Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в интервью «Российской газете» (федеральный
выпуск № 5840 (167), Ростов-на-Дону) ответил на вопросы по поводу введения в российских школах с
1 сентября этого года «Основ религиозных культур и светской этики».
– Владыка, на изучение «Основ...» отводится 34 часа. Можно ли за это время
младшекласснику освоить предмет?
– Хотел бы уточнить: из них четыре часа –
вступительные уроки. Я думаю, за 30 часов
изучить основы религиозной культуры невозможно. Ведь это не только история религии,
но изучение культуры и даже нравственное
воспитание. Поэтому я выступаю за последовательность курса. Нужно вернуться к
изучению основ религиозных культур, например, в 7-м классе, когда школьником получен
достаточный багаж знаний. Когда он может
выстроить систему взаимосвязи предмета с
другими предметами. А потом еще в 10-м
классе: в этом возрасте подросток начинает
по-другому воспринимать окружающий мир,
серьезно размышлять, философствовать. Понимаю, что это непросто.
– А оценки по новому предмету ставить не будут?
– Межведомственный координационный
совет отдал это решение на усмотрение преподавателя. В конце концов, знания, которые
получают дети, не ради отметки.
– Вы возглавляли Представительство
Патриарха Московского в США. Как там
решаются такие вопросы?
– В Америке вообще все вопросы с религией решаются намного проще. Религию
преподают в школах. Каждый выбирает, что
хочет, или вообще не выбирает. И в религиозную жизнь людей светское государство
не вмешивается.
– Когда 1 сентября дети придут в
школу, у них уже будут учебники и преподаватели по новому предмету?
– Обязательно. В третьих классах было
проведено анкетирование и выбран тот или
иной модуль. В соответствии с этим выстраивался заказ на учебные пособия, которые
должны поступить в течение лета.
– И каковы результаты анкетирования?
Что предпочли школьники?
– Там, где традиционно православный регион, свыше 70% учащихся выбрали Основы
православной культуры. Где больше мусульман, выбирают Основы исламской культуры.
Мы совершенно спокойно к этому относимся.
В республиках на Северном Кавказе этот
предмет тоже вводится. Чечня на 99 процентов выбрала модуль по исламу.
– Будет ли Церковь участвовать в
подготовке учителей, и должен ли быть
преподаватель верующим?
– Если учитель будет верующим, ничего
плохого в этом нет. Учитель должен не
только обладать знаниями, но и уметь более
доходчиво донести их до учеников. Он должен более глубоко знать традиции и просто
любить свой предмет. Я не сторонник того,
чтобы священник преподавал в школе, для
этого нужно обладать профессиональными
знаниями. Но преподаватели, конечно, будут
общаться со священнослужителями. Задача
последних – не стремиться на школьные кафедры, а помочь учителю с дополнительным
материалом, рассказом о хрестоматийных
событиях, разъяснениями.
– Еще мнение: почему бы не объединить религии и этику в один предмет, чтобы дети изучали все основные конфессии
нашей страны, а не только «свою»?
– Вряд ли это правильный подход. Как
дети изучают литературу? Сначала они читают народные сказки, потом русскую классику.
А затем приходит черед зарубежной, мировой литературы. То же и с религией. Нужна
последовательность, чтобы не создавалась
в головах у четвероклашек этакая каша
религиозная. Кроме отвращения вообще к
изучению религиозной культуры, такая мешанина ничего не принесет.
– А не слишком ли надуманный предмет, например, светская этика?
– Многие родители до сих пор путают
этику с этикетом и думают, что на уроках
светской этики детей будут учить, как держать вилку и нож за столом. Лучше всего о
предмете светской этики сказал Святейший
Патриарх: светская этика – это обезбоженная
нравственность. Вот насколько можно представить себе нравственность без религиозной
основы, настолько можно говорить о светской
этике. Если же говорить о самом учебнике по
этому предмету, то это наиболее неудачный
из учебников, написанных для детей.
Беседовала Л. ИОНОВА
|