ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№10 2010 г.         

Тюмень и Ермак Тимофеевич: чтить память или предать забвению?

Следующий 2011 год - юбилейный: исполнится 425 лет со дня основания города Тюмени. 430 лет тому назад славный атаман Ермак Тимофеевич вступил на Сибирскую землю. Об этих знаменательных для нашего края событиях рассказывает Николай Константинович ФРОЛОВ, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой общего языкознания ТюмГУ, председатель Тюменской областной общественной организации «Общество русской культуры».

- Начнем отсчет появления русских в Тюмени с иерархии дат. Первое событие - 1 августа 1580 года, когда Ермак с дружиною остановился на слиянии рек Тюменки и Туры. Пробыл здесь казак, по летописным сведениям, до мая 1581 года. За это время атаман наладил отношения с жителями, и, фактически, приготовил место для основания города. Поэтому воеводы Василий Сукин и Иван Мясной в 1586 году не испытывали трудностей при возведении города, то есть спустя пять лет появилась Тюмень.

Поначалу Тюмень была небольшим городком, на ее территории находились амбары, дома, в которых проживало сторожевое население. Была здесь и церковь - Ильинская. Чуть позже там же построили Благовещенскую. В честь нее была названа первая тюменская улица (сейчас это улица Республики, ранее - Царская, а до 1837 года - Благовещенская). Сразу за частоколом находился посад, за посадом - пашенные земли стрельцов и казаков.

- Николай Константинович, что Вы можете сказать о значении этих дат для Тюмени и Тюменской области?

- Во-первых, Ермак с дружиною положил начало присоединению азиатской России к Москве. Во-вторых, мы можем гордиться Тюменью как первым сибирских городом.

Велика роль Ермака и в становлении Православной Сибири, ведь помимо того, что казакам и бухарцам были интересны новые земли, шло распространение религий. Так, более 300 шейхов, которые были отправлены из Бухары накануне прихода Ермака, татарское языческое население встретило очень жестко. Ермак же нес православную веру. Но если Кучум уничтожал все, что связано с православием, то атаман не покушался ни на чью веру, за что заслужил уважение у татарского народа. Можно сказать, что Ермак принес сюда Россию.

Следует помнить, что XVI век - эпоха колониальных захватов. В эти годы под властью колонизаторов оказались Индия, Пакистан, Австралия, Канада, Северная Америка. Латинская Америка была разделена между Португалией, Испанией, частично Францией. Африка вообще была лоскутным материком. Сибирской земле удалось избежать такой судьбы, ибо она оказалась сопредельной с Россией.

- А какие отношения складывались с населением новых земель у Ермака и его дружины?

- Ермак осознавал себя не только воином, но и государственным деятелем. Он не присоединил бы Сибирь лишь одним мечом. Не случайно Иван Грозный называл его «Князем русским». Всем народам на русской земле Ермак обещал защиту, он добром и дипломатичностью завоевывал сердца людей.

Проникая на Восток к Тихому океану, русские первопроходцы обогащали культуру местного населения. Татар, которые к тому времени были в основном кочевым народом, научили земледелию. Ермак нес христианство, и местное население приобщалось к Православию. С жителями Сибири удалось найти общий язык, очень много смешанных браков появилось в то время. В XIX веке специалисты-историки отмечали, что чисто славянский генетический тип в Сибири был редкостью. Таким образом, Ермак не только оказался первопроходцем, но и положил начало великой дружбе между народами Сибири.

- Есть мнение, что воеводы Василий Сукин и Иван Мясной оказались на территории будущей Тюмени и стали закладывать здесь город случайно. То есть Тюмени могло бы не быть?

- Василий Сукин и Иван Мясной с письменным головой Данилой Чулковым появились на этой территории, можно сказать, благодаря атаману. Царь Иван Грозный отправил воевод из Москвы искать место, где можно обосновать форпост. По дороге они встретились с остатками дружины Ермака. Казаки-то и рассказали им, где они останавливались. Место, мол, хорошее, высокое. Да и за полгода были налажены отношения с населением. Важно понимать, что если бы не это стечение обстоятельств, пост могли бы создать и в другом месте.

- Николай Константинович, почему же Ермаку нет памятника в Тюмени?

- Горько и стыдно, что в нашем городе ничто не напоминает о славном атамане, кроме улицы Ермака на Мысу, на которой стоит шесть домов. Наверняка, их скоро снесут. А ведь бронзовый памятник покорителю Сибири есть в Нефтеюганске, Сургуте, принимается решение о памятнике в Новосибирске. Помня о славе атамана, именем Ермака называют предприятия: коммерческий банк, уральская окружная телевизионная компания, дворец спорта и хоккейный клуб в Ангарске, челябинский стройотряд студентов, книжное издательство и, конечно, легендарный ледокол «Ермак».

Два года назад в России проводился опрос: «Назовите 100 имен самых великих людей, с которыми вы ассоциируете Россию». 24-й по количеству голосов - это Ермак. Так зачем нам отрекаться от этой славы?

