Покаяние и отпущение грехов
Это Таинство часто называют исповедью,
но исповедь – всего лишь откровенный рассказ
о своих грехах. Мы можем рассказать
о них случайному попутчику в поезде,
психологу или другу. Апостол Иаков даже
призывает нас к этому:
Признавайтесь друг другу в прегрешениях
ваших, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16).
В этом еще нет Таинства, а есть лишь открытие
болезней и язв своей души. Таинство
же с нашей стороны состоит в покаянии, а
со стороны Христа – в отпущении грехов.
Христос, дунув, сказал им: Примите Духа
Святого. Кому простите грехи, – тому простятся,
на ком оставите, – на том останутся
(Ин. 20, 22).
Эти слова относятся к пасхальному дню,
ко дню Воскресения, когда Христос явился
Своим ученикам и дал им Духа Святого.
Но далеко не всегда мы осознаем, что исповедуемся
именно Христу, полагая, что
исповедуемся батюшке. У батюшки свои
проблемы – сохранить тайну исповеди, наставить,
научить бороться с грехом. А где
Христос? Здесь даже внешняя сторона Таинства
очень поучительна. Священник стоит
в стороне, кающийся же обращен лицом
к Кресту и Евангелию, то есть пребывает
перед Христом. Иерей говорит: «Се, чадо,
Христос невидимо стоит, принимая исповедание
твое <…> а я только свидетель есть».
Когда исповедовал святой Иоанн Кронштадтский,
верующие порой видели Христа.
Очень редко приходится выслушивать исповедь,
за которой человек кается именно перед
Господом. В этом случае даже возникает
какое?то необычное ощущение, словно тебя
«отодвинули» в сторону, и ты чувствуешь
себя действительно только свидетелем. Тебя
поставили на законное место. Ты сказал,
что всего лишь свидетель? Вот и оставайся
им. Кающийся общается с Христом. Он Ему
исповедует свои грехи, чтобы от Него получить
прощение. Дело священника – помочь,
потому что иногда душа не может сама раскрыться,
не может покаяться. Иногда люди
откровенно говорят: «Батюшка, я не знаю,
в чем каяться?» «Как каяться?» «В первый
раз пришел…»
Апостол Павел говорит:
Ибо и я, если в чем простил кого, простил
для вас от лица Христова (2 Ко. 2, 10).
В Таинстве Покаяния, в Таинстве Исповеди
Христос слышит наше исповедание, приемлет
наше покаяние и отпускает нам наши грехи.
Таинство Евхаристии,
или Таинство Причастия
О нем много говорится в Евангелии от
Иоанна:
Отцы ваши ели хлеб в пустыне и умерли.
Я – Хлеб Истинный, который сходит с
небес (Ин. 6, 49). Хлеб же, который Я дам,
есть Плоть моя (Ин. 6, 51). Ибо Плоть Моя
истинно есть пища, и Кровь Моя истинно
есть питие (Ин. 6, 55). Ядущий Мою Плоть, и
пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и
Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54).
Порой Причастие рассматривается
людьми как некая магическая «таблетка».
Если человек заболел, ему советуют: «Надо
причаститься!» И больной причащается во
здравие тела, вот только ко Христу это не
имеет никакого отношения. В Причастии, как
ни в каком другом Таинстве, присутствует
Сам Христос. Как? Вот это действительно
тайна! Тем не менее человек об этом размышляет,
и размышляет много.
Неоднократно люди начинали сомневаться
в том, что принимают действительно
Тело и Кровь Христовы. Сомнения подобного
рода свойственны, прежде всего, протестантам.
Лютер говорил, что «в Дарах», «через
Дары», «с Дарами» даются Тело и Кровь
Христовы, что уже ослабляет, хотя еще не
вполне упраздняет слова Господни. А вот уже
Цвингли, с которым дискутировал Лютер, полагал,
что хлеб есть образ, или символ, или
знак Тела Христова, а вино есть образ Крови
Христовой. На этом настаивают многие
протестантские течения. Символ фактически
упраздняет присутствие в Таинстве Евхаристии
Самого Живого Христа. О Христе при
этом надо только думать, вспоминать о Нем.
Церковь никогда не принимала это учение.
В «Житиях святых» описывается немало
случаев, когда тот или иной монах?подвижник
начинал сомневаться в реальном присутствии
Христа. И тогда, по молитве братии, этот
монах, подходя к чаше, видел реальные Тело
и Кровь Христовы. В «Служебнике» написано,
что, если во время служения литургии
Святые Дары принимают вид Плоти и Крови,
то молитвы надо повторять до тех пор, пока
Они не примут вид хлеба и вина. Такие
случаи бывали и в наше время. Происходило
ли это из?за болезненного воображения
священника или реально, судить трудно, но
такого происходить не должно.
Другой протестантский учитель, Иоганн
Кальвин, говорил, что в Причастии человек
верой принимает Христа. Если нет веры, значит,
человек ест хлеб и пьет вино, но отнюдь
не причащается. Это учение Православная
Церковь тоже никогда не принимала, исповедуя,
что в Причастии реально и действительно
присутствует Христос, вне зависимости от того,
с верою или без веры причащается человек.
От веры зависит другое – причащаешься ли ты
во спасение или в суд и осуждение.
Святые отцы позволяли себе
размышлять, каким образом хлеб и
вино становятся Телом и Кровью.
В «Догматическом богословии»
митрополита Макария присутствует
термин – «пресуществление». Это
значит, что хлеб и вино пресуществляются
в Тело и Кровь Христовы,
а от изначальных продуктов остаются
только вид, вкус, цвет и запах.
Такое учение в XVIII-XIX веках
вошло в большинство православных
пособий. Впрочем, в XX столетии
некоторые богословы подвергли его критике.
Другое объяснение предлагает святой Ириней
Лионский. Как во Христе человеческая
природа соединена с природой Божественной,
так и в Святых Дарах есть хлеб, и есть Тело,
есть вино, и есть Кровь. Святой Ириней пишет
об этом так: «Земной хлеб, через призывание
на него Бога, уже не есть обыкновенный хлеб,
но Евхаристия, состоящая из земного и небесного…»
Рассуждать о том, каким образом
хлеб становится Телом Христовым, – занятие
опасное. Это неподвластно человеческому
разумению и логическому анализу. Для нас
непреложной истиной остается одно – таинственным,
ни человекам, ни ангелам непостижимым
образом сей хлеб есть истинное Тело
Христа, и сие вино есть Его истинная Кровь.
Это – суть, сердцевина нашей веры. Лютер
говорил, что в Дарах присутствует Христос,
а мы говорим, что это и есть Сам Христос.
Когда Христос говорил:
Будете есть Плоть Мою, и пить Кровь
Мою…, многие сомневались: Какие странные
слова! Кто может это слушать? (Ин. 6, 60).
И Многие из учеников Его отошли от Него и
уже не ходили с Ним (Ин. 6, 66).
То есть этого они вместить не могли.
Священник Менно Симонс, стоя с чашей и
произнося слова: «Сие есть Тело Мое, и Сия
есть Кровь Моя…», усомнился: «Как этот
хлеб и это вино может быть Телом и Кровью
Спасителя?» Со временем червь сомнения
все больше точил его, и через десять лет он
порвал с Церковью, став основателем одного
из протестантских движений. Как Земля
вращается вокруг своей оси, так и Таинство
Евхаристии – самая суть христианской веры.
Здесь проверяется, остаемся ли мы с Господом
или отходим от Него.
(Продолжение следует)
Протоиерей Геннадий Фаст. Из книги
«Кто же сей? Книга об Иисусе Христе»
|