Если нас учат или, что хуже, поучают
люди, то на них мы можем гневаться, раздражаться, махать рукой. Можем, словно
дубиной, отмахиваться притчей «врачу, исцелися сам». И, действительно, кто без
греха, тот и бросай первый камень. А раз все грешны, то есть шанс при любых грехах
остаться без наказания.
Но если учит нас природа, если в ней поместил Бог Свои уроки, советы и подсказки,
то отмахиваться от этой науки уже сложнее. Видимо, поэтому Моисей брал во свидетели
небо и землю, говоря «внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих»
(Втор. 32, 1).
Люди, бывшие свидетелями, могут умереть, не передав следующим поколениям
важных знаний. Люди могут быть забывчивы, легкомысленны, наконец, корыстны.
Из свидетелей они могут превратиться в лжесвидетелей. А вот небо и земля никуда
не исчезают, все помнят и продолжают быть свидетелями верными. Нужно лишь изучить
их язык, чтобы уроки природы стали для сердца и разума внятны.
Один урок предложим нынче общему вниманию. Связан он с рекой Иордан.
У вас в школе могла быть «двойка» по географии. Вы можете не знать имена
главных водных артерий планеты, но об этой речушке вы слышали наверняка. Собственно
она не такая уж речушка. Общее протяжение Иордана насчитывает 252 км. На своем пути
она впадает в два больших озера, которые носят имя «морей»: море Галилейское и
море Мертвое. Первое озеро многоименито.
Это – то самое озеро Геннисаретское, или море Тивериадское, о котором пишется в
Евангелии. Евреи называют его Кинерет.
Этот водоем кипит жизнью. Его берега покрыты тропической растительностью, а вода
богата рыбой. Будучи озером, этот водоем
ведет себя временами, как настоящее море,
и вспенивается высокими и опасными волнами. А дальше, вытекая из Кинерета, Иордан,
пройдя еще 100 км, впадает в Мертвое море.
Этот водоем действительно мертв. В нем
нет не то что рыбы, а даже моллюсков и
водорослей. Это, как говорят справочники,
самый низкий участок земной поверхности.
Словно сходя к аду, Мертвое море хранит
на своем дне то, что осталось от Содома
и Гоморры.
Мы совершили такое пространное вступление, чтобы приступить наконец к уроку,
заключенному в этих деталях Палестинской
географии. Геннисаретское озеро принимает
в себя воды Иордана и отдает их. Поэтому
оно живо, причем живо с избытком. А Мертвое море принимает в себя пресные воды
Иордана, но никуда их не отдает (Иордан уже
никуда из Мертвого моря не вытекает), и оно
мертво. Закон напрашивается на формулировку: жить – значит принимать и отдавать.
Принимать и не отдавать – значит умереть.
Это универсальный закон. Если глаз
принимает свет, но не посылает импульс в
мозг, человек ничего не видит. Если желудок
принимает пищу, но не сваривает ее, не
отдает энергию всему организму, человек
болеет и мучится. То, что справедливо для
организма отдельного человека, справедливо
и для общества.
По большому счету, все, что у нас есть,
не совсем наше. Многое, хорошее и плохое,
мы получили по наследству. Это касается
талантов, способностей и склонностей, из
которых одни подобны благословению, а
другие – наказанию. Самодостаточен только
Бог. Все остальные, включая человеков и
ангелов, зависимы. Справедливо спрашивает
апостол Павел: «Что ты имеешь, чего бы ты
не получил? А если получил, что хвалишься,
как будто не получил?» (1 Кор. 4, 7).
Мы, например, неоплатные должники
своей первой учительницы. Если бы она не
научила нас «буквы ровные писать тонким
перышком в тетрадь», не получили бы в
дальнейшем никакого образования. Не был
бы врач врачом, а инженер – инженером.
Все богатство человеческой мысли было бы
для нас задернуто плотной тканью нашего
невежества. И список тех, кому мы должны,
можно продолжить.
Нас родили, кормили, лечили, учили,
защищали, наставляли, наказывали. Все
это – разновидности блага, которым мы
пользовались. Тот, кто высоко взобрался по
лестнице общественной значимости, не имеет
права этого не понимать. От первого урока
переходим к уроку второму. Он звучит более
кратко: делиться надо.
Нельзя только получать, не отдавая.