- Каким бы Вы хотели видеть памятник Ермаку?

- Мне видится скульптура Забелло Пармена Петровича, созданная в XIX веке, с постаментом «Освоение Сибири», в который включена геральдика первых сибирских городов. Автор постамента, ныне покойный, тюменец Анатолий Винников, бывший директор центра «Досуг». Обработка и отливка памятника принадлежат скульптору Александру Рябову. Миниатюра памятника уже есть, она была представлена тюменцам во время празднования Дня города в этом году на Историческом сквере и получила одобрение жителей. Добиться того, чтобы памятник Ермаку был установлен в Тюмени - одна из задач Фонда имени Ермака Тимофеевича, созданного в нашем городе в апреле этого года.

- Вы возглавляете этот Фонд, а кто еще стал инициатором его создания?

- Инициаторами выступили также Сергей Иванович Катькало, член Союза писателей, секретарь Союза писателей России, Валерий Анатольевич Зятьков, председатель Тюменской городской федерации стрелкового спорта, Владимир Евгеньевич Селиванов, профессор Тюменской академии культуры и искусств, казак Иван Статьев, член научно-исследовательской группы Института гуманитарных исследований ТюмГУ «Казачество от Ермака до наших дней» и многие другие. Большая духовная поддержка исходит от казаков, священников, простых людей. На одно из первых мероприятий - «Вечер памяти Ермака Тимофеевича» - из Ельца в Тюмень приехал ансамбль «Червленый Яр». Благотворительный фонд развития города Тюмени предоставили нам один из своих субсчетов, чтобы мы могли вести свою деятельность.

Идея создания такого фонда появилась давно, необходимость его учреждения стала очевидной после событий в марте этого года, когда на месте Поклонного Креста в честь Ермака Тимофеевича, установленного в 1992 году в Историческом сквере и в 1994 году освященного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, решили поставить памятник труженикам тыла и ветеранам ВОВ и варварски вырвали Крест.

Это далеко не первое покушение на Поклонный Крест, и наша задача - защищать эту святыню и другие памятные места Тюмени. Поэтому официально целью работы Фонда является сохранение памяти об исторических событиях и людях, внесших значи- тельный вклад в развитие России, Тюменской области и Тюмени, развитие национальной культуры, народного самосознания и восстановление духовно-нравственных традиций во всех сферах жизни русского народа.

- Какие мероприятия уже были проведены?

- 21 апреля состоялись пресс-конференция, посвященная открытию Фонда, затем отслужена панихида у Поклонного Креста и прошел «Вечер памяти Ермака Тимофеевича», на который пришли все желающие, зал был полон.

Все присутствующие получили информационный бюллетень, где представлены выдержки из Положения о деятельности Фонда, содержится рассказ о походе атамана.

24 июля организовано мероприятие, посвященное Дню города. В Историческом сквере у Креста была установлена походная церковь, принесена миниатюра памятника Ермаку. Священники отслужили литию об основателях града Тюмени, затем - молебен о здравии Администрации и всех жителей. Позже прошел праздничный концерт с участием народных коллективов нашего города. Главное событие - отправление в сплав по пути Ермака кадетов молодежного клубного объединения «Лидер».

Сейчас участвуем в конкурсе на благоустройство Исторического сквера, который проводит администрация Тюмени, разрабатываем свой проект.

- А какие у Фонда дальнейшие планы?

- Обязательно устроим презентацию своего проекта, чтобы заинтересованные люди, СМИ, наши оппоненты могли прийти, послушать и подробно спросить, что нужно.

Сплав по Туре, впервые проведенный в этом году, планируем сделать ежегодным. За зиму будем готовить для него настоящие ермаковы струги. Это интересное и сложное сооружение, ведь струги использовались не только для сплавов, но и как щиты для заграждений. Изготовить их будет не так-то просто: надо найти дерево, чертежи, мастеров, резчиков, тех, кто поставит паруса. Хочется сделать сплав торжественным, с остановками в тех местах, где останавливалась дружина Ермака, и выходом к населению. Также планируется выпустить календарь памятных дат похода Ермака Тимофеевича.

Есть идея восстановления праздника Сибири. Сейчас о нем многие даже не знают, но до революции его отмечали 11 ноября. Также мы подготовим информационный бюллетень на татарском языке, где будут приведены документы по Ермаку, во избежание недоразумений.

Осенью будем участвовать в конференции «Казачество Западной Сибири: От Ермака до наших дней». В рамках этого проекта при возможности проведем круглый стол с духовными лидерами татар, чтобы вместе установить историческую справедливость в отношении Ермака.

Сегодня неприятно слышать некоторые отзывы о Ермаке, они носят необъективный и предвзятый характер. Нам нужно понять, что Бог призывал к лучшему. Если Бог судил жить вместе, надо жить вместе, в мире, и приходить к общим решениям.

Беседовала Наталья ТАРЕНКО,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.