Одностороннее предоставление автокефалии Константинопольским Патриархатом на Украине разрушит единство
православного мира, считает иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней (Булович)
Каждый день убеждаешься в том, что,
рассуждая об украинской церковной проблеме,
зачастую церковные мужи, образованные
иерархи и богословы, с одной стороны, и,
как правило, журналисты с другой, как «светские»,
так и «наши», говорят и пишут о том,
что Вселенский Константинопольский Патриархат
собирается или, по словам других,
не собирается предоставлять автокефалию
Украинской Церкви.
Однако этот способ выражения, с экклесиологической
точки зрения и с точки
зрения священных канонов, неточен и,
следовательно, вводит в заблуждение независимо
от того, насколько благими были
побуждения подавляющего большинства изъяснившихся
таким образом. Естественно, я
не утверждаю, что подобная формулировка
объясняется недостаточной богословской
подготовкой некоторых пастырей и богословов
Церкви или намерением не-богословов
исказить реалии. В данном случае у меня
сложилось впечатление, что эта ущербная
терминология происходит, скорее всего, из-за
невнимательности и небрежности.
Я объяснюсь. На Украине есть каноническая
Украинская Православная Церковь,
которая в качестве автономной Поместной
Церкви находится в подчинении Московского
Патриархата, признается всеми без исключения
Православными Церквами и состоит
с ними в евхаристическом общении.
Эта Церковь не желает и ни у кого не
просила автокефалию, даже у Московского
Патриархата, к которому относится и который
в таком случае был бы призван начать
всю процедуру, выйдя с соответствующим
предложением, ни у Константинопольского
Патриархата, который, как первопрестольная
Церковь, был бы призван тогда в рамках
координации вопроса вынести данный вопрос
на всеправославное обсуждение и окончательное
решение: либо положительное, либо
отказав в этой просьбе до времени или на
неопределенный срок.
Параллельно с этой канонической Украинской
Церковью в стране существуют три
раскольнических объединения, а вдобавок к
ним – агрессивная униатская община. И вот
эти переговоры об автокефалии как раз и
ведутся с этими раскольническими «Церквами»
и одновременно с государственными
властями Украины в отсутствии канонической
Церкви и вопреки ее желанию. Cамо собой
разумеется, что при этом самым наглым
образом в этот вопрос на стороне раскольников
вмешиваются униаты.
Следовательно, речь идет не о проекте
предоставления автокефалии Украинской
Церкви, как мы об этом постоянно слышим
и читаем, но о программе предоставления
автокефалии украинским схизматическим
образованиям.
Действия Константинополя объясняются
и аргументируются стремлением устранить
расколы и восстановить церковное единство
народа Украины на основании недавно
сформулированного учения о том, что, как
Вселенский престол и исторически мать для
славянских Церквей, Константинопольская
Церковь имеет право принимать решения по
собственному праву и по собственной инициативе,
пренебрегая прежде существующими
границами автокефальных Поместных Церквей
и невзирая на их позицию или сопротивление.
Тем не менее, это учение совершенно
не выдерживает критики, потому что,
согласно действительному устройству Церкви,
выше епископата и полноты автокефальной
Церкви стоит лишь соборный институт,
т. е. авторитет собора всех или большинства
автокефальных Церквей (Вселенский собор)
или собор большинства церквей какого-либо
широкого региона (Великий собор – ??????
???????). Первый епископ нашего Востока
является не абсолютно первым, как это
имеет место в юрисдикции старого Рима, но
первым в Соборе. Согласно всем известному
34-му апостольскому правилу, Собор без
первого недействителен, но и первый без
Собора существовать не может. Из этого
следует, что Вселенский Патриарх не имеет
права обсуждать, и уж тем более – принимать
решения о статусе Украинской Церкви
и, соответственно, какой-либо иной Церкви,
сам по себе, вне Собора, самовластно.
Сюда следует добавить и иную проблему.
Каким образом было бы возможным восстановить
законно изверженных епископов
и клириков, их вождя – Денисенко, лжепатриарха
Киевского, не только изверженного,
но и, сверх того, отлученного и анафематствованного?
