Прошло чуть более трех лет с момента исторического события - подписания 17 мая 2007 года Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Заграницей и Московским Патриархатом. С этого момента объединились две ветви Русской Православной Церкви, между которыми в течение восьмидесяти лет стоял барьер, созданный революционными событиями в нашей стране. Но окончательно процесс объединения пока не завершился.
Дело в том, что с 1989 года Синод РПЦЗ принимал под свою юрисдикцию и приходы на территории России, которые считали для себя невозможным нахождение в структуре Московского Патриархата, испытывавшего сильное влияние советской власти. Для вхождения таких приходов в состав епархий РПЦ МП, на территории которых они находятся, определен пятилетний срок. Это мудрое решение принято с учетом «человеческого фактора», чтобы смена юридического статуса произошла по-братски, безболезненно. Ведь не секрет, что долгие годы с подачи светских властей культивировалось настороженное отношение к «зарубежникам», и для многих верующих жителей нашей страны стал откровением тот факт, что на самом деле у двух ветвей Русской Церкви нет никаких догматических и канонических разногласий.
Окормлять приходы РПЦЗ на территории России согласно вышеназванному Акту было поручено викарию Святейшего Патриарха, епископу Домодедовскому Евтихию. До момента воссоединения он 13 лет управлял Ишимско-Сибирской епархией РПЦЗ и поныне является настоятелем Богоявленского собора в Ишиме. Мы попросили его рассказать, как идет процесс вхождения общин Зарубежной Церкви в состав епархий Московского Патриархата.
- Владыка, расскажите, сколько приходов было в составе управлявшейся Вами епархии и сколько находится сейчас в Вашем окормлении?
- К маю 2007 года в составе Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ находилось 14 приходов в Ишиме и Ишимском районе, в Омске, Тюмени, Шадринске, Кустанае, Нижней Туре Свердловской области, в поселке Ленинка Еврейской АО, в Алтайском крае (Барнаул и деревня Потеряевка). Причем некоторые из моих подчиненных упредили своим переходом подписание Акта о каноническом общении. Так, в состав Омско-Тарской епархии еще в 2005 году перешел мужской монастырь во имя Архангела Михаила в селе Ольховка Омской области. Правда, шел и обратный процесс среди наиболее радикально настроенных «несоглашенцев». Из Ишима в 2006 году выехал в полном составе женский монастырь во имя свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, а часть клириков уже после мая 2007 года заявила о своем несогласии с решением иерархов РПЦЗ и перешла под начальство бывшего епископа Агафангела (Пашковского), учинившего самочинную иерархию.
В настоящее время под моим окормлением находится 6 приходов в Барнаульской, Тобольской и Омской епархиях.
- Каковы видимые в настоящее время плоды воссоединения?
- Главный результат, который я вижу в нашем городе - то, что прихожане разных храмов перестали видеть друг в друге неких оппонентов. Ведь прежде со стороны одних можно было услышать обвинения в том, что Богоявленский собор принадлежит чуть ли не католикам, что «зарубежники» безбедно живут за счет иностранной помощи, что здесь работают агенты ЦРУ; с другой стороны звучали утверждения о безблагодатности Московской Патриархии, неполноценности церковных таинств и богослужебной практики и т.п. Все это отвлекало от главного дела жизни каждого христианина - памятовании о крестном подвиге Христа, отвлекало от делания добрых дел, от сострадания, от исполнения заповеди любви к ближнему.
Теперь таких препятствий нет. Православные верующие города совместно участвуют в проведении Рождественских и Пасхальных мероприятий, в Крестных ходах. Дети прихожан Богоявленского собора учатся в Церковно-приходской школе при Никольском храме. Трое клириков учатся на заочном отделении Тобольской семинарии, а один юноша и две девочки учатся очно.
14 сентября 2008 года в Богоявленском соборе встречали Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, нами была отслужена совместно Литургия. В 2009 и 2010 годах наш собор участвовал в приеме миссионерской экспедиции Тобольско-Тюменской епархии «Славянский ход». Богоявленский собор регулярно посещают группы, приезжающие под эгидой паломнического отдела ТТЕ.
- Как видится дальнейший процесс объединения, его сроки?
