ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№10 2011 г.         

Преподобный Сергий Радонежский в истории Русской Церкви и Русского государства

5 июля и 25 сентября (стар. ст.) Русская Православная Церковь чтит память дивного Божиего угодника, великого подвижника, чудотворца и молитвенника за Русскую землю – преподобного Сергия Радонежского.

В трудное для нашей страны время родился преподобный Сергий. Вот уже как сто лет прошло с тех пор, когда полчища татаро-монгол разгромили Русскую землю, а ее население сделали своими данниками. Татары часто напоминали о себе, совершая карательные экспедиции для подавления народных восстаний, которые регулярно вспыхивали против наглых и алчных сборщиков дани, и страх перед жестокими поработителями грозил перерасти в национальную черту русского характера. Русские князья, пораженные тяжким недугом жажды власти, неистовствовали в междоусобной брани, предавали брат брата, холопствовали перед татарами для привлечения их на свою сторону и проливали кровь соотечественников, силою татарских войск совершая опустошительные набеги на русские города. Не было мира на русской земле, со страхом вглядывался русский человек в завтрашний день, ничего доброго уже от него не ожидая.

И в этом беспросветном мраке горя, насилия и безнадежности, накрывшем черным покрывалом Русь, зажег Бог дивный светильник, разогнавший сгустившийся над русскою землею мрак и наполнивший сердца русских людей надеждою, что близится скорое избавление от окруживших со всех сторон бед.

Как писал историк Ключевский: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу» [Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вступ. ст. и примеч. В.А. Александрова. М.: Правда, 1991. 624 с.]. Одним из этих великих людей, наряду с Митрополитом Московским Алексием и преподобным Стефаном, просветителем Пермской земли, выведших русских людей на новую историческую дорогу, стал преподобный Сергий, в 20-летнем возрасте ушедший в поисках безмолвия в глухие Радонежские леса. Там он жил в скромной деревянной келье и молился в столь же скромной деревянной церковке, предаваясь пустынническим подвигам. Но «никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Лук. 8, 16). Привлеченные, как мотыльки светом, святостью жизни преподобного Сергия, вокруг него стали селиться другие иноки. Так постепенно образовался монастырь, игуменом которого по единодушному согласию братии стал преподобный Сергий. И потек русский люд в эту скромную пустынную обитель за помощью и укреплением. Всех принимал преподобный Сергий: утешал простой люд и примирял враждующих князей. Перед силой его кротости не устоял даже «самый упрямый русский человек XIV века кн. Олег Иванович Рязанский, когда по просьбе великого князя Московского Димитрия Ивановича, как рассказывает летописец, «старец чудный» отговорил «суровейшего» рязанца от войны с Москвой, умилив его тихими и кроткими речами и благоуветливыми глаголами» [Ключевский В.О. Там же].

Обитель преподобного Сергия стала тем духовным центром, вокруг которого сплотился многострадальный русский народ, превратившийся под благодатным окормлением Радонежского игумена из ослабевшей духом разобщенности в дружное братство, исполненное мужества и решимости свергнуть ненавистное татарское иго и стяжавшее смирение для укрощения междоусобной брани. Когда пришло время вступить в решающую схватку с полчищами татаро-монголов, от исхода которой зависело само существование русского народа, преподобный Сергий благословил князя – молодого, неожиданно возвысившегося и объединившего вокруг себя русские земли – московского княжества Димитрия Донского. Вместе с благословением Радонежский игумен дал князю двух иноков, бывших воинами до поступления в обитель, Пересвета и Ослябю. Предание донесло до нас историю богатырского поединка, состоявшегося между непобедимым татарским воином Челубеем и иноком Пересветом. Эти поединки имели такое психологическое значение, что часто от их исхода зависел результат сражения.

Копье мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не успевал даже нанести удар, как оказывался побежденным и выпадал из седла. Александр Пересвет пошел в бой вопреки логике поединка: сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной монашеской схиме. Сделал он это для того, чтобы копье противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело бы вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер. Своим подвигом Пересвет спас жизни многих русских воинов, которые пали бы от меча непобедимого татарского богатыря.

Во время битвы преподобный Сергий находился в храме и, наблюдая духом за ходом сражения, молился за души павших воинов. В этой битве русское войско одержало победу, которая в корне переломила ситуацию во взаимоотношениях между русскими и татарами и привела, в конечном итоге, к окончательному освобождению от ненавистного татарского ига.

Долгих 54 года преподобный Сергий нес свой подвиг иночества и общественного служения людям в Радонежской обители. Кроме своего монастыря преподобный основал еще несколько монашеских обителей: Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме, – в которые он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский. До сих пор обители, созданные учениками Сергия Радонежского, являются как бы камертонами, задающими тон монашеской и церковной жизни в России и обнажающими фальшь в духовной жизни. В этих тихих обителях каждая жаждущая Бога душа, заблудившаяся в лабиринте мирской суеты, может обрести «единое на потребу» и стать причастницей того истинного, подвижнического православного духа, который царил в обители преподобного Сергия несколько столетий назад.

Почил преподобный Сергий 25 сентября 1392 года, а через тридцать лет, 5 июля 1422 года были обретены его нетленные мощи, которые по сей день почивают в им же созданной обители, 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны получившей статус и наименование лавры. Это крупнейший на сегодняшний день в России мужской ставропигиальный монастырь, который продолжает оставаться духовным центром нашего Отечества.

На протяжении нескольких столетий не иссякает поток богомольцев к мощам преподобного Сергия, и, как и при его жизни, никто не уходит от него неутешенным.

Разъезжаются паломники из монастыря по уголкам нашей необъятной Родины и увозят в своих сердцах огонек любви к угоднику Божию, и светло, и тепло на Русской земле от этих огоньков, и будет она стоять, пока горят эти огоньки, и никто не сможет наложить на нее новое иго, потому что игумен этой земли – преподобный Сергий – не перестает возносить молитвы перед Престолом Божиим о нашем Отечестве.

Иерей Николай Сушков,
клирик храма Всех Святых,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.