ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№10 2010 г.         

Святитель Иоанн Тобольский, всея Сибири чудотворец

Нет в православной Сибири такого дома, где бы не почитался великий сибирский святой Иоанн Тобольский. Почти в каждом городе за Уралом в храмах наряду с великими сибирскими святителями - Иннокентием и Софронием, епископами Иркутскими, Сильвестром Омским, Иннокентием, митрополитом Московским и другими святыми, жизнь и деятельность которых связана с Сибирским краем, есть и его иконы. И это несмотря на то, что Святитель Иоанн занимал Тобольскую кафедру всего четыре года - с 1711 по 1715, успев приобрести всеобщую любовь и почитание, оставив заметный след в истории ревностным служением на благо Отчизне и Церкви.

О детстве святителя сохранилось мало свидетельств. Известно, что родился он в декабре 1651 года в городе Нежине в семье благочестивых жителей дворянского малороссийского рода. Отец его, шляхтич Максим Васильковский (прозвище произошло от города Василькова) позднее переехал в Киев, арендовал мельницы и земли у Киево-Печерской лавры и стал известен своими пожертвованиями на строительство многих киевских храмов. Иоанн был старшим ребенком в семье и, как прочие десять сыновей, получил свою фамилию Максимович от имени своего отца.

Обучался Иоанн в Киево-Могилянской академии (1668-1676 годы), и по окончании был оставлен в ней преподавателем латинского языка. Домашнее воспитание, учеба в Киевской коллегии, постоянное общение с монахами напитало его душу стремлением служить Богу в чине инока, и в 1676 году в Киево-Печерской Лавре он был пострижен от священноархимандрита Иннокентия (Гизеля) с именем Иоанн, в честь святителя Иоанна Златоуста. Вскоре архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) рукоположил Иоанна в сан иеромонаха. Последующее рукоположение молодого, блестяще образованного постриженика в иеродиакона, а затем в иеромонаха произошло очень быстро.

В 70-е годы XVI 1-го столетия Россия воевала с Турцией, и к 1677 году пламя войны бушевало на территории Малороссии. Оказавшись перед опасностью нападения турецких полчищ на Киев, гетман решился направить посольство к Царю Феодору Алексеевичу с просьбой о помощи. В составе посольства был 24-летний иеромонах Иоанн. Помимо просьб о помощи военной, лаврские монахи просили в случае нападения турок на Киев дать им возможность укрыться в другом монастыре. Царь и войско послал, и Брянский Свенский Успенский монастырь предоставил, повелев отцу Иоанну быть в нем архимандритом.

В 1680 году Иоанн был назначен экономом Киево-Печерской лавры, а в 1684 году наместником Свенского монастыря, куда переселились монахи в связи с набегами турок на Киев. Оттуда в середине 1695 года Черниговским архиепископом Феодосием, видевшим в нем своего преемника, он был переведен в Елецкий Успенский монастырь Чернигова и возведен в его архимандриты. Посвящение состоялось в 1696 году в Москве.

Архиерейство

После смерти святителя Феодосия 24 ноября 1696 года решением рады новым черниговским архиереем был избран Иоанн Максимович. В Москву была направлена грамота от имени гетмана Ивана Мазепы с прошением к царю и патриарху о посвящении кандидата. 10 января 1697 года Патриархом Московским Адрианом в Успенском соборе Московского Кремля Иоанн был хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. В ставленой грамоте Иоанну было дано право совершать богослужения в саккосе, а царь своей грамотой подтвердил права черниговской кафедры на ее имения.