- Окончательный срок известен: 17 мая 2012 года. Два прихода уже готовы осуществить такой шаг, только по практическим соображениям не делают этого. Это ни в коей мере не связано с какими-либо разногласиями между РПЦЗ и МП. Просто пока так удобнее совершать пастырское окормление этих приходов. Любой прихожанин может беспрепятственно посещать наши храмы, как и наши прихожане молятся где им удобно. Сложности есть в Барнаульской и Омской епархиях, но и там нет вражды. С Божией помощью все преодолимо.
- Есть ли перспективы воссоединения с теми, кто ушел в раскол?
- Все зависит от их вразумления. Как понять тех, кто общается с Агафангелом (Пашковским), украинским националистом, тесно связавшим свою церковную деятельность с украинскими властными структурами самого антирусского настроения? Пашковский откровенно предпочитает общению с Московской Патриархией суздальского раскольника Валентина (Русанцова), который и рукополагал его в свое время. Как понять последователей омского раскольника Тихона (Пасечника), которые ушли в 2000 году от меня по единственной причине - они задали мне вопрос, считаю ли я Московскую Патриархию Церковью (?!) и, услышав от меня прямой утвердительный ответ, объявили о своем уходе из РПЦЗ. С такими позициями никакого компромисса быть не может. Те, которые пересмотрят свою позицию и возвратятся к вере своих отцов, к матери-Церкви, будут приняты без упреков и укоров. То, что преподавали им расколоучители, не может претендовать на действительные церковные Таинства. Ни крещения, ни покаяния, ни других Таинств у этих раскольников быть не может. «Верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь», - это нужно помнить и исполнять верующим.
Расколоучители прикрываются в основном ложью об экуменической ориентации Московской Патриархии, а сами насоздавали множество расколов и говорят о их «благодатности», признавая их действия за «таинства». Что ж, выходит, что Церковь разделилась и уже не едина, а во множестве ответвлений сохраняет истинность? Что другое могут означать приемы «клириков» из других расколов с сохранением их «сана» и активные действия по объединению «осколков»? Это просто оголтелый экуменизм в самом антиправославном смысле.
- Владыка, каково Ваше мнение об освещении вопроса объединения в средствах массовой информации?
- К сожалению, на вопрос о единстве Церкви нас соблазняют смотреть как на земной вопрос о юрисдикциях, об административных подчинениях или как на институт
иерархического руководства. Журналисты, публицисты, обозреватели, среди которых немало людей без малейшего религиозного опыта или хотя бы знакомства с христианским вероучением, приземляют таким образом сугубо церковный вопрос и почитают себя правомочными участниками внутрицерковных дискуссий и процессов. Всезнание незнаек
- болезнь современного общества. Опасно, когда незнайки практикуют в здравоохранительной области, еще опаснее, когда незнайки вторгаются в духовную сферу: возможностями всего мира невозможно компенсировать вред, нанесенный бессмертной человеческой душе; об этом предупреждал Сам Господь Иисус Христос. Однако, как говорится, «печально, но факт»: безграмотные дискуссии о церковном единстве в основном и сформировали русло, в котором оно обсуждается. Я не устаю призывать православных людей рассуждать и принимать решения, руководствуясь церковным святоотеческим опытом.
Тот, кто знаком с простейшими богословскими понятиями, знает, что Церковь есть сообщество последователей Божиих, которых объединяет любовь к своему Творцу и послушание Его святой воле. Церковь по природе двучастная: небесная - торжествующая и земная - воинствующая. Церковь небесная
- это сообщество бесплотных, духовных, ангельских существ, пополняемое отходящими в вечность душами праведников. Иерархия земной Церкви устроена по образу небесной. Основание, Строитель и Глава Церкви
- Христос. Иного основания нет и быть не может. Хранить и укреплять единство Церкви - воля Главы Церкви, значит - это наша обязанность перед Богом.
Беседовал Геннадий КРАМОР. Фото автора.
На снимках: Архиепископ Димитрий и епископ Евтихий в Богоявленском соборе после совместной литургии 14 сентября 2008 г.;
участники миссионерской экспедиции «Славянский ход» в Богоявленском соборе 14 июня 2009 г.
|