ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№10 2010 г.         

Просветительская роль сибирских священнических династий в освоении Тюменского края

Еще в эпоху начального освоения нашего края при создании Сибирской епархии в 1620 г. из Вологды и Устюга было отправлено в Сибирь 10 священников с семьями. На необозримых просторах Сибири сформировался особый мир духовенства «сильного нравственно, пытливого умом и физически выносливого» [1] и, конечно, достаточно образованного. Учить, просвещать, строить - такова была их миссия. На земле Сибирской строились храмы, духовные учебные заведения. В каждой церкви - школа, библиотека, метрические книги (настоящая летопись жизни). С 1865 г. пишется история церквей и приходов. Во время миссионерских поездок священства в Низовой край открывались школы, создавались духовные миссии в Обдорске, Кондинском, Сургуте. [2]

С образованием Сибирской епархии епископы назначались из центральной России, оттуда же присылали и священнослужителей. Переезжая на новые места, священники приглашали в новые соседние приходы своих родственников духовного звания. Традиции духовенства заключать браки в своем сословии и духовных учебных заведениях привели к созданию династий потомственных священнослужителей в Сибири и на Урале. Такой династией потомственного духовенства были мои предки по материнской линии - род Скосыревых-Киановских. Я стараюсь достичь большего качества знания о каждом члене ветвистого родословного древа, стремлюсь возродить память о предках духовного звания, кому мы обязаны своим рождением.

Духовное сословие перестало существовать в 30-х годах XX века. В нашем роду погибли жестокой смертью (расстреляны) Поляков Василий Алексеевич, священник 1861 г. р. - 29.2.1920; Киановский Александр Семенович, священник, 1871 г. р. - 17.04.1930; Скосырев Василий Николаевич, протоиерей, 187Ог.р.-30.08.1937; Скосырев Константин Николаевич, священник, 1884 г. р. - 10.11.1937 [3,4] Все они из поколения моего деда. Принадлежность к служителям культа неблагоприятно сказалась на жизни их потомков: из поколения моей мамы почти никто не смог получить профессиональное образование. В 1947 г. Киановская А.А., моя мама, работавшая бухгалтером в Тобольском техучастке речных путей, подвергалась преследованиям и вынуждена была на 2 года уехать в Сургутский район в поселок Песчаный, где работала в эвакуированном ленинградском детском доме. Самым большим желанием мамы было то, чтобы мы, все трое ее детей, получили высшее образование. В текущем году маме исполнилось бы 90 лет, и я могу сказать, что ее заветное желание выполнено, а сейчас уже ее внуки, Сергей и Кирилл Федоровы, Саша и Таня Субботины учатся в вузах. Способности к учебе в каждом последующем поколении рода Скосыревых-Киановских выражаются все более ярко.

Показательна судьба деда Александра Семеновича Киановского. Старший сын рано овдовевшего многодетного псаломщика из небольшого села Тюкалинского округа Тобольской губернии поехал учиться в Тобольскую духовную семинарию, деньги на дорогу ему собирали всем селом. В Тобольске уже священствовали его дядя Яков Васильевич

Киановский и племянник Константин. После окончания курса духовной семинарии дед венчался 8.11.1893 г. с дочерью протоиерея Софийского собора Тобольского Кремля Н.Д. Скосырева Трифеной, через месяц был рукоположен во священники Введенской церкви с. Плехановского (ныне Ярковского района), где служил беспрерывно 36 лет вплоть до ареста в 1929 г. За беспорочную службу имел церковные награды, был духовным следователем по благочинию. Отец Александр пользовался в своем приходе (9 деревень) большим авторитетом, ему «удавалось увлекать за собой» (так написано в обвинительном заключении) [10]. В церкви была хорошая библиотека, в приходе работали министерская, передвижная и церковно-приходская школы, хранились метрические книги и исповедные росписи.

Такое долговременное служение в одном приходе было редким явлением. Зачастую, чтобы сделать карьеру, священнослужители переводились из одного прихода в другой. Дед был настоящим добрым пастырем своего большого прихода, отцом семьи из 17 детей.