Знаниями, силой, навыками, деньгами нужно делиться. Во-первых, просто для того,
чтобы жить (согласно первому закону), а не
умирать духовной смертью. А во-вторых, из
благодарности к сотням простых людей, без
которых богатый бы не был богат, известный – известен, а умный – умен.
* * *
Допустим, некто из людей, отличающихся
богатством и облеченных властью, решил
делиться. Мы уже обрадовались, но… Попридержим радужные ожидания. Дело не так
просто, как кажется Емеле, лежащему на печи.
Сам богач не будет входить, согнувшись,
в хижины бедняков с милостыней в руках.
А если и будет, то не уверен, что его на
долго хватит. Милосердное движение сердца
у богатого человека рождает нужду в помощниках, в тех, кто исполнит благую волю
начальника или господина. Здесь нас подстерегают проблемы.
Генерал умен и солдаты храбры. Чего,
казалось бы, не достает для успешного ведения военных действий? Мы еще не знаем
каково среднее звено: сержанты, старшины,
прапорщики и младшие офицеры. От них
зависит все. Они – немножко солдаты и немножко полководцы. Лавры, в случае победы,
получат генералы. Тяжесть войны вынесет
на плечах солдат. Но совершенно ясно, что
победа возможна лишь при качественном
уровне среднего звена.
Чем сложнее цивилизация, тем сложнее
механизмы взаимодействия между группами,
классами, прослойками. Если царь добр, но
к нему не добраться; если приказ мудр, но
телефон испорчен, тогда – катастрофа.
Ангелы служат, принося людям веления
Божии и вразумления и относя к Богу наши
молитвы и просьбы. Любой посредник должен
быть Ангелом. Иначе он будет демоном.
* * *
В Четвертой книге Царств много говорится о пророке Елисее. У этого великого
мужа был слуга по имени Гиезий. Словно
живое пророчество об Иуде, который был
вблизи Господа Иисуса Христа, но деньги
любил больше, и этот слуга Елисеев был
стяжатель. Когда пророк исцелил сирийского
военачальника Немана от проказы, то в награду не взял с того ничего. А Гиезий, не
утерпев, побежал за колесницей Неемана
и выпросил подарки. Елисей спросил слугу,
куда он ходил. Но тот ответил: «Никуда не
ходил раб твой». Но пророк продолжил и
сказал, что сердце его сопутствовало Гиезию
и не утаилось дело слуги от Елисея. Последние слова пророка были следующими: «Пусть
же проказа Неманова пристанет к тебе и
к потомству твоему навек» (4 Цар. 5, 27).
Далеко не каждый благотворитель – Елисей. Зато опасность стать Гиезием подстерегает всякого посредника и распорядителя
чужих богатств. Чужое добро липнет к
пальцам, как мед. И чем дальше конкретный
адресат помощи от глаз приставника или
чиновника, тем легче и удобнее воровать,
не думая при этом, что ты настоящий вор.
«Не младенцев от груди отнимаю, не копейки
из шляпы слепца, просящего милостыню, выгребаю», – думает человек и тем удобнее
запускает руку в различные фонды, кассы и
благотворительные счета.
Так что богач, вдруг захотевший разбогатеть добрыми делами и благословениями
тех, кому решился помочь, найдет ближайших
врагов в людях, поверенных в его делах,
имеющих доступ к распределению средств.
Высшая мудрость богатого человека, таким образом, – это умение окружить себя
людьми правильными. Правильными, то есть
профессионально грамотными и хотя бы
относительно совестливыми. Во все дела
вникать все равно не сможет никто. Многое
придется доверять и поручать, в надежде на
честность и исполнительность. И главная тревога, как бы не приставить (по недосмотру
или по скудоумному безразличию) волков за
овцами глядеть.
Есть в житии святого Ефрема Сирина
иллюстрация этих слов.
Во время голода владельцы хлебных
складов традиционно взвинтили цены. Ефрем
обратился к ним с горячим словом обличения. Те смирились и согласились помогать
бедным. Но высказали одну просьбу, а именно: пожаловались на отсутствие людей, кому
можно было бы, не боясь, доверить раздачу
хлеба беднякам. И просили Ефрема заняться
этим лично. Тот согласился, взял деньги на
еду и стал попечителем бедных. Отсутствие
нужных людей именно и означает отсутствие
честных людей, без которых любые благие
порывы милосердных богачей превратятся в
насмешку над их стремлениями. Деньги растекутся по карманам приближенного ворья,
а бедный оботрется, как будто сытно поел.
