен, которое творит Божью любовь в
сердцах людей.
Спасибо «поющим семинаристам» - новому институту в миссионерской практике Русской Православной Церкви.
Группа студентов Тюменского нефтегазового университета
|