1 сентября, в день чествования Донской иконы Божией Матери, иждивением казаков – Ивана Статьева, Владимира Баржака и
Леонида Манина – была сооружена и подарена часовне святого
благоверного великого князя Димитрия Донского города Тюмени
икона Донской Божией Матери.
Первый день осени благословлен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом
как «День православного казачества». Отец
Сергий Кистин, иерей храма-часовни Димитрия Донского, возглавил Крестный ход с
иконой Донской Божией Матери вокруг часовни, после чего внес ее в храм и уложил
на аналой. Проникнувшись молитвенным
духом, тюменские казаки вместе со священником прочитали акафист перед иконой
Донской Божией Матери. Чувство радости
и благодати не оставляло сердца.
По окончании Литургии отец Сергий дал
казакам благословение еще на изготовление
еще одной иконы Донской Божией Матери
для совершения с ней ежегодного Крестного хода от часовни Димитрия Донского до
Поклонного креста Ермаку со товарищами.
По окончании службы все ее участники
проследовали к Поклонному кресту. Там
была совершена панихида с чтением Синодика Ермаковским казакам, составленного
в 1623 году первым Архиепископом Тобольским Киприаном.
Напомним, что празднование в честь
чудотворной Донской иконы Пресвятой
Богородицы установлено в память знаменательнейшего события русской истории –
Куликовской битвы, которая состоялась в
1380 году. Заступничеством Богоматери
войско святого благоверного князя Димитрия
Иоанновича одержало победу над полчищами
татарского хана Мамая. Икона, принесенная
в дар великому князю донским войском в
память о помощи Царицы Небесной в этой
битве, произошедшей между реками Доном
и Непрядвой, была названа Донскою, как и
сам предводитель русского воинства князь
Димитрий. Восхваляя Заступницу Усердную
рода христианского, великий князь торжественно принес с собою в Москву эту
святую икону.
Другой случай заступничества Богоматери имел место уже в царствование благоверного царя и великого князя Феодора
Иоанновича. В 1591 году крымский хан Казы
Гирей внезапно напал на владения Московского государства и подступил к самой
Москве. Благоверный царь вышел со своим
войском и расположился на том месте, где
после был отстроен Донской монастырь. Он
взял с собою икону Пресвятой Богородицы,
принесенную с Дона. Одержав победу над
татарскими войсками, царь велел поставить
каменную церковь и поместить в нее чудотворную Донскую икону Богоматери. После
обновления монастыря в период правления
царей Михаила Феодоровича и Алексея
Михайловича обитель становится местом
царского богомолья, и сюда 19 августа (по
церковному календарю) совершается ежегодный Крестный ход из Кремля.
Известны две древние Донские иконы,
датируемые концом XIV в. Одна – большая,
работы Феофана Грека, с изображением
Успения на обороте, бывшая до 50-х годов
XVI в. в Успенском соборе г. Коломны и
перенесенная затем в Благовещенский собор
Московского Кремля. Другая – малая, подаренная в Троице-Сергиеву Лавру в память
о благословении русского воинства на битву
преподобным Сергием Радонежским.
В 1668 году Симоном Ушаковым был
выполнен список, стоявший до революции
в Малом Донском соборе. Все три иконы
пребывают ныне в стенах Государственной
Третьяковской галереи. В настоящее время
в иконостасе Большого собора Донского
монастыря, справа от Спасителя, находится
копия древней большой иконы. С начала
90-х каждый год в день своего празднования чудотворная Донская икона П ресвятой
Богородицы привозится на поклонение из
Третьяковской галереи в Донской монастырь, после чего всю ночь у нее служатся
молебны.
Пресс-служба Фонда
имени Ермака Тимофеевича
|