ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№10 2009 г.         

Вера без знания Православного вероучения превращается в суеверие


«… молясь, не говорите лишнего,
как язычники, ибо они думают,
что в многословии своем будут услышаны;
не уподобляйтесь им,
ибо знает Отец ваш, в чем
вы имеете нужду,
прежде вашего прошения у Него»
(Мф. 6: 7-8)

Для каждого верующего молитва – это естественный способ обратиться к Богу. В молитве мы можем просить, каяться, благодарить Бога, восхвалять Его Величие и бесконечное к нам милосердие. Молитва – это то, без чего немыслима жизнь верующего человека. А может ли этот верующий человек обойтись без знаний о Том, Кому он молится?


– Скажите, пожалуйста, вот у меня проблемы в жизни, кому свечку поставить?
– Богу поставьте и помолитесь.
– Да причем здесь Бог, я же Вас по-человечески спрашиваю, какой иконе свечку ставить?
– Так я Вам и говорю, Вы Богу помолитесь и Ему свечку поставьте.
– Я не за этим сюда пришла, мне сказали свечку иконе поставить надо.

Этот диалог – не выдумка, а печальный момент нашей современной духовной жизни. И вполне возможно, что многим священникам приходилось быть свидетелями аналогичной ситуации. Человек приходит в храм свечку поставить, и сколько таких людей проходит за день! Но вот с Богом этот человек в храме так и не встретился. К сожалению, формальный подход к духовной жизни стал нормой в нашем обществе. И даже свеча, призванная являть нам наше внутреннее состояние, в котором мы должны приносить себя в жертву Богу, стала лишь механизмом для решения житейских вопросов.

Подобный формализм коснулся многих сторон духовной жизни человека. Это выражается и в том, как человек подходит к Таинствам Церкви, как молится и куда устремляет свою духовную жизнь. Сегодня, когда наше общество, слепо копируя Запад, устремилось в погоню за потребительским комфортом и удобством жизни, современный человек пытается этот комфорт обрести и в духовной сфере, когда по мановению будут решаться все его проблемы: свечку поставил – и все хорошо!

На этой почве стала складываться целая традиция. Вот в такой-то ситуации – этому святому свечку, другому нельзя, только этому. Тот, мол, не помогает в этом случае, он помогает при других проблемах. Большое распространение получили различные молитвы святым от порчи, сглаза, для успехов в торговле, от зубной боли, молитвы задержания, молитва о получении дара прозорливости, молитва об урожае огурцов равноапостольному Константину, императору Константинопольскому, и много всего прочего. Молитвословы, содержащие эти молитвы, являются своего рода «бестселлером», которые в миг расходятся среди верующих.

Особенное удивление вызывают иконы, привозимые иногда благочестивыми прихожанами из паломнических поездок, когда на обратной стороне иконы написаны просто «потрясающие» слова: икона для приобретения жилья, икона для умиротворения злого начальника. Самое удивительное – как быстро все это распространяется среди верующих. Слухи о разного рода чудесах, исцелениях, пророчествах, лжесвятых, непонятно откуда взявшихся старцах и старицах, распространяются и запоминаются народом гораздо быстрее и увереннее, чем проповедь священнослужителя, призывающего к очищению своей души от грехов и страстей, о следовании к Богу.

Получается, что современная духовная жизнь человека, сводится только к потребительской корзине и полному отсутствию понимания, что же происходит на самом деле. Есть все и на все случаи жизни. А душа? Как же быть с душой? Кто ее к Богу поведет?

Причина этого начинается с духовной неграмотности каждого православного человека, даже тех, кто регулярно посещает храм, потому что достаточно малое число людей действительно стремится к изучению основ Православного вероучения. И поэтому приходится сталкиваться с такими моментами, когда вся многообразная духовная жизнь, предлагаемая Церковью, сводится лишь к почитанию того или иного святого.


