Басня «Осел и мужик»
Басня «Осел и мужик» была впервые
опубликована в 1819 году. Есть русская поговорка:
«пусти козла в огород…». В басне
повествуется, как безрассудный мужик нанял
осла стеречь огород от птиц. И вот «со
всех ослиных ног» он гонял птиц по всему
огороду. Ни ослу, ни птицам не было покоя,
при этом все грядки были притоптаны. Видя
погубленный урожай, крестьянин дубиной
отлупил осла. Заканчивая басню, Иван Андреевич
Крылов выводит мораль: «не прав и
тот, кто поручил ослу стеречь свой огород».
ОСЕЛ И МУЖИК
Мужик на лето в огород
Наняв Осла, приставил
Ворон и воробьев гонять нахальный род.
Осел был самых честных правил:
Ни с хищностью, ни с кражей не знаком:
Не поживился он хозяйским ни листком,
И птицам, грех сказать, чтобы давал потачку;
Но Мужику барыш был с огорода плох.
Осел, гоняя птиц, со всех ослиных ног,
По всем грядам и вдоль и поперек,
Такую поднял скачку,
Что в огороде все примял и притоптал.
Увидя тут, что труд его пропал,
Крестьянин на спине ослиной
Убыток выместил дубиной.
«И ништо! – все кричат, – скотине поделом!
С его ль умом
За это дело браться?»
А я скажу, не с тем, чтоб за Осла вступаться;
Он, точно, виноват (с ним сделан и расчет),
Но, кажется, не прав и тот,
Кто поручил Ослу стеречь свой огород.
Есть русская пословица: «сила есть, ума
не надо». Это предостережение человеку о
необходимости соизмерять свою силу и свои
умственные способности для того, чтобы
исполнять ту или иную работу. Это важно
учитывать, когда вышестоящий руководитель
дает то или иное задание подчиненным.
Важно четко представлять, хватит ли у
исполнителя сил и разумения в том или
ином деле. Рвение без рассудительности
вместо пользы может принести вред. Про
безрассудных силачей нередко говорят:
«наломал дров». Чем выше по социальной
лестнице поднимается человек, тем больше
на него возлагается ответственность за
принимаемые решения при назначении подчиненных.
Во всем этом большое значение
имеет рассудительность и высокая степень
ответственности. Даже при недостатке силы
или умения ответственный и добросовестный
человек может их восполнить, прилагая
усердие и рассудительность в труде. При
этом важным принципом является «не навреди».
Это достижимо тогда, когда человек
все делает по дару божественной любви,
когда наш разум и воля подчинены этому
божественному дару.
Для совершенствования в делах доброделания
необходимо уметь анализировать
свои поступки и признавать свои упущения.
Обращаясь к опыту старших поколений, человек
развивает свои способности в добрых
делах. Гордость и самомнение, чрезмерная
самоуверенность и самонадеянность не
дают человеку правдиво оценивать свои
способности и свою деятельность. Согласно
Священному Писанию гордость – это диавольское
поражение души человека, которое
приводит к искажению понятия правды и
истины. Гордость приводит к нарушению
свойств души: разума, воли и нравственного
чувства – совести. Все это лишает человека
самокритичности и совершенствования в
добрых делах.
+ М.Д.
|