ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№10 2011 г.         

Перейти в раздел [ Храмы ]

Чтимые святыни села Каменка и его окрестностей

Село Каменское находится в сорока двух километрах на северо-запад от г. Тюмени, на Ирбитском тракте. Высокая местность позволяет обозревать реку Туру, которая делает здесь петлю, сообщая всему пейзажу особую, сибирскую, величественность и просторность. По переписи населения 1623 г. в Тюменском уезде уже имелись деревни служилых людей. В 1797 г. к нему относилась и Каменская волость, после 1919 г. вошедшая в Тюменский район. В 1893 г. к Каменскому причислялись деревни Бухталка, Дубровина, Коняшина, Космакова, Кулига, Кулига-Сорокино, Молчанова, Насекина, Размазина, Речкина, Салаирка (в 1912 г. Кулига-Сорокина стала именоваться Сорокина).

Жители Каменки и его окрестностей традиционно вели натуральное хозяйство. Деревенский мир занимался хлебопашеством, держали крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз, свиней, птицу. В круг занятий входила рыбная ловля. Сажали картошку, необходимые овощи. Местные леса были богаты зверем – водились зайцы, волки, лисы, другой пушной зверь. В лесах собирали ягоды, грибы, на лугах заготавливали травы, которыми лечили от различных болезней. Каждая деревня специализировалась на своем промысле. Так, в Насекино делали чаны; в Коняшино жили бондари; в Сорокино мастерили ободья для колес, а для саней гнули полозья; в Молчаново было, по преданию, 40 кузниц, где ковали телеги; в Каменке красили и оббивали кошевы. Здесь, по данным С.П. Заварихина, первыми в Сибири научились ткать ковры из овечьей и коровьей шерсти. Трудолюбие крестьян и ремесленников воплотилось в тех пословицах, которые помнят старожилы: «Не потопаешь – не полопаешь», «Работать будешь – и Бог даст», «Долго не живала, богато не живала, а свою работу работала». Старожилы так характеризовали ту жизнь: «Молились и работали». Местное население отличалось добрым нравом, милосердием. В деревнях были нищие, которым подавали милостыню. А.Е. Ходюш вспоминает слова отца, который говорил, что нищим надо «последнюю крошку отдавать».

Кроме трудовых буден были и праздники, христианские и народные. Отмечали Рождество, Крещение, Масленицу, Пасху, Троицу, Ивана Купалу, Покров. В Каменке и ряде близлежащих деревень престольными считались Крещение, Прокопьев день, Спасов день (Преображение Господне, 19 августа), Заговенье.

Особенно тщательно готовились к Пасхе. В Чистый четверг в домах делали уборку. В ночь на Пасху до утра были на пасхальном Богослужении («на Всенощной»), а накануне, вечером, красили яйца луковым «пером» (шелухой), готовили различные скоромные блюда, ведь, по заведенному исстари правилу, «в первое утро нельзя сковородами брякать» (Е.А. Железнова). В 12 часов ночи встречали Иисуса Христа – мужчины выходили из дома в ограду и стреляли из ружей (этот обычай до сих пор бытует в д. С орокино).

На Прокопьев день (21 июля) устраивали «базар», где продавали различный хозяйственный инвентарь, орехи, конфеты и др. Накануне обязательно скашивали немного сена, мылись в бане, а затем всю ночь гуляли, водили хороводы, играли на гармошке. Молились святому Прокопию: «Прокопий праведный, спаси и помилуй нас» (Е.А. Железнова). К Прокопьеву дню в Каменку из Тюмени приносили икону Спаса.

Верующие держали посты. Многие наизусть знали молитвы. С ними просыпались и ложились спать. Не перекрестясь, не садились за стол, при этом говорили: «Спасибо, тятя, спасибо, мама, и всем крещеным». В деревнях были церковь и/или часовня. Судьба их в настоящее время различна – все часовни или разрушены, или отданы под магазин (д. Сорокино), или медпункт (с. Кулига); иная судьба у церкви в Каменке. Известно, что первое упоминание о церкви села Каменка, освященной в честь Покрова Пресвятой Богородицы, встречается в документах за 1623 г. С 1805 по 1825 гг. прихожанами Каменки построена первая в современном Тюменском районе каменная церковь, сохранившаяся до наших дней.