Разве может какая-нибудь
Церковь, не исключая и первой по чину и
славе, нарушать и считать недействительными
церковные деяния и решения другой
братской Церкви? Более того, разве имеет
право какая-нибудь Церковь признавать или
не признавать канонические действия иной
Церкви в зависимости от обстоятельств и
случая, к тому же на основании сомнительных
критериев? Все обстоит как раз наоборот:
совершаемые в одной Православной
Церкви хиротонии, переводы клириков,
прославления святых и тому подобное
– с одной стороны, но и лишения сана,
низвержения, отстранения от совершения
богослужений и другие епитимьи, с другой,
автоматически признаются и имеют силу во
всех без исключения Церквах. Если устранить
этот принцип внутренней связанности
и взаимопроникновения Церквей, то сразу
же нарушается вся структура и вся система
функционирования церковного организма.
Правильное следование вышеуказанному
принципу, прежде всего, с одной стороны,
исключает диалог с раскольниками «на
равных», после чего, с другой стороны,
они с покаянием возвращаются в единство
с Церковью и к каноническому порядку.
Вот тогда уже они могут и имеют право
выдвигать свои требования, в том числе и
требование автокефалии, сначала к своей
собственной Церкви, а затем через нее ко
всей Церкви.
Этому методу до недавних пор неуклонно
следовал и Вселенский Константинопольский
Патриархат, как по отношению к расколам
на Украине, так и по отношению к расколу
в Скопье. Во дни нынешнего Всесвятейшего
Вселенского Патриарха было время, когда
Фанар не принимал раскольников из Скопье
для обсуждения их вопроса без предварительного
согласия Сербского Патриархата.
Тогда было немыслимо, чтобы они обращались
напрямую к Вселенскому Патриарху,
минуя Церковь, от которой откололись, а
их вопросы включались бы в повестку дня
Константинопольского Священного Синода.
При этом недавно Сербская Церковь узнала
о таких фактах только из средств массовой
информации. Проступает явная аналогия с
украинским вопросом. Зададимся вопросом:
каково содержание термина автокефальная
Церковь?
Однако худшее и самое прискорбное –
это то, что провозглашенная цель операции
под названием «Украина – упразднение
расколов и воссоединение православных
христиан Украины» заранее обречена на
неудачу. Расколы не преодолеваются полумерами
на основании формального и притворного
обращения раскольников, которых
активно поддерживают светские власти и
трудно различимые внешние политические
центры, которые обычно действуют скрытно.
Самое большее, что получится сделать, так
это сократить количество раскольнических
группировок: вместо трех образований, существующих
на данный момент, возможно,
возникнет новая «конфедерация», весьма
слабо соединенная по сути, признаваемая
одними Церквами и не признаваемая другими,
в то время как имеющая большинство
каноническая Церковь останется там, где
она находится и сейчас: под покровом и
эгидой Московского Патриархата. А вот этот
самый господин Денисенко, некогда митрополит
Филарет, один из наиболее вероятных
в свое время кандидатов на Московский
Патриарший престол, сегодня самопровозглашенный
«Патриарх Киевский» (сохранит
ли он за собой этот титул?), подтверждает
истинность моих слов, заявляя о том, что
в будущем русскоязычные будут относиться
к Москве, как это имеет место и сегодня,
тогда как украиноязычные – к нему (а куда
же еще?). Лишь одну деталь забыл упомянуть
этот достойный уважения за своей возраст,
но во всем ином жалкий и достойный сожаления
муж: практически все жители Украины
являются русскоязычными, в то же время
немало и таких, кто одновременно является
и украиноязычным. Я предполагаю, что
преклонный возраст в случае с господином
Денисенко, а также близость выборов в
случае с господином Порошенко и являются
той немаловажной движущей силой, которой
можно объяснить поспешность и нетерпение
обоих. Но в то же время я не могу понять,
к чему нужно спешить Константинополю?
Что за выгода Православию из всего этого?
Стоит ли рисковать его единством ради
такой перспективы? Весьма сомневаюсь.
