ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№10 2010 г.         

Ямальский Север в судьбе священномученика Петра (Крутицкого)

Западно-Сибирский регион, присоединенный к России еще в 16 веке, задолго до начала использования его нефтегазовых запасов был достаточно освоен русскими поселенцами, мирно сосуществовавшими с народами, населявшими край - коми-пермяками, хантами, ненцами, манси, сибирскими татарами.

По течению крупных рек Сибири располагались благоустроенные города и села, была налажена экономическая и культурная жизнь, почти повсеместно были выстроены православные церкви и монастыри, миссионерские станы, при которых работали и развивались приходские школы и интернаты.

Государственная власть Московского царства и Российской Империи уделяла большое внимание и оказывала помощь Церкви в этой деятельности. История Православия на территории современного Надымского района началась задолго до появления на карте самого районного центра. Еще в XIX веке на территории сегодняшнего муниципального образования возникли русско-зырянские поселки Хэ и Наре (современное название Нори), ставшие местами активной торговли русских и зырян с ненцами и хантами. В 1887 году в Хэ отцом иеромонахом Василием Бирюковым был основан православный миссионерский стан. До основания стана в Хэ было только две избы, а в 1908 году, когда было закончено строительство Свято-Никольского храма, насчитывалось уже 17. Уничтоженный позднее в годы советской власти, этот храм стал предшественником современного надымского храма в честь Святителя Николая Чудотворца. Поселок Хэ в течение нескольких десятков лет служил постоянным местожительством одного из обдорских миссионеров.

В 1914 году здесь была открыта школа-пансионат. Шел естественный процесс взаимного обогащения культур, выражавшийся с одной стороны в обоюдном уважении и интересе к традиционному укладу и обы- чаям хозяйствования и духовного мира своих соседей, а с другой - в привнесении и развитии новых идей. Так, например, при духовной миссии в Салехарде (Обдорске) возникла этнографическая коллекция и был накоплен значительный краеведческий материал, легший в основу будущего окружного музея, по праву носящего имя начальника духовной миссии игумена Иринарха Шимановского. Не без участия местного православного духовенства и деятельных новаторов в регионе проводились успешные агрокультурные эксперименты, шло развитие системы образования и здравоохранения. Существовала налаженная транспортная сеть и довольно стабильная и жизнеспособная экономика. Накануне Первой Мировой войны, перекроившей жизнь России, местное сибирское купечество собиралось строить железную дорогу от Тобольска на Север. И это не было прожектерством и фантазиями. Одним из поразительных показателей эффективности и богатства потенциала хозяйства Сибири было то, что к 1916 году невывезенным на экспорт в регионе оставался десяток с лишним миллионов пудов сливочного масла, не говоря уже о том, что с 17 века сибиряки сами сеяли хлеб в необходимых количествах и не зависели от завоза продовольствия с «большой земли».

Конечно, в любом человеческом сообществе существуют какие-то проблемы, перекосы и недостатки, но благо, если и решаются эти житейские вопросы естественным путем, обдуманно, выверенно, в расчете на человеческое же стремление к идеалу.

Революционное лихолетье и длительный период насильственного насаждения атеизма привели к почти полному разрушению экономического уклада, многовековых традиций, была полностью разгромлена инфраструктура православных религиозных и образовательных учреждений. Сибирь превратилась в огромный полигон социальных экспериментов и насилия, покрылась колониями «спецпереселенцев» и лагерями ГУЛАГа.

Именно с этим периодом в истории православного ямальского Севера связана одна из наиболее ярких и трагичных страниц - пребывание в Хэ Местоблюстителя Патриаршего престола Петра (Полянского), митрополита Крутицкого и Коломенского (с 9 июля 1929 года по 17 августа 1930 года).

В 1937 г. «тройка» НКВД приговорила митрополита Петра Крутицкого к расстрелу. Церковь прославила Владыку Петра в лике святых, память священномученика совершается 10 октября по новому стилю.