Итак, делиться надо, иначе умрешь злой
смертью и навеки. Но, желая делиться,
нужно вначале озаботиться подбором кадров
по принципу честности и исполнительности.
Так сложно выглядит творение добрых
дел для богатого. Бедный копейку свою при
случае из рук в руки отдаст. А богатый этой
роскоши лишен, потому, как ни странно,
может умереть, не имея за спиной никаких
дел милосердия.
* * *
Весь евангельский текст, а значит и все
значимое в земной реальности, пронизано
упоминанием денежных знаков. Это и лепты
вдовицы, и иудины сребреники, и дидрахма
храмовой подати, и таланты из притчи. Таланты как мера веса благородных металлов,
а не как особые дарования.
Постоянно упоминаются и богатые люди.
Один богач назван безумным, и посреди
тревог о разрушении одних житниц и строительстве новых ему сказано: «В ночь сию
душу твою возьмут от тебя».
Другой, из притчи о нем и Лазаре, ходил
мимо гнойного бедняка, пока не оказался в
аду и стал просить Авраама послать этого
же бедняка простудить ему язык.
Богатый юноша, с детства много трудившийся в делании заповедей, услышал: «Про-
дай все, раздай нищим и иди за Мной», –
после чего отошел, скорбя.
Очевидно, тема богатства очень важна,
раз Христос пришел спасти и исцелить человечество, а оно – человечество – только
тем и занимается, только о том и мечтает,
как бы разбогатеть и ни в чем не нуждаться.
Библейская критика и учебники истории как
общее место повторяют тезис о том, что
плодотворной средой для распространения
христианства была беднота и рабы. На самом
деле, исходя из многих евангельских текстов,
видно, что проповедь спасения и перемены
ума (покаяния) обращена к богатым ни чуть не
меньше, чем к бедным. Может даже и больше.
В любой Церкви, в любом храме богатые
люди не составляют большинства. От этого
может показаться, что христианство – религия нищих и убогих. Но, на самом деле,
богатые составляют весьма малый процент
в любом обществе. Было бы странно, если
бы они составляли большинство на наших
Богослужениях. Если в обществе их – 2-3%,
то и в храмах эта пропорция не должна быть
критично превышена.
Если бедный идет к Богу от беды, то
богатый идет к Богу от ума и от измученного сердца. Случись бедному стать богатым,
не факт, что мы скоро увидим его опять в
храме. Об этом мы вкратце уже говорили.
Богатый же, если пришел, то требует к себе
правильного и серьезного отношения.
Под серьезностью я понимаю отсутствие
заискивания в первую очередь. Мы становимся «судьями с худыми мыслями», как пишет апостол Иаков, когда говорим человеку с
перстнем: «сядь здесь», а человеку нищему
говорим: «стань там». Нужно однажды понять, что богатые люди – такой же объект
проповеди, как и все остальные. Мы реально
обкрадываем их бессмертные и, несомненно,
грешные души, если ограничиваемся в общении с ними лишь освящением «Мерседесов»,
питьем водки на праздниках и просьбами о
материальной помощи на приемах. У многих
из власть имущих создается опаснейшая
иллюзия о своей близости к Богу, поскольку они «стояли на Пасху в алтаре, лично
знают такого-то владыку, имеют церковную
награду» и проч.
Со страхом нужно говорить о том, что
мы дадим ответ Богу о душах тех, кого мы
лицемерно и чрезмерно чтили, вместо того
чтобы и им тоже благовествовать «день ото
дня спасение Бога нашего».
Почитаемый ныне за власть и богатство
человек может быть двойным банкротом. На
земле, невзирая на комфорт и различные
выгоды, он все равно болел, страдал, нервничал, боялся, в конце концов – умер. Но на
земле все смотрели на него снизу вверх и
произносили имя его с придыханием. Оттого
самых важных слов ему, быть может, никто
так и не сказал. А ведь мы должны их сказать.
Вот эти слова.
«Послушайте вы, богатые: плачьте и
рыдайте о бедствиях ваших, находящих на
вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши
изъедены молью. Золото ваше и серебро
изоржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас, и съест плоть вашу,
как огонь: вы собрали себе сокровище на
последние дни» (Иак. 5, 1-3).