Черниговский коллегиум,
основанный святителем Иоанном
В 1700 году в Чернигове Иоанном был основан Коллегиум (славяно-латинская школа) для обучения не только детей духовенства, но и дворян, мещан и казаков наподобие Киевской академии. Благодаря уровню подготовки учеников школа получила широкую известность и фактически стала первой семинарией в России. По ее образцу позднее стали открываться Духовные семинарии в других епархиях. Также Иоанном была открыта типография для издания сочинений духовно-нравственного содержания. Пребывая на черниговской кафедре, Иоанн встречался с царем Петром I. Житие сообщает, что он предрек Петру Великому победу над шведами. После измены гетмана Мазепы Петру I Иоанн стал жертвой оговора - якобы он получил от бежавшего гетмана через своего служителя некое письмо. Однако после допросов невиновность Иоанна была подтверждена. 12 ноября 1708 года в Троицком соборе Глухова Иоанн в присутствии Петра I вместе с митрополитом Киевским Иоасафом и епископом Переяславским Захарием совершил Литургию и молебен, после чего «предал вечному проклятию Мазепу и его приверженцев».

Период жизни Иоанна в Чернигове ознаменовался пиком его литературно-богословской деятельности. Также в это время он установил контакты с Афоном, оказывал его монахам материальную помощь (сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре).

В январе 1711 года Петр Великий своей грамотой вызвал архиепископа Иоанна в Москву. В столице святитель поселился в Донском монастыре, где местоблюститель патриаршего престола Стефан (Яворский) вручил ему царский указ о назначении его на Тобольскую кафедру. 28 февраля того же года Иоанн был возведен в сан митрополита. Несмотря на высокий сан и обширную епархию, это было формальной ссылкой, причиной которой послужил конфликт с князем Александром Меньшиковым. В одном из имений князя в Черниговской епархии был построен храм, князь сам назначил дату его освящения и потребовал прибытия в указанный день архиепископа Иоанна. Но святитель возразил, что назначение даты - дело архиерея, а не князя, и освятил храм в выбранный им самим день. В ответ на такие действия владыки Иоанна Меньшиков, затаивший обиду, выхлопотал у царя назначение святителя на Сибирскую кафедру. Церковное предание сообщает, что, когда Иоанну стало известно о причине его перевода в Сибирь, то он пророчески произнес: «Да, далеко мне ехать, но он будет еще дальше меня». (Это пророчество сбылось, когда князь Меньшиков был сослан в город Берёзов, расположенный севернее Тобольска). По другой версии, причиной возведения Иоанна в митрополиты была положительная реакция Петра I на написанный им «Синаксарь» о Полтавской битве.

Тобольская митрополия

Иоанн прибыл в Тобольск 11 августа 1711 года по Иртышу на дощанике, посетил Знаменский монастырь и вновь вернулся на судно. На следующий день в праздник Успения состоялся его торжественный вход в город, где в Софийско-Успенском соборе он отслужил Литургию и вступил в управление епархией.

Вверенная владыке Иоанну Тобольская епархия и Сибирская митрополия нуждалась в миссионерской деятельности, за которую он активно взялся. Миссионеры были направлены к остякам, вогуличам и другим сибирским народам. В 1714 году в Пекин под руководством архимандрита Иллариона (Лежайского) Иоанном была направлена духовная миссия.

Особо Иоанн поддерживал, в том числе и собственными средствами, славяно-латинскую школу, основанную в 1703 году в Тобольске его предшественником митрополитом Филофеем (Лещинским). Для нее из Киева и Чернигова им приглашались преподаватели. По замечанию агиографа, «едино у него увеселение было - писать душеполезные сочинения». В этот период им был выполнен перевод на русский язык сочинения немецкого монаха Иеремии Дрекселя «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей» (ранее существовал лишь перевод на церковнославянский язык). Книга была напечатана в 1714 году в Чернигове в типографии, открытой Иоанном еще в период его архиепископства.

Неся обязанности по управлению столь обширной епархией, владыка Иоанн строго постился, был тих, скромен, сострадателен. Обладая большой работоспособностью, святитель никогда не был праздным, всегда или читал, или учил, или размышлял, очень много молился.

Митрополит Иоанн активно развивал строительство храмов, в том числе каменных. Только в 1713 году им было завершено строительство церкви Спаса Нерукотворного (начата в 1709 году), начата постройка нового архиерейского дома, освящена церковь Николая Чудотворца с приделом в честь Вознесения Господня у городских стен. Храмы возводились и в местах проживания коренных сибирских народов, обращаемых миссионерами святителя Иоанна в христианство. Иоанн активно занимался благотворительностью, к концу его жизни в Тобольске существовало около 20 богаделен.