Особым памятником скорби является частично сохранившаяся железная дорога «Салехард-Игарка», знаменитая «501 -ая» стройка, с прилегающими к ней лагерями для строителей-заключенных. Осенью 1996 г. в Надымском районе, вблизи охотничьего хозяйства «Нижний Ярудей», обнаружена чудом сохранившаяся миссионерская часовня 19 века. На местах ранее существовавших спецпоселений для сосланных еще стоят кресты на погостах, а в священных местах ненцев еще можно найти старинные иконы, но наступивший новый век с его новыми вызовами и кризисами грозит стереть и эти следы прошлого.

Открытие и промышленная разработка нефтегазовых ресурсов вдохнули новую жизнь в бескрайние просторы ямальского Севера, но проблема обращения к сокровищнице национального культурного наследия, восстановления бессмысленно порушенного в годы богоборчества стоит по-прежнему остро. Особенно отчетливо эта проблема усматривается в судьбе многих поселков, возникших и исчезнувших за последние 50-60 лет. Ориентированные на решение временных задач по геологоразведке или обустройству магистральных газо-нефтепроводов, они превратились в городки-призраки, и эта же судьба дамокловым мечом висит над большинством еще существующих поселков.

Возрождение Православия в Надыме и на территории района началось в 90-х годах 20 века. В сентябре 1992 года, в дни празднования 20-летия города, епископ Тобольский и Тюменский Димитрий совершил освящение места для будущего храма в центре города. В 1994 году город впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который совершил освящение камня, положенного в основание будущего Надымского Свято-Никольского храма, освящение фундамента возрождаемой часовни в поселке Хэ, а также служение заупокойной литии на территории одного из лагерей, расположенных вдоль 501-й ГУЛ ЖД, так называемой «сталинской» железной дороги. Святейший Патриарх Алексий II пожелал всем верующим Надыма, чтобы будущая церковь стала для них «путеводителем в жизни, принесла свет и тепло божественного откровения в души и внесла дух добра, терпения и милосердия». В годы жесточайшего кризиса «реформенных» 90-ых эти слова были более чем актуальными.

Через четыре года, 3 сентября 1998 года, Святейший Патриарх Алексий II освятил новый храм, построенный на собранные народные деньги попечением Администрации Надымского района и ООО «Надымгазпром», взявшими на себя львиную долю расходов и забот. Надымский приход стал локомотивом для православных общин в поселках района (Пангоды, Правохеттинский, Приозерный, Заполярный, Ягельный, Лонгьюган, Куто- пьюган и Ныда). Особым местом остается почти исчезнувший поселок Хэ, в котором по нескольку месяцев в году живут потомки старожилов, ухаживающие за памятниками на погосте и часовней, освященной Святейшим Патриархом Алексием II. «Поставь цветок в самую красивую вазу - он завянет. Но растение, имеющее корень в земле, даст побеги. Нет сегодня поселка Хэ, но эта земля - корешок нашей духовности и святое место»,- сказал Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий во время своего визита на Ямал в этом году.

За прошедшие годы сделано очень многое: силами прихожан при храме организована и действует Воскресная школа, имеется большая православная библиотека, существуют сестричество в честь Великомученицы Великой княгини Елисаветы, братство в честь Священномученика Петра, митрополита Крутицкого и Коломенского, местное отделение молодежной православной организации «Сибирь молодая Православная». Многие пришли к вере, услышав благовестие Христово, приняли здесь святое Крещение, вступили в венчанный брак. И отрадно, что многие люди, ранее приезжавшие на Север для заработка в надежде после обустроить свой быт на «большой земле», в большинстве своем остались здесь: Сибирь стала для них, их детей и внуков подлинной малой родиной, в которую вложены тяжелый труд в экстремальных условиях Крайнего Севера, годы жизни и частица души. Теперь стоит задача обеспечить возможность приобщения сибиряков к культурным ценностям своих предков, дать подрастающим поколениям подлинное патриотическое и духовное образование и воспитание, наверстать то «единое на потребу», что обеспечивает «благую часть» в земной жизни и в вечности.

Иерей Евгений ШЕСТАКОВ,
г. Надым

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.