Я родилась в селе Ильинка Казанского района Тюменской
области. Моя бабушка, по отцу Калентьева Матрена Ананьевна,
была верующей женщиной, благообразной, уважаемой и за свое
достойное поведение, и за трудолюбие, и за талант портнихи. В
память о ней у меня есть ее книга «Новый завет» 1909 года издания.
Я была крещена вскоре после своего
рождения в 1957 году по настоянию этой
бабушки. Церковь в нашем селе уже не
работала. Моя мама работала секретарем
сельского совета, и поэтому крестили меня
тайно, на дому. Для этого пригласили священника,
чтобы он пришел вечером. Он пришел
в обычной одежде, а свое облачение принес
с собой. Занавесив окна от любопытных глаз,
совершили обряд крещения.
Бороться за свою жизнь мне пришлось с
первых дней жизни. Несмотря на то, что я
родилась здоровым ребенком, со слов моей
мамы, в течение первого года жизни я три
раза переболела воспалением легких. Может,
кто-то скажет, почему Бог это допустил? А я
скажу, что благодаря Богу я выжила.
Первое удивительное явление случилось
со мною в возрасте семи лет в конце августа,
перед началом учебного года. В компании
со сродными братьями и сестрой мы
захотели забраться в чужой огород, чтобы
попробовать, какая у соседей морковка наросла.
Не такой уж высокий был забор, в
те времена заборов вообще не было, плетень
был из тальника, но не быстро у нас
получилось через него перебраться, может,
потому, что все-таки побаивались, что нас
увидят. А я хоть и была самая полная, а
ловчее всех других оказалась – пролезла. А
там на земле оборвавшийся провод лежал,
по которому шло электрическое напряжение.
Сделала я несколько шагов к грядкам – и
наступила на этот электрический провод.
Упала, потеряв сознание. Братья в перепуге
разбежались, не понимая, что со мной. А
сестра Светлана побежала к бабушке, которая
в доме моей тети половички ткала. Из
рассказа перепуганной Светланы бабушка
ничего не поняла, но поспешила узнать, что
же там со мной произошло.
Увидев меня, лежащую на земле, она
открыла калитку в плетне и попыталась меня
поднять – ее стукнуло током. Бабушка ничего
не поняла, ведь ее никогда не стукало током,
но отдернулась. Не зная, что она делает и
зачем, бабушка открыла настежь калитку и,
схватив меня за руки, дернула, как могла
сильно. Ее опять ударило, но она оторвала
меня от провода, и мы вместе с ней упали
на землю. В сознание мы пришли сами. Я
смутно помню, как мы сидим с нею на земле,
вокруг нас собрались люди, а мы обе рыдаем,
не зная почему. При этом я, обхватив
ее за шею, говорила слова, которых у меня
в мыслях не было, я сама не знала, что
говорю. Бабушка потом много раз, в слезах
рассказывая людям про этот случай, так
описывала эти минуты: «Так ведь обнимает
меня и говорит-то, как взрослая: «Баба! Ты
меня спасла! Спасибо тебе, баба!» И голосто
какой-то взрослый, словно не ее голос».
У меня остался большой шрам от электрического
ожога чуть выше правого колена.
Тогда это была узкая глубокая рана от провода
– так лежал провод и выжигал мое
тело. Рана была узкой и глубокой, потому
что я была очень полная. Чтобы прожечь на
такую глубину, почти до кости, нужно было
время. Рана затянулась кожей, похожей на
пергаментную бумагу, мышцы с годами наросли,
и шрам растянулся в ширину. Этот
шрам – свидетельство правдивости моей
истории.
Через несколько лет почти на моих
глазах во дворе дома убило электрическим
током мою одноклассницу Катю Трушникову,
наступившую на оторвавшийся электрический
провод, и ее отца, который пытался
оторвать ее от провода. И так получилось,
что именно я с другой подружкой – Любой
Мартихиной – в тот момент были возле их
дома и, услышав крик матери Кати, вбежали
во двор, а потом бегали за врачом – Вороновым
Николаем Васильевичем, которого
разбудили среди ночи. Он тотчас бросился
на помощь, но и Катя и ее отец были уже
мертвы.
Наверное, зачем-то надо было, чтобы
я была рядом с домом Трушниковых в тот
момент, чтобы увидела и осознала, что
могло быть и со мной, и с моей бабушкой.