Сочинения святителя Иоанна

Владыка Иоанн Максимович был самым плодовитым поэтом начала XVIII века - им было написано несколько десятков тысяч стихотворных строк. Однако среди современников его литературный талант не получил высокой оценки. Несмотря на это, сочинения Иоанна неоднократно переиздавались в XVIII-XIX веках.

Вероятно, учителем Иоанна был Лазарь Баранович, от него он приобрел «характерную для украинского и московского барокко XVII века установку на самоценность стиха». Также в сочинениях Иоанна Максимовича прослеживается декларативный отказ от оригинального творчества: «Не новое аз пишу, з святых собираю <...> слово многими рифмами разширяю» или «Не туне писася, от многих собирася». Это объясняется тем, что Иоанном было сделано много переводов и компиляций из сочинений как классических православных богословов, так и из трудов современных ему европейских протестантских авторов.

Известны его следующие произведения:

- «Феатрон нравоучительный, или нравоучительное зерцало для царей, князей и деспотов (правителей)» (1703 год);

- «Алфавит, сложенный от писаний» (1705 год) - краткие жизнеописания святых и пустынников, написанные силлабическими стихами. Центральное место занимает «Житие Алексея человека Божьего», так как книга была посвящена царевичу Алексею Петровичу;

- «Вирши и три проповеди» (1705 год);

- «Богородице Дево радуйся» (1707 год)

- стихотворное толкование на Богородичную молитву и описание чудес Богородицы, часть сведений была заимствована из сочинения Димитрия Ростовского «Руно орошенное»;

- «Псалом пятидесятый, от Писания взятый» (1707 год) - толкование на 50-й псалом с пересказом истории о благоразумном разбойнике;

- «Феатрон, или позор нравоучительный с изложением обязанностей начальников» (1708 год) - перевод сочинения папского каноника Амвросия Марлиана «Театр политический», изданного в Риме в 1631 году;

- «Размышление о молитве Отче Наш» (1709 год) - толкование в стихах;

- «Осьм Евангельских блаженств» (1709 год) - толкование на евангельские Блаженства в стихах;

- «Царский путь Креста Господня, возводящий в живот вечный» (1709 год) - перевод с латыни книги Бенедикта Хефтена «Regia via crucis» (1635 год);

- «Синаксарь о победе под Полтавою» (1710 год);

- «Богомыслие на пользу правоверным» (1710 год) - сборник статей, относящихся до разных предметов веры и нравственности, перевод сочинения Иоанна Гергарда. Работа была посвящена Иоанном Стефану Яворскому, ярому противнику лютеранства. После смерти Иоанна в его переводе была усмотрена «многая люторская противность» и в 1720 году книгу запретили;

- «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной Волей» (1714 год), перевод с латыни сочинения немецкого писателя и католического проповедника Иеремии Дрекселя.

К неизданным сочинениям Иоанна Максимовича относится его обширная автобиография «Путник», написанная им в Тобольске и рассказывающая о его жизни после отъезда из Чернигова. Также его авторству приписывают латинско-русский словарь, составленный в 1724 году его племянником И.П. Максимовичем.

Праведная кончина и погребение

Заранее чувствуя близость смерти, владыка стал к ней готовиться: исповедовался и причастился. 9 июня 1715 года он в последний раз отслужил Литургию, а затем устроил трапезу для духовенства и нищих, за которой сам прислуживал гостям. После удалился в свои покои, в которых на следующее утро был обнаружен умершим в молитвенном положении на коленях перед Ильинской Черниговской иконой Божией Матери. Тело святителя долгое время не предавали земле, ожидая возвращения из миссионерской поездки митрополита Филофея, который должен был возглавить погребение. Иоанн был погребен с отпеванием по монашескому чину в деревянном приделе Софийского собора в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

В 1741 году деревянный придел был разобран, и могила Иоанна Максимовича оказалась под открытым небом у северной стены собора. В 1753 году почитатели святителя собрали пожертвования и восстановили придел, освятив его во имя Иоанна Златоуста, небесного покровителя митрополита. Могила Иоанна располагалась у правой стены алтаря, над ней установили резное надгробие и портрет святителя.