Сейчас Покровская церковь – памятник истории и культуры регионального значения. Церковь строили большую, с тремя престолами: первый, центральный, – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, второй, правый, – во имя св. Прокопия Устюжского и третий, левый, – во имя свт. Николая Чудотворца. Как пишет С.П. Заварихин в книге «Ворота в Сибирь», церковь «построена по типичной для Западной Сибири «трапезной» схеме и имеет два симметричных придела. Архитектоника церкви очень наглядна, даже физически ощутима, что свойственно лишь произведениям настоящей архитектуры. Покровская церковь – воплощение сибирской монументальности» (М., 1981, с. 74).

До разорения здание церкви было покрыто железом, ограда была деревянная. Стены и потолки храма были в росписях. Вокруг храма росли вековые сосны, кедры, ели. В огороде везде были лавочки, чтобы пришедшие издалека прихожане могли отдохнуть. Рядом с церковью был погост. Все стены храма были увешаны иконами, было много икон в серебряных окладах, что свидетельствовало о зажиточности села.

В начале 1930-х гг. на церковь и часовни Каменки власть обратила пристальное внимание. По сведениям С.М. Ковыляцких, в Каменке атеистическая пропаганда была особенно суровой. Старожилы до сих пор помнят, как сбрасывали кресты, купола, колокола. Сначала не могли никак сбросить крест. Так нашелся один, подцепил трактором и сбросил, потом его самого трактором задавило. А кто колокола сбрасывал, сам с колокольни оборвался и разбился. Помнят люди, как сбрасывали колокола: когда колокол упал, звон у него был такой, будто плач. Плакали тогда и люди. П.Р. Черкашин в очерке «Кулаково – Каменка – Кулига» приводит историю, связанную с куполами каменской церкви и записанную им в 1993 г. от жительницы Каменки К.И. Мелкобродовой: «Было время, года сейчас точно не помню, но внутри церкви тогда колхозный склад помещался, так вот в куполах-то церковных пчелы себе место облюбовали. Стали там жить, словно в улье. И вот, слышь-ка, чего однажды приключилось. У кого-то из нашенских мужиков ума хватило, собрались несколько и решили купола снять, чтобы, значит, мед достать. Как-то веревки умудрились прикрепить и стали тащить, может, своими силами, а может, и с помощью трактора. Купол, понятное дело, свалился и – на куски. Пчелы оттуда тучей вылетели, разъяренные, покусали многих. А меду-то и не оказалось. Было, конечно, немного, но когда купол упал да развалился, соты сломались, и он весь вытек на землю».

Растащили особо крепкие плахи, которыми был вымощен пол в церкви. В разное время в церкви помещались дизельная электростанция, зернохранилище, продуктовый и промышленный склады. В подвале центрального придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы хранили вино. С этим подвалом связан один случай, и произошел он примерно в 1923 г. (о нем рассказала Валентина Михайловна Радионова, по воспоминаниям бабушки, жительницы д. Речкино Анны Григорьевны Шубиной): «Был какой-то большой праздник, и народу в церкви было очень много. Батюшка со свечой спустился в подвал за чем-то, и свеча у него то ли выпала, то ли искра какая случилась, а там был спрятан порох, и все это взорвалось, и батюшка погиб, и людей много погибло. Время тогда было тревожное, почему и как там оказался порох, это неизвестно». Церковь имеет сокрытый ныне подземный ход – туннель, выложенный кирпичом, длиной примерно 200 метров, сужающийся к берегу реки, куда он и выходил. Внутри подземного хода есть родничок.

В.М. Радионова сообщила, что «в церковь люди ходили пешком. В узелках они несли чистую одежду; по приходу в речке мыли ноги, приводили себя в порядок, одевались во все чистое, потом заходили в храм. Пение клироса было настолько красивым, что от умиления замирала душа».