Зачем-то Богу было угодно, чтобы я осталась
жива, что-то я должна была в своей
жизни сделать.
Поскольку я часто болела воспалением
легких, то после того как попала под электрический
ток, заболела и туберкулезом.
Лечилась в детском санатории «Верхний
бор», а долечивалась в Заводоуковской
санаторно-лесной школе. Зачем я об этом
упоминаю, станет ясно позднее.
Молитвам меня никто не учил. В детстве
я знала только одну детскую молитву на
немецком языке, которую я помню до сих
пор. Этой молитве меня научила другая
моя бабушка Мария – мачеха моей мамы.
Когда мне был всего год, меня увезли к
ней. Бабушка с ее сестрой говорили на немецком
языке, и я начинала в своей жизни
разговаривать по-немецки. На немецком
языке и молиться меня бабушка научила.
Через год меня от этой бабушки забрали,
и я все забыла. Все, кроме молитвы. Я
говорила ее, не понимая смысла. Это был
язык поволжских немцев, который отличается
от принятого за образец литературного
немецкого языка. Поэтому учительница
немецкого языка в школе не могла мне
перевести на русский язык эту молитву. А
другая учительница, Моор Ульяна Карловна,
которая сама была из семьи переселенных
во время войны поволжских немцев, перевела.
Она переводится так: «Я маленькая
девочка, мое сердце чистое. Храни меня,
Господи. Аминь».
Когда я уже училась в институте, однажды,
во время летних каникул, я приезжала
в гости к той бабушке в Казахстан и гостила
недельку. Мы ведь жили во времена
атеизма, я была комсомолка. Бабушка
не настаивала, чтобы я молилась, но подоброму
говорила мне о том, что
все от Бога, что трудно жить, не
опираясь на Бога, что верующие
люди ничего плохого не делают,
они творят только добрые дела,
и не надо от них шарахаться и
считать их за каких-то невежд,
тупиц и врагов. Я слушала просто
из уважения и соблюдая этикет
поведения со старшими. Бабушка
была добрая, и я не возражала
ей, чтобы не огорчать, чтобы не
сердить, хотя все это противоречило
моему атеистическому
комсомольскому воспитанию.
Когда я уезжала, бабушка со
своей сестрой, две уже старенькие
женщины, провожали меня на
автобус. Прощаясь, они отступали
назад и, махая мне рукой, говорили:
«Оля, помни о Боге. Он тебя
никогда не оставит, если ты от
Него не отвернешься. Мы будем молиться
за тебя». Так они и остались в моей памяти,
две старенькие женщины долго идут, отступая
назад, махая мне рукой и говоря, чтобы
я помнила о Боге, и Он меня не оставит.
Больше я их никогда не видела.
Жизнь моя была непростой, трудностей
было много, многое не ладилось. И я,
вспоминая слова бабушки, иногда ходила
по воскресеньям в церковь. Работающая
церковь была в деревне Смолино, что в
нескольких километрах от города, где я
училась и жила. Я ходила пешком. Церковь
была маленькая, уютненькая, народу было
очень мало, в основном старушки. Меня это
устраивало, потому что никто из студентов
меня здесь не видел. Так никто и не знал
из моих знакомых, что я хожу в церковь.
Закончила я институт. Нужно было ехать
по распределению на работу. Мне было уже
двадцать пять лет, а личная жизнь не складывалась,
хотя ребят в институте было очень
много, а девчонок, наоборот, очень мало.
Но почему-то не складывалось. Это меня
угнетало, потому что каждой девушке хочется
замуж, хочется иметь семью и детей.
Перед тем как поехать по распределению
в Башкирию, я приехала домой погостить
к своей маме в село Ильинка. А у мамы
знакомая портниха была, Плеханова Анна
Трофимовна, которая к тому времени на
жительство в Ишим переехала. Чтобы сшить
новое платье, я приехала на пару дней к
ней в Ишим. Анна Трофимовна тоже была
женщина очень набожная, она жизни своей
не представляла без церкви, без молитвы.
А человек она была доброты необыкновенной,
бескорыстная, кроткая, гостеприимная
и приветливая. Возле нее любой человек
становится добрее и сердцем размягчается.
Поэтому каждое ее слово на сердце отпечатывалось.
Меня вели к вере люди добрые, которые
меня поддерживали в жизни. Мне хотелось
быть с ними своим человеком, поэтому я их
слушала, и внимала, и принимала их слова.