В начале XIX века в приделе появилась трещина, идущая от свода к могиле. Для проведения реставрационных работ Тобольский архиепископ Евгений (Казанцев) в 1826 году направил в Синод запрос, на который поступило следующее указание: «Переложить останки митрополита Иоанна в новый гроб и перенести на другое место, но в том же алтаре ...и без огласки».

5 сентября того же года могила была раскопана, и в гробу были обнаружены неистлев-шие клобук и мантия, покрывающие останки. Не раскрывая, а протянув под ними полотно ткани, их переложили в новый гроб и закрыли пеленой, гроб обвязали шнуром и скрепили архиерейской печатью. При участии городского духовенства гроб перенесли в новую могилу в левой части алтаря у жертвенника, в нее также поместили доски от старого гроба и сверху установили деревянное надгробие.

В 1844 году на деньги купца Мясникова над могилой был установлен мраморный памятник в форме столба, увенчанного митрой с крестом и омофором. В 1868 году придел был перестроен, и место погребения Иоанна оказалось внутри основного пространства собора.

Почитание и прославление

С 1798 года в памятной книге собора записывались бывшие от гроба святителя чудеса. С 1879 года в день смерти святителя в Тобольске стал ежегодно совершаться торжественный Крестный ход. В 1891 году епископ Тобольский и Сибирский Иустин (Полянский) сделал распоряжение, чтобы «в Иоанно-Златоустовском приделе в течение года, кроме великих постов, на все будущее время неотложно совершаемы были Божественные литургии, с поминовением Святителя Иоанна за упокой и панихидами по нем. Да сопричтет его Господь Бог к лику святых угодников Своих, и молитвами его помилует и спасет нас грешных, почитателей святой памяти его!»

Распоряжение было помещено в рамку и повешено у окна рядом с гробницей митрополита Иоанна. В 1900 году вместо мраморного надгробия по распоряжению епископа Антония (Каржавина) была сооружена серебряная рака с позолоченной сенью, на ее крышке поместили образ Иоанна Златоуста.

Канонизация Святителя
Тобольская смута

Главным сторонником скорейшей канонизации святителя в начале XX в. стал Тобольский епископ Варнава (Накропин). В связи с приближающимся 200-летием со дня смерти Иоанна, он 16 октября 1914 года поднял из склепа его останки, сменил на них облачение и переложил в специально приготовленную раку. В процессе переноса комиссия освидетельствовала останки, и было заявлено об их нетлении: «Господь прославил Своего угодника нетлением и благоуханием костей, подобно большинству открыто почивающих святителей Российской Церкви и преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других». В январе 1915 года епископ Варнава сделал доклад в Святейшем синоде о результатах работы комиссии, а также о зафиксированных 40 случаях чудесной помощи по молитвам к святителю Иоанну. Священный синод счел сообщение Варнавы недостаточным и принял решение произвести необходимое для канонизации расследование. Его поручили митрополиту Иркутскому Серафиму, который при своем посещении Тобольска осмотрел останки Иоанна и опросил прихожан.

В августе 1915 года, после принятия императором Николаем II звания Верховного главнокомандующего, епископ Варнава направил ему поздравительную телеграмму

Торжественная канонизация


Канонизация 10 июня 1916 г.
10 июня 1916 года состоялось торжественное прославление Иоанна Тобольского, совершенное сонмом архиереев во главе с митрополитом Московским Макарием (Невским). Кроме него в церемонии участвовало 13 архиереев. Накануне, 8 июня, митрополит Макарий лично вскрыл гроб с останками Иоанна, омыл мощи, надел на них новое облачение и переложил их в серебряный ковчег, который поместили в новый кипарисовый гроб.