Чтобы в таких выражениях и таким тоном
говорить с богатыми, нужно быть причастником Духа пророческого. Нужно быть рабом
Господа Христа и не быть рабом человеков,
чтобы иметь смелость произнести или прочитать вслух эти слова при соответствующей
аудитории. Наша цель не дешевые эффекты,
но Истина. Видно, мы мало служим Ей, раз у
богатых создалось твердое предубеждение о
возможности откупиться от Страшного Суда
и поменять земной рукотворный рай, ими
создаваемый, на рай истинный, без всякого
страха, боли и наказания.
* * *
Люди хитры и корыстны. Люди злы. Все
это достойно слез, но говорить об этом необходимо. Люди зачастую лукавы. Будучи
лукавыми, они похожи на того, о ком упоминается в последних строчках молитвы «Отче
наш», там где говорится «но избави нас…».
Пес похож на хозяина, раб похож на
господина. Человек лукав, потому что не
служит Благому, но служит лукавому.
Для того, кто зол, весь мир плох, а
сам он хорош. И то ему не так, и это не
так. «Вот если бы, да кабы, то и я был бы
иным. А так – извините, мир несовершен.
Не собираюсь я стремиться к совершенству
посреди всеобщего несовершенства».
|
Рембрандт. Притча о богаче |
Узнаете свое нутро? Это ведь (не исключено) и ваши внутренние монологи.
Для того, чтобы жить по страстям и от
страстей чрезмерно в совести не мучиться,
лучший способ – возложить вину на Бога и
Церковь. Дескать, Бог плохо все создал и
устроил, а Церковь сама погрязла в грехах.
Не ей меня учить.
Предложу мысленное лекарство против
этой мысленной язвы. Был такой человек,
Веселеил. По-еврейски – Бецалель. Это
был великий мастер, которому Бог дал
премудрость для произведения различных
украшений скинии и устройства ее самой.
Уходя из Египта, евреи выпросили у египтян
множество украшений из золота. Это золото
и пошло на украшение скинии.
Мудрость же Веселеила проявилась также в том, что он видел, кто дает золото на
украшение переносного храма от сердца, а
кто – по тщеславию. Золото сих последних
он употреблял не на важные вещи, а на
украшение ограды и проч. Так вот, однажды
спросили евреи одного из своих мудрецов,
почему, дескать, он ездит в дорогой карете
и шуба на жене его дорогая. Ведь деньги-то
общинные. И сказал он им в ответ: «Раньше
люди давали деньги из любви к Богу. Мы
употребляли их на украшение Торы и священные нужды. А теперь все вы жертвуете
по тщеславию. Нам ничего не остается, как
тратить эти деньги на шубы и коней».
Евреи и умны, и хитры. Это факт.
Раввин хитро «съехал» с темы. Но нет ли
здесь урока? Ой, братья, сдается мне, что
есть. И опять, урок сей – для богатых. Ты
думал, что жертвуешь на Бога и Церковь. А
на самом деле жертвовал ты для утоления
тщеславия и в виде откупа. Ничего, кроме
предметов роскоши, согласно притче, на
твои тщеславно подаренные деньги купить
невозможно. Польза от твоих денег съедена
молью, разбита в авариях и смыта в ватерклозете. Не думай получить что-либо за эти
тщеславные дары на Небе, потому что и те,
кому ты жертвовал, ни разу, быть может,
за тебя не молились.
Если эта еврейская притча не тронет
твое сердце, то послушай анекдот. На Суде
у ворот Рая говорят богатому: «В ад!». Он
не согласен и говорит: «Я, мол, столько-то и
столько-то денег потратил на строительство
храмов». А ему отвечают: «В ад! А деньги
мы вам вернем».
Еще раз напомним, что деньги – это не
бумага и не металл. Это – превратившийся
в бумагу и металл пот трудящегося человека.
Это пот пахаря и ученого, сталевара и водителя дальнобойщика. Деньги – это мистический факт. И брать их, и давать их нужно
с соответствующими мыслями и чувствами.
Отношение к деньгам не просто находится
внутри морали. Это проверка морали на
предмет ее существования. Несерьезность
человека в отношении к деньгам говорит о
его несерьезности вообще. Нечестность или
жадность человека в отношении к деньгам говорит о его всецелой нечестности и жадности.
О гнилости, то бишь, и о родстве с Иудою. И
не зря мы не можем ни разу причаститься
без воспоминания об этом бывшем ученике
и апостоле. Говорим же постоянно перед
Чашей: «Ни бо врагом Твоим Тайну повем,
ни лобзания Тебе дам, яко Иуда».
Протоиерей Андрей Ткачев,
Православие.ru
|