Раскол так или иначе останется, либо в
виде трех образований, либо в виде одного.
Следовательно, напрасно трудится Великая
Церковь Христова. Я очень надеюсь, что она
замечает бряцающий меч великого раскола
не только на Украине, но и по всему православному
миру. Не дай-то Бог!
Я знаю, что в прошлом многие расколы,
да и не только они, а и еретические движения
преодолевались, а их сторонники в
покаянии и по отречении своих заблуждений
воссоединялись с Церковью. Но насколько
мне известно, в двухтысячелетней истории
Церкви нет прецедентов вхождения раскольников
в Тело Церкви, чтобы они одновременно
автоматически вознеслись на высоту
высочайшего исторического образа бытия
какой-либо Церкви и вошли в сонм славнейших
и выдающихся Церквей без какоголибо
промежуточного периода созревания,
аскезы, восстановления церковных нравов
и образа мыслей, просто лишь «благодатию
и щедротами» первопрестольной Церкви.
Следует отметить, что некоторые исторические
Церкви, славные своим духовным
уровнем, свидетельством и вкладом, никогда
не впадавшие в бездну ереси или раскола,
еще не получили автокефалию и, весьма
вероятно, не получат ее во веки вечные.
Несмотря на это, они не протестуют, не
жалуются и не хнычут. Следовательно, с необходимостью
напрашивается вывод в виде
оксюморона: значит, будучи раскольнической
общиной, рано или поздно ты все равно
будешь оправдан, восстановлен и, более
того, возвышен до статуса автокефальной
Церкви. Таким образом, раскол перестает
быть смертным грехом и преступлением,
несмываемым даже мученической кровью,
а превращается в простую и легкую оплошность,
легко врачуется и, в конце концов,
– о, странное чудо! – вознаграждается.
Хотим мы этого или нет, но устраняется
преграда для множества новых расколов,
а Православная Церковь рискует стать неким
виноградником без ограды, при этом
произойдет непоправимый вред, соблазн
совести и утрата всякого доверия к нашей
Церкви как у инославных, так и у иноверных
и нерелигиозных людей.
Все это я пишу с большой скорбью, с
душевной болью, к тому же всем сердцем
почитая и любя мученическую Великую Церковь
Христову, «истину говорю во Христе,
не лгу, свидетельствует мне совесть моя в
Духе Святом, что великая для меня печаль
и непрестанное мучение сердцу моему»
(Рим. 9, 1, ср. 2 Кор. 11, 31, Гал. 1, 20, 1
Тим. 2, 7), как следствие только что возникшей
ситуации, напряжения и разногласий
по вопросу уврачевания ран, нанесенных
расколами. В настоящее время расколы,
вместо того чтобы быть устраненными из
нашей среды, странным образом вызывают
дополнительные духовные и душевные расколы
среди самих защитников единства,
благостояния и стройного шествия святых
Божиих Церквей. Именно ради утверждения
вот этих последних ценностей «забота о всех
Церквах» (2 Кор. 11, 28) наполняет и мое
сердце смиренного православного епископа,
так что «мне, наименьшему из всех святых»,
т. е. христиан (Еф. 3, 8, ср. 1 Кор. 15, 9),
непозволительно молчать, чтобы избежать
возможных подлых и ничтожных обвинений
в неверности, предательстве, дезертирстве
и т. д. Напротив, любовь к Церкви святого
апостола Андрея и всякой Православной
Церкви подвигает меня вещать, а не молчать,
говорить по совести и откровенно.
Я от всего сердца желаю, чтобы Устроитель
и Жених Церкви Господь наш Иисус
Христос, благодатью Всесвятого Духа и благоволением
Бога и Отца, предстательством
святых и богоносных отцов наших: Иоанна
Златоуста, Григория Богослова, Фотия Великого
и всех прославивших престол Нового
Рима, вкупе же и святых митрополитов
Киевских и Патриархов Московских и всех
святых, – помиловал, просветил и спас всех
нас! Я написал и спас свою душу.
Служба коммуникации ОВЦС/
Патриархия.ru
|