Если бы меня вели к вере люди злые, лицемерные,
жадные, то я бы наоборот повернулась
в другую сторону, лишь бы не быть
там, где они, лишь бы от них дальше. А ведь
среди тех, кто регулярно ходит в церковь,
исповедается и причащается, таких немало.
И вот позвала меня с собой Анна Трофимовна
на воскресную службу. Если мне
не изменяет память, священником был отец
Владимир. Это было в той церкви, где сейчас
епархия. И на исповеди стал отец Владимир
так со мною разговаривать: «Все в природе
парно, и волк живет с волчицей, и голубь с
голубицей, и так всякий род продолжается.
И человек, по заповеди Божией, продолжать
свой род должен. Не должна женщина быть
одна, а должна быть замужем. Но человек
не зверь какой, не животное. Он по любви и
в чистоте, в законном браке детей рождать
должен. Я помолюсь за тебя, чтобы Господь
устроил твою судьбу».
От слов его рассудительных какая-то
благодать исходила и умиротворяла. Я причастилась,
а когда в конце службы подходила
ко кресту, батюшка опять сказал мне: «Я
помолюсь за тебя, Оля».
В конце сентября это было, а в начале
декабря у нас с мужем была свадьба. И
как-то все так сложилось непринужденно
и скоро.
И родился через девять месяцев у нас
сын. Мальчик родился с весом 3 кг 700 гр.
Примерно за полтора месяца до родов плод
перестал шевелиться. Акушерка слушала
сердцебиение и говорила, что сердце бьется,
видимо, ребенок спит. УЗИ в то время не
было. И только при родах обнаружилось,
что у него трехкратное обвитие пуповины
вокруг шеи. Как Бог миловал, что ребенок,
замотавшись в пуповине, затих, ведь если
бы он шевелился, пуповина затянулась бы
на его шее. Как так удалось мне родить его
живым, ведь когда ребенок шел, она тоже
могла затянуться. Шейка у новорожденного
ребенка была тоненькой от того, что была
долго обвита пуповиной. Так Бог сохранил
мне моего первого сына.
Муж был коммунистом, жили мы в
Свердловской области. Когда я сказала, что
хочу окрестить сына, муж не протестовал, но
с одним условием, чтобы только не в Свердловской
области. И мы поехали в Ишим, и в
той же церкви, в которой батюшка за меня
помолился, окрестили нашего первенца.
Попутно хочется мне рассказать про
Анну Трофимовну. Она была человеком
очень чистым душою. Так случилось, что
рано овдовев, она осталась с дочерью на
руках. Анна Трофимовна была из религиозной
семьи и всю жизнь свою опиралась
на Божие слово. А в Библии есть слова,
что, если кто овдовел или развелся, то
должен жить один. Так она и жила вдвоем
с дочерью, и никто о ней плохого слова не
мог сказать. Моя мама с нею подружилась
по-соседски, и поэтому она часто бывала в
нашем доме. Мой отец недоумевал: неужели
она и правда в Бога верит? Тогда это
уже казалось пережитком прошлого. Мама
тоже относилась снисходительно, считая, что
церковь для стареньких людей, которые к
смерти готовятся.
Выросла дочь Дуся, уехала учиться в
институт в Омск, и стало Анне Трофимовне
и вовсе одиноко. А тут люди стали ее увещевать,
что, дескать, вдвоем-то лучше все-таки
век вековать и просватали ее за вдовца в
Казанку. Так и уехала Анна Трофимовна
на склоне лет, когда уже замуж выходить и
смысла не было, к человеку, который был
ей совсем чужым. Замужеством это назвать
сложно, потому что их объединял только
быт. Она нужна была только для того, чтобы
приготовить да убрать в доме – просто два
человека живут рядом, чтобы помочь друг
другу в случае немощи.
И вот эта немощь случилась именно с
Анной Трофимовной – она заболела раком
кишечника. Положили ее в больницу в Тюмени
и очень надолго, несколько операций она
перенесла. Очень переживала Анна Трофимовна
за дочь свою и молилась непрестанно,
чтобы Господь продлил жизнь ее ради того,
чтобы ей еще поддержать доченьку хотя бы
до окончания института. А новый муж сразу
же и другую женщину в дом привел, чтобы
было кому готовить да убирать.
(Продолжение на стр. 7)
|