В результате всех изменений первоначальное убранство и иконостас не сохранились. В 1990 г. в церкви был сделан ремонт, которым руководил Василий Абрамович Агапитов, в то время председатель Каменского сельсовета. На пожертвования прихожан приобрели необходимую богослужебную утварь. 29 марта 2003 г. произошло освящение и подъем колоколов. С 1990 г. священниками церкви были иереи Сергий Кистин, Дионисий Марчук, в настоящее время – протоиерей Георгий Безнутров. Служба проходит в приделе Прокопия Устюжского. Восстановление церкви продолжается.

Важная часть религиозной жизни – иконы. В домах старожилов можно увидеть множество чтимых ими изображений Иисуса Христа, Богоматери, многих святых. До революции из тюменской Спасской церкви в Каменку был Крестный ход с иконой Нерукотворного Спаса, что хранилась в Спасской церкви в Тюмени. В «Описании наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии» А.И. Сулоцкого читаем: «Эта икона издревле привлекает к себе усердие жителей как Тюмени, так и некоторых окрестных селений. Ей лет полтораста уже, или более, каждогодно из Спасской тюменской церкви носят в село Каменское – за 25 верст в благодарственное воспоминание избавления жителей этого селения, по молебствии пред нею, от двух тогда постигших их бедствий – упадка на скот и какой-то повальной болезни на людей. Из Тюмени уносят св. икону 6-го числа, а в Каменское приносят к 8-му июля, к Прокопьеву дню, как обыкновенно в Сибири говорят. В Каменском, по случаю приноса иконы Спасителя, по причине стечения народа, бывает трехдневный торжок» (СП б., 1864, с. 143) (даты по старому стилю).

Во время разграбления Покровской церкви местные жители забирали иконы к себе домой. З.М. Филимонова вспоминает, что иконы брать домой запрещали, но, несмотря на это, ее отец ночью вынес из храма одну икону. Те, что не успели спасти, местные активисты бросали в костер.

Иконы не один раз выручали от пожаров. С.М. Ковыляцких рассказала, что однажды в селе был пожар, пламя уничтожило множество домов, а на один дом икону подвесили. На иконе от пожара вспучилась краска, а дом остался цел. Несколько лет назад, когда горели леса, батюшки Крестным ходом с иконой Казанской Божией Матери облетели район. Жительница Каменки Ф.Г. Шатклина рассказала, что при пожаре здесь выносили икону святой великомученицы Марины. Она же отметила, что с иконами ходили в случае засухи – на полях «заговаривали погоды на дождь» со словами «Дай, Бог, дождя, Богородица, дай дождя!». Крестный ход сопровождал священник, а большую икону несли четверо мужчин.

Одной из местных святынь был деревянный крест, который сохранился до наших дней и находится сейчас в Покровской церкви с.Каменка. Изначально крест находился в часовне д. С орокино. Местные жители называли и продолжают называть это распятие «Спаситель». Историю появления «Спасителя» никто не помнит. Е.А. Железнова, старожил д. Сорокино, лишь отметила, что «это давно, нас еще не было».

По данным старожила Е.А. Железновой, крест, после того как часовня перестала существовать, находился в доме Григория Васильевича Рюпина, затем, после его смерти, примерно в 1964 г. его перенесли в дом Аполлинарии Васильевны Рюпиной. После того как она переехала в Тюмень, он стоял у Татьяны Степановны Рюпиной. По инициативе Леонида Максимовича Кийко (1927–2009), уроженца д. Сорокино, крест из дома Татьяны Степановны перенесли в Покровскую церковь с.Каменка, откуда, в свою очередь, он был передан на реставрацию в Тюмень. Затем распятие снова перенесли в Каменку, где оно находится и по сей день в приделе Николая Чудотворца, справа от иконостаса.