– Батюшка, а завтра будет служба?
– Да.
– И причаститься можно будет?
– Да, можно. А Вы готовитесь ко Причастию?
– Да, я и молитвы уже прочитала.
– А какие молитвы?
– Матушке Матронушке.

В принципе, когда человек обращается за молитвенной помощью к святому – это нормально. Но почитание святого не должно заменять Самого Бога. Это неправильно. Святые – это наши сомолитвенники, помощники на пути к Богу. А не исполнители за нас наших обязанностей или наших желаний. Их жизненный путь – это указание нам на то, что каждый человек может и должен придти к Богу. Ведь не зря в древности, когда расписывались ликами святых стены храма, то самый нижний ряд оставлялся пустым. Так как этот ряд должны заполнить те люди, которые приходят в храм.

И из всего выше сказанного и увиденного в современной духовной жизни возникает несколько вопросов: когда мы идем в храм, к Кому мы идем и зачем? Есть ли у нас осознанное понимание того, что происходит в храме во время Богослужения, понимаем ли мы смысл совершаемой службы? Осознаем ли мы, что во время Божественной литургии мы лицом к Лицу предстоим перед Богом? Где мысли наши, когда мы молимся? С каким чувством мы переступаем порог храма? Идем ли в храм по привычке, поговорить, пообщаться, посудачить, новости узнать, встретить старых знакомых или просто на работу? А идем ли мы в храм с тем чувством, что это частичка Царствия Божия на земле, где нам предстоит встретиться с Богом?

Причина неосознанного подхода к духовной жизни берет свое начало в том, что в силу определенных исторических событий, оглашение тех людей, которые желают стать членами Церкви, было утеряно. И сегодня, когда перед Таинством Крещения требуют от человека минимальных знаний Православной веры, это воспринимается, если не с недовольством, то с чувством безысходности – деваться некуда, придется учить.


– Вы представляете, меня отказались крестить!
– А как это произошло?
– Да там батюшка такой, он меня вопросами завалил!
– И что же он спрашивал?
– Сначала про какие-то заповеди, а потом еще молитвы спросил. А когда узнал, что я креститься не умею, он меня еще учить вздумал!

Если бы человек только осознавал, к какому ответственному моменту своей жизни он подходит, когда совершается Таинство Крещения. Многие, наверное, слышали в чине общей исповеди упоминание такого греха, как несохранение обетов, данных при Святом Крещении. Вот что это за обеты, кто знает? В чине оглашения, который совершается непосредственно перед самим Крещением, как раз эти обеты и даются. Это отречение от сатаны и сочетание со Христом. В чем они выражаются? Отречение от сатаны – это отречение от того, что является злом, грехом, отречение от совершения греха. Сочетание со Христом – это обещание Богу изменить свою жизнь, наполнить ее смыслом и благодатью Божией. Произошло ли это событие в нашей жизни, началась ли внутри нас эта духовная брань, где Военачальником в борьбе с грехом стал Христос, или пока наша духовная жизнь заключается в решении через молитву наших житейских вопросов?

Знания основ Православного вероучения должны быть не только у тех, кто собирается приступить к Таинству Крещения, но и у тех, кто ранее этих знаний не получил. Каждый, кто именует себя православным христианином, должен и обязан знать основы Православия. И начинаться это изучение должно не с чудес, которые совершали святые, а со слов Господа нашего Иисуса Христа, с Евангелия.

Не раз приходилось встречать, когда человек мог рассказать о тех или иных чудесах, совершенных тем или иным святым, об особых и сокровенных молитвах, пророчествах, тайных знаках, а на вопрос, с какими словами Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь, ответить не мог. Так, как же этот человек сочетался со Христом, если даже не знает слов, с которыми Господь обращается к нему через Евангелие?

Вера без разумного подхода, без знаний основ Православного вероучения очень часто превращается в суеверие. Эти знания необходимы каждому человеку для правильной духовной жизни.

Иерей Владимир Сергеев,
настоятель прихода
храма во Имя Святой Троицы, с. Викулово

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.