Крепость семейных уз и родственных связей обеспечивала возможность обучения младших Киановских в Тобольских учебных заведениях. Старшие сестры моей мамы Варвара, Анна, Зоя, Рая, рожденные в 1890-1900 гг., учились в епархиальном женском училище, начальницей которого с 1912 г. была Антонина Николаевна Скосырева, родная сестра моей бабушки [11]. Она опекала детей своей сестры, помогала освоиться в городской среде, наставляла их. Сохранилось фото, где Антонина Николаевна с Раечкой Киановской, на обороте надпись-напутствие, сделанная ее рукой: «Что бы ни случилось с тобой, дерзай, труженица народной Нивы! Помни, что первообраз твой - Небесный Учитель - даже главы не имел где приклони™. Твоя работа созидающая, культурная, в ней будущность нашей смелой дорогой Родины. Вот в идейности своей работы и находи смысл твоей жизни. Тебя одолевают невзгоды, но разве ты не знаешь, что в таких же тяжелых условиях в наше время на Ниве родной работают уже десятки, тысячи таких же, как и ты, труженица честная! Не унывай, работай честно, дружно, не покладая рук. Верь в свое светлое будущее!» 9.03.1917 г. [12].

Самое первое учебное заведение Тобольской губернии (Тобольская духовная семинария - ТДС) было открыто в 1743 г. В семинарии изучались не только богословские дисциплины, а и латинский, древнегреческий, татарский языки. Факультативно изучали географию, историю, математику, медицину, высшее красноречие. Выпускники семинарии могли поступать и в светские высшие учебные заведения.

ТДС закончили многие представители нашего священнического рода: Скосырев Николай Дмитриевич, его сыновья Александр, Василий, Константин, по ветви Киановских - Яков Васильевич Киановский, его сын Константин Яковлевич, который позднее преподавал в ТДС. Почти все они законоу-чительствовали в церковных школах.

В главные моменты жизни - крещение, венчание, смерть - именно к священнику обращался народ, часто священник своим советом помогал прихожанам, вступал в мирскую, домашнюю и общественную жизнь. Священники работали в различных комитетах (благотворительных, распорядительных), попе-чительствах, советах духовных учебных заведений, комиссиях, епархиальных братствах.

Так, руководителем Братства св. великомученика Димитрия Солунского, основанного в 1890 г., в течение 6 лет (с 1899 г. и до своей кончины в 1905 г.) был мой прадед, Скосырев Николай Дмитриевич, протоиерей, ключарь Софийского кафедрального собора в течение 25 лет, патриарх нашего рода, крупный церковный деятель Тобольской губернии [5]. Будучи в почетном звании Председателя братства, он развивал просветительскую деятельность. Была выпущена серия книг учебно-познавательного характера под названием «Тобольское церковное древлехранилище». Церковное древлехранилище было учреждено 26.01.1903 г. и призвано «заботиться о приведении в известность и сохранение вещественных памятников церковной старины» [9]. Спустя 3 месяца создана архивная комиссия как центр археографической работы. Н.Д. Скосырев был одним из первых семи действительных членов комиссии и уже на втором заседании сделал сообщение о сохранности, составе и ценности документов ризницы Софийского кафедрального собора. Являясь хранителем фондов архиерейской ризницы, занимался исследованием замечательных по своей ценности и древности вещей, в результате такой работы был составлен «Альбом с фотографиями наиболее древних ценностей, хранящихся в соборе», который содержится ныне в фондах Тобольского музея-заповедника.

Н. Д. Скосырев досконально изучил документальные источники архива собора и оставил новое историко-статистическое описание Софийского собора. Этот «Путеводитель» является наиболее полным описанием древнего собора, к нему обращаются и современные краеведы, и реставраторы [6].