Изначально, как мы уже писали, распятие находилось в д. Сорокино, в часовне и затем в частных домах. Крест располагали в доме, «в переднем углу». Для его выноса, т. к. крест достаточно тяжелый, а ходили с ним на поля и даже в другие деревни, специально смастерили носилки. В основном ходили с крестом женщины, они же и несли носилки. Ко кресту могли прийти в любое время, но чаще всего приходили в праздники, в частности, на Пасху. Кресту «дарили» полотенца, которые вешали на него. У Распятия просили Господа о помощи, часто о здоровье: «Помощь просили. То ли человек болеет, молятся» (Е.А. Железнова). Перед распятием кланялись в пояс или земными поклонами и три раза прикладывались к ногам Иисуса Христа.

С распятием при засухе ходили на поля. Е.А. Железнова рассказала: «Как дожжа нету – Спасителя на реку мыть, и в поле сносят, с поля на реку вымоют, потом домой заносят к тетке Аполлинарии. Дождь спустился – ой какой!». Носили его на носилках, оставляя стоять на поле в них, чуть наискось, «лицом» на восток. Молящиеся также становились лицом к распятию и читали молитвы. После этого его несли на реку Севериху: «Обмоют все, а потом обкачивают, ведра ставишь, воду берешь, пьешь». Мыли крест чистой тряпкой, окачивали с молитвой. Эту воду считали святой, пили на месте, брали ее домой, пили по утрам или по болезни. С.М. Ковыляцких рассказала, что «крест брали, брали икону и Крестным ходом ходили в Каменку. Не успеют дойти до храма, как Господь такой дождик посылал». С крестом доходили и до мельницы, что была в деревне Речкино, после чего дождь лил целую неделю.

Крест мог проявлять себя по-другому, «отказывая» в помощи. Так, «здесь недалеко были деревни Космаково и Размазино. Говорят, что там двоедане жили (в д. Космаково. – Е.Е.). И вот однажды они пришли, чтобы крест обнести Крестным ходом вокруг их села. А крест носили – он большой – носили четверо мужчин. И только выносить из села его – он наливался такой бетонной тяжестью… И с места сдвинуть не могли, не шел. Он не пошел. Мужики-то приседают от тяжести, а крест не шел…» (С.М. Ковыляцких).

Господь наказывал за непочтение, проявленное к Его распятию. Е.А. Железнова вспоминает такую историю (она была очевидцем произошедшего): «На Пасху-ту Христову пришли. Тетка Аполлинария молитвы читает. А Леха спал (у ей три сына были и дочь). Разбудили. Тетка Аполлинария: «Алексей, вставай! Надо стрелять, Иисуса Христа встречать». Стрельнули, все, опять зашли ко Спасителю. Он (Алексей. – Е.Е.) в шубе белой был. Вот так вот встал (руки сложил на груди. – Е.Е.) Тетка-то Аполлинария говорит: «Ты че, Алексей, к Спасителю-то спиной?! Обидится!» Она не успела договорить, а у ей больша-а-а горница-то, вот так Спаситель стоял (в красном углу. – Е.Е.), а туда двери-то (наискосок, в противоположной стороне. – Е.Е.) – там он оказался. Его как (отбросило. – Е.Е.)! Как это могло так? Весь в крови – ой-е-е-е-ей! – всю Пасху ходил…». Как-то крест принесли на речку – перед Крестным ходом его обмывали чистой водой. Верующие стали вокруг него, и «пошло такое сияние от креста вверх. А самолет пролетал – летчик взял, записочку на гаечке привязал и сбросил. Спросили одного батюшку: «Вероятно, увидев это святыню, он попросил помолиться о нем. Может быть, имя свое написал» (С.М. Ковыляцких). Спасал крест, как и иконы, от пожаров. В пожар, который случился в 1950-х гг., занесли крест и икону, причем последнюю из пожара вынесли, а крест оставили, видимо, ввиду его тяжести. После этого пожар вскоре потух, креста же пламя не коснулось.

Спасителя просили и об исцелении. Е.А. Железнова вспоминает такой случай: «Если болеет ребенок – вот подружка моя, Клава, болела, похудала, шибко больна была, принесли Спасителя сюда, к тетке Александре Ильинишне к дому, молилисьмолились, потом понесли его оттуда, и Клава под Спасителя села, Спасителя через ее перенесли. И, слава Богу, до этих пор живет».