В день канонизации гроб был торжественно открыт и после Крестного хода установлен на соборной площади для поклонения прибывшим на торжества более чем 50000 паломникам. Мощи вернулись в собор на следующий день, где их на время совершения Литургии поместили на горнем месте, а затем гроб установили на приготовленное для него место в соборе. Было зачитано Деяние Священного Синода о канонизации святителя Иоанна, днем памяти был выбран день его смерти -10 июня (по новому стилю 23 июня). с прошением разрешить прославить Иоанна Тобольского. Ответ императора был противоречив: «Пропеть величание можно, прославить нельзя» (величание непрославленным в лике святых не поют). Варнава 27 августа поздним вечером при многочисленном собрании народа совершил молебен у раки Иоанна, но пел тропари святителю Иоанну Златоусту с припевом «Святителю, отче Иоанне, моли Бога о нас» и только на отпусте явно помянул Иоанна Тобольского. По такой же схеме в последующие дни началось регулярное служение молебнов.

Известие о случившемся дошло до Синода, Варнаву вызвали в Петроград. Синод принял решение признать совершенное Варнавой прославление Иоанна недействительным и уведомить об этом Тобольского архиерея и его паству. Однако данное решение Синода не было утверждено императором, он дал поручение «зимней сессии Синода пересмотреть это решение, причем, просил проявить снисходительность к епископу Варнаве, действовавшему по ревности, а не по злому умыслу». В декабре 1915 года, по Высочайшему повелению, в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Беллавин). Он произвел осмотр гроба, опечатал его своей печатью, а также зафиксировал сообщения еще о ряде случаев исцелений.


Крестный ход с мощами Святителя 10 июня 1916 г.
20 января 1916 года императору был представлен синодальный доклад, говоривший о возможности совершить канонизацию митрополита Иоанна. На всеподданнейшем докладе Государь Император в 21-й день января 1916 года Собственноручно изволил начертать: «Приемлю предположение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича, в эту годину испытаний, за Русь Православную».

Определением от 22 - 23 января того же года Святейший Синод «постановил: поручить Преосвященному митрополиту Московскому совместно с Преосвященным Тобольским и другими имеющими прибыть в Тобольск иерархами совершить 10-го июня сего года торжественное прославление Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и Сибирского» - о чем возвещалось всероссийской пастве в «Деянии» (послании) Святейшего Синода от 12 февраля 1916 года, утвержденном и подписанном в заседании Синода 15 февраля.

Судьба мощей святителя Иоанна при советской власти

В 1919 году Тобольск был занят Красной армией. Перед вступлением войск в город мощи святителя поместили в подвал Покровского собора, откуда их подняли в 1920 году. 10 октября 1922 года по распоряжению Тюменского губисполкома мощи святителя Иоанна были вскрыты. Вскрытие проходило на паперти Покровского собора, был устроен антирелигиозный митинг. После вскрытия мощи некоторое время оставались в соборе, а затем были переданы в антирелигиозный отдел краеведческого музея, открытого в архиерейском доме.

В июне 1946 года архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов) посетил Тобольск и осмотрел мощи Иоанна Тобольского. В июле того же года он обратился к патриарху Алексию I за поддержкой в вопросе возвращения мощей церкви. Архиепископ Варфоломей 2 марта 1947 года направил ходатайство в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР, которое было удовлетворено и 14 июня того же года мощи святителя были возвращены в Покровский собор.

В 1984 году, по благословению Патриарха Пимена, в день памяти святого было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых.

В 1989 г. была возрождена Тобольская Духовная семинария, и мощи святителя Иоанна сделались предметом поклонения и особого благоговейного почитания преподавателей, семинаристов и воспитанниц регентского и иконописного отделений при Семинарии. Ежедневно утром перед учебой вереница учащихся Духовных школ тянется к мощам святителя Иоанна - чтобы он помог и благословил их на учебу и продолжение его начинания - распространение духовного просвещения в Сибири.

Два раза в год - в день преставления святителя (10/23 июня) и в день обретения его мощей (16/29 октября) Тобольск собирает сотни богомольцев со всей Сибири и Урала - все спешат благоговейно почтить память любимого архипастыря и засвидетельствовать ему свою любовь.

Сергей МАХОНИН.
(по материалам Интернет-сайта «Википедия»)

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.