Обладая энергичным деятельным характером, достаточным образованием, Н. Д. Скосырев был в гуще общественной жизни своего времени. «Великий урок служения общему делу» отца несомненно повлиял и на его сыновей. Василий Николаевич был заметным церковным деятелем Тобольска, протоиереем, ключарем Собора. Младший сын Константин, получив церковное образование, стал служить священником в селе Алымка Уватского района, старался быть не простым требои-сполнителем, а проявить себя на поприще служения народу. Он организовал воскресную школу грамоты для взрослых и избу-читальню. Эти попытки «внести луч света в народную тьму» были отмечены в газете «Сибирский листок» как отрадное явление [13]. В 1917 году у Константина Николаевича, работавшего на административно-хозяйственной должности в союзе потребительских обществ г. Тобольска, зародилась мысль об организации первого «Дома отдыха», что было осуществлено летом 1923 года. «Это историческое событие, первые шаги заботы о здоровье и отдыхе трудящихся» [14]. Все эти сведения взяты из дневниковой тетради, написанной рукой Константина Скосырева, хранящейся в архиве его дочери Ларисы Константиновны Истоминой (Скосыревой), ныне проживающей в Ханты-Мансийске.

Странствуя по архивным фондам, краеведческим изданиям, генеалогическим источникам, я часто встречала одни и те же фамилии светских деятелей и лиц духовного звания, которые общими усилиями вели научную и общественную деятельность в Тобольской губернии.

В списках Комитета Тобольского губернского музея за 1891 год указаны Бирюков Н. А., Скосырев Н. Д. и другие. В работе архивной комиссии церковного древлехранилища принимали участие эти же лица, они же печатались в «Тобольских епархиальных ведомостях». О священнической династии Бирюковых я узнала из книги «Бирюковы. Мирское и духовное» [1].

С автором книги Эмилией Евгеньевной Чумаковой (кандидатом экономических наук, членом Уральского генеалогического общества), я познакомилась на Уральской родо-ведческой конференции в 2004 году.

Старинный род Бирюковых насчитывает 300 лет. Родоначальник - Матфей Бирюков (1610-1673 гг.), протопоп Тобольского Софийского собора, был прислан сюда при основании Сибирской епархии. Последним служителем культа в 1932 - 1934 гг. был Михаил Бирюков, епископ Пермской епархии. Из этого рода вышли известные писатели, музыканты, художники, ученые. Среди родственных фамилий Бирюковых Карпинские, Поповы, Ребрины, Словцовы, Топорковы, Боголеповы и многие другие. В родословной росписи Бирюковых 16 поколений, 750 персонажей. География службы священства охватывает всю уральскую территорию. Эмилия Евгеньевна написала книгу на основании архива деда и десятилетних архивных поисков. Э.Е. Чумакова принадлежит к XIV поколению своего родового клана.

Я собирала материалы о тобольских Бирюковых, прежде всего о Николае Аполло-новиче Бирюкове, который «пересекался» с моим прадедом Н.Д. Скосыревым.

Бирюков Н.А. (1861-1930) - протоиерей, педагог, краевед, бытописец. Коренной сибиряк, внук протоирея г. Туринска. Преподавал в Тобольской духовной семинарии более 25 лет, издал 34 печатные работы по истории семинарии и просвещения. Один из организаторов церковного древлехранилища, в котором было собрано более 1000 ценнейших экспонатов XVI-XV111 веков. Н.А. Бирюков входил в комиссию по охране памятников, созданную в 1921 г. [2.7] Согласно родословной росписи, он принадлежит к XI поколению и является прадедом Э.Е. Чумаковой по материнской линии.

Еще один Бирюков, Венедикт Степанович, воспитатель инородческих детей в пансионе Тобольского Знаменского монастыря, совершал миссионерскую поездку с епископом Антонием IV в 1897 г. в Обдорск, увидел бедственное положение инородцев и решил постоянно служить в Обдорской миссии, приняв монашество под именем Василий. Монах Василий занимался исследованием истории Обдорской миссии на основании архивных данных[8].