Ряд исцелений происходил уже в Каменке, на глазах С.М. Ковыляцких. Все они связаны с паломниками, которые приезжают сюда, в том числе благодаря паломническому отделу Тобольско-Тюменской епархии «Сибирский паломник». Однажды, после того как паломники узнали историю о кресте, спросили, «как помолиться-то правильно. Ну, я им объяснила, говорю: земными поклонами. На колени – делать земные поклоны. Пожилые люди в основном были. И вот они стали делать земной поклон. Встали. И вот эта женщина пожилая, она со слезами на глазах, говорит: «Вы знаете, я семь лет не могла стать на колени вообще! Если я что-то дома делала – я ложилась на живот. А здесь я, говорит, не только встала на колени, я еще и поднялась сама!» Вот это уже было при мне, вот этому я свидетель. После этого случая эта женщина приезжала, с мужем, с сыном, Светлана Михайловна спрашивала: «Как Ваши ноги?» – «Вы знаете, на молитву встаю, но только когда на молитву».

С.М. Ковыляцких рассказала, что среди паломников была одна семейная пара: жена уговорила пьющего мужа приехать ко кресту. После экскурсии мужчина хотел подойти к святыне, поцеловать крест, однако случилось «необъяснимое»: «Пройдет примерно вот такое расстояние (шаг-два. – Е.Е.) – дальше идти не может. И так несколько раз. Пойдет – и опять не может подойти к нему. А потом жена его подходит к Маргарите Иосифовне (Рипской, работает при храме. – Е.Е.) и говорит: «Вы знаете, уговорила приехать его, он все хотел подойти ко кресту – а подойти не может». А есть такая молитва: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его…» – «Молитва ко Кресту». И Маргарита Иосифовна говорит: «Давайте почитаем эту молитву». И стала читать. И она еще читает – а он уже пошел, подошел ко кресту».

В целом отношение к распятию «Спаситель» благоговейное, почтительное, что при рассказе о нем подчеркивается одухотворением этого предмета: «зашли ко Спасителю», «просто как камень, не шел туда (в д. К осмаково. – Е.Е.)», «Спасителя носят – все знам, провожам», «он чистенькой, полотенца все дарили ему», «я бы че – не пустила, в горницу бы вошел», «обмоют все, а потом обкачивают» и т. п.

С возрождением церкви в с. Каменка прихожане обратили внимание на источник, который выходил из недр земли недалеко от нее, в метрах пятистах, на склоне, ведущем к реке Туре. По воспоминаниям старожилов Каменки, раньше этот источник не считали святым, не было с ним связано каких-либо чудес, знамений, исцелений. И.Ф. Ярославцев отметил, хронологически отнеся воспоминания к 1920-м гг. (по рассказам), что из-под земли бил родник, была ямка, водичка напоминала минеральную. Когда люди ездили на покосы или другие сельскохозяйственные работы, то набирали ее в разные емкости и пили. Сам он чистую воду набирает только в этом источнике: она не закисает, не «зеленеет», как обычная, ее можно пить некипяченой.

Н.М. Ковыляцких рассказал, что раз за этим местом никто не ухаживал, там с пастбища поднимался скот. По воспоминаниям, близлежащее к источнику пространство было сильно захламлено: «Валили туда мусор в то место, свалку делали» (С.М. Ковыляцких).

Первым ухаживать за источником стал Федор Григорьевич Тропин, который поставил туда одно металлическое кольцо, потом колодец стали закрывать. Примерно с 2002 г., когда настоятелем прихода стал Дионисий Марчук, место, где просачивался родник, стали очищать. По рассказу С.М.Ковыляцких, отец Дионисий «освятил этот источник, стали мы его облагораживать, мусор вывезли, косить стали». Часовенку и ступеньки к колодцу сделал на свои деньги Владимир Киянович Ким, проживающий сейчас в Тюмени. Источник был освящен в 2007-2008 гг., во имя святителя Николая Чудотворца. Источник посещают в любое время. Примерно раз в месяц организованно на автобусе приезжают паломники из Тюмени и обязательно доходят до колодца, набирают воду, обливаются ею в купели или умываются. Некоторые омывают этой водой ноги. Однако из разговоров с теми, кто приехал на колодец самостоятельно, видно, что его святость еще не осознана, он ценится как источник чистой воды.

Что представляет колодец сейчас? К нему ведет деревянная лестница. Чуть выше источника располагается деревянная, из оцилиндрованного бревна, часовня-купальня, подведенная под купол. Купальня закрыта на ключ. На ней повешена икона Николая Чудотворца. Ниже ее – сам колодец с бетонными кольцами, огороженный деревянным срубом из оцилиндрованного бревна. На столбе, поддерживающем крышу над колодцем, прибита доска с таким текстом (в 2010 г.): «Дорогие братья и сестры! Почтительно просим вас пребывать на территории Святого источника во имя святителя Николая Чудотворца с достоинством и благочестием. С верой и надеждой потребляйте Святую воду источника и будет она вам во спасение души и тела. Храни вас Господь!».

Анализ воды показал, что она чистая и пригодна для питья. Между колодцем и часовней-купальней стоит деревянный крест, в центре его – икона Николая Чудотворца. Все это пространство вымощено досками, есть клумба, где посажены цветы. Так как вода родниковая, то из колодца отведена труба. В том месте, где она обрывается, примерно в метре от колодца, труба огорожена срубом из досок. Чтобы не открывать колодец, воду можно набрать прямо из трубы. Вода, прозрачная и чистая, небольшим ручейком идет в низину, по канавке стекая в Туру. В купальне есть ведра, и любой желающий, набрав родниковой воды, может ей умыться или облиться, попить ее, набрать с собой домой.

Как и с крестом, с колодцем, несмотря на молодость традиции его почитания, связано несколько историй, свидетелем которых была С.М. Ковыляцких. Однажды женщина пошла на источник, у нее в то время болела нога. Когда она приехала домой, то увидела, что в обуви много черной крови, но нет ни укуса, ни другого повреждения. После этого ноге стало легче. В 2009 г. весной стали чистить источник – нужно было убрать сухую траву, мусор. В это время кто-то бросил горящую спичку. Далее вспоминает Светлана Михайловна: «И моментом вспыхнуло – а там же сухой будыль, двухметровый забор. Моментом понеслось-понеслось, враз… Сухо все сухо, была погода сухая. Надежда Егорова была, мы с ней молились: «Николушка Чудотворец, Господи, помоги…» И до забора-то осталось, может, с метр, и потухло. Поливали ведрушками. Но по нашим человеческим меркам невозможно ведрушками… Как порох… Я на колени уже упала, что вот, «Николушка, помоги, Господи, помоги!» Такая молитва должна быть, от всего сердца…». Однако не все верят в святость этого места. В первый год у иконы Николая Чудотворца, повешенной на часовне, выкололи глаза. Можно также отметить, что место, хотя за ним и следят, захламлено: прямо в ручеек бросают окурки сигарет, какие-то обертки.

Итак, на примере с. Каменка и окружающих его деревень мы видим, как постепенно угасают или совсем угасли одни традиции и вновь закладываются традиции новые, создается новая история.

В статье использованы полевые материалы автора и полевые материалы из архива Музея археологии и этнографии Тюменского государственного университета, научная и справочная литература, публицистика, а также сведения, собранные прихожанами церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Каменка и опубликованные в Интернете: Ковыляцких С.М. Село Каменка Тюменского района: http://www.ihtus.ru/hi43.shtml; Покрова Пресвятой Богородицы храм: http://russianchurch. ru/viewpage.php?cat=tyumen&page=8; Село Каменка: http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/ blag/php/place.php?id=tyum&id1=3&id2=x. Благодарю всех тех, кто рассказал о святынях села Каменского и его окрестностей, а также персонально – Светлану Михайловну Ковыляцких и Екатерину Антоновну Железнову.

Елена Ермакова,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.