Фамилия Словцовых широко известна в нашей области, но мало кто знает, что их род является родом потомственных священнослужителей. Словцов Петр Андреевич (1767-1843гг) - сибирский историк, педагог и Словцов Иван Яковлевич (1844-1907гг) - преподаватель, краевед принадлежали к одному роду. Словцов И.Я. является правнучатым племянником историка Словцова П.А., т.е. прадед Ивана Яковлевича и Петр Андреевич были родными братьями.

Словцов П. А. - сын священника, закончил Тобольскую духовную семинарию и Главную Александро-Невскую семинарию (будущая Духовная академия). Преподавал в духовной семинарии, выступал с проповедями в Софийском соборе, за крамольную проповедь был отправлен в ссылку. Позднее, выйдя в отставку в чине статского советника, вернулся в Тобольск и в возрасте 60 лет посвятил себя литературным и историческим занятиям, объединил вокруг себя краеведов. В 1830 г. подготовил к публикации книгу «Прогулки вокруг Тобольска». Свой главный труд - «Историческое обозрение Сибири» в двух частях, основанный на архивных данных и личном изучении Сибири, закончил к концу жизни [7].

Сын протоиерея - Словцов И. А. - окончил Тобольскую гимназию, физмат Казанского университета. Преподавал в Сибирской военной гимназии (г. Омск). В 1876-1906 гг. - директор Тюменского реального училища. Собиратель редких вещей и древностей. Его коллекция, приобретенная купцом Чукмалди-ным, стала основой Тюменского областного краеведческого музея, который носит его имя. Был сотрудником «Тобольских губернских ведомостей», где опубликовал свыше 30 статей краеведческого характера [7].

Духовное сословие, в котором концентрировались люди наиболее образованные, сыграло большую роль в развитии просвещения и культуры в нашем крае. Священнические династии, обладающие генетическим потенциалом, способствовали наиболее полному проявлению подвижничества.


В моем роду священники стоят...
И подымают перст, и не велят
Юродствовать и праздно лить елея.

/ Т. Глушкова./

О.И.ОСОСОВА,
г.Тюмень


Литература:
1. Чумакова Э.Е. Бирюковы: мирское и духовное. Екатеринбург: Изд-во Уральский Университет, 2003.
2. Религия и церковь в Тюменском крае: Опыт библиографии. В 3-х частях. ч.2 / Чернышов А.В. -Тюмень: Мандр и Ко, 2004.
3. Книга расстрелянных. Мартиролог погибших от руки НКВД в годы большого тер-рора (Тюменская область). В двух томах. Том 1,2 составитель Р.С. Гольдберг. Тюмень: Изд-во «Тюменский курьер»,1999.
4. То же, том 3. Тюмень,2004.
5. Пятые Тюменские родословные чтения: материалы и тезисы докладов межрегиональной научной конференции 23-24 мая. Тюмень. Вектор Бук, 2005.
6. Тобольск. Архитектурные и художественные памятники XVI - начала XX века/ В.В. Кириллов. Москва: Изд-во «Искусство», 1984.
7. Тобольский биографический словарь. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2003.
8. Светочи земли Сибирской (приложение к «Тобольскому хронографу») Екатеринбург: Уральский рабочий, 1998.
9. Коновалова Е.Н. Книгоиздание Тобольской губернии (вторая половина XIX - начало XX века). Тюмень: изд-во 000 «Опцион - ТМ Холдинг», 2002.
10. Дело по обвинению А.С. Киановского (выписки). Личный архив автора.
11. Справочная книжка Тобольской епархии. Тобольск,1913.
12. Фото из семейного альбома. Скосыре-ва Антонина Николаевна с племянницей Раей Киановской (Тобольск, фотография В. Цветкова 1917).
13. Автобиография. Константин Николаевич Скосырев. Личный архив Ларисы Константиновны Истоминой (Скосыревой).
14. «20 лет. Скосырев К.Н. 1917-1937 гг. Дневниковые записи». Личный архив Л.К.Истоминой (Скосыревой).

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.