«… молясь, не говорите лишнего,
как язычники, ибо они думают,
что в многословии своем будут услышаны;
не уподобляйтесь им,
ибо знает Отец ваш, в чем
вы имеете нужду,
прежде вашего прошения у Него»
(Мф. 6: 7-8)
Для каждого верующего молитва – это естественный способ обратиться к Богу. В молитве мы можем
просить, каяться, благодарить Бога, восхвалять Его
Величие и бесконечное к нам милосердие. Молитва
– это то, без чего немыслима жизнь верующего человека. А может ли этот верующий человек обойтись
без знаний о Том, Кому он молится?
– Скажите, пожалуйста, вот у меня проблемы в
жизни, кому свечку поставить?
– Богу поставьте и помолитесь.
– Да причем здесь Бог, я же Вас по-человечески
спрашиваю, какой иконе свечку ставить?
– Так я Вам и говорю, Вы Богу помолитесь и
Ему свечку поставьте.
– Я не за этим сюда пришла, мне сказали свечку
иконе поставить надо.
Этот диалог – не выдумка, а печальный момент
нашей современной духовной жизни. И вполне возможно, что многим священникам приходилось быть
свидетелями аналогичной ситуации. Человек приходит
в храм свечку поставить, и сколько таких людей проходит за день! Но вот с Богом этот человек в храме
так и не встретился. К сожалению, формальный подход
к духовной жизни стал нормой в нашем обществе. И
даже свеча, призванная являть нам наше внутреннее
состояние, в котором мы должны приносить себя в
жертву Богу, стала лишь механизмом для решения
житейских вопросов.
Подобный формализм коснулся многих сторон духовной жизни человека. Это выражается и в том, как
человек подходит к Таинствам Церкви, как молится и
куда устремляет свою духовную жизнь. Сегодня, когда
наше общество, слепо копируя Запад, устремилось в
погоню за потребительским комфортом и удобством
жизни, современный человек пытается этот комфорт
обрести и в духовной сфере, когда по мановению
будут решаться все его проблемы: свечку поставил
– и все хорошо!
На этой почве стала складываться целая традиция.
Вот в такой-то ситуации – этому святому свечку,
другому нельзя, только этому. Тот, мол, не помогает
в этом случае, он помогает при других проблемах.
Большое распространение получили различные молитвы святым от порчи, сглаза, для успехов в торговле,
от зубной боли, молитвы задержания, молитва о
получении дара прозорливости, молитва об урожае
огурцов равноапостольному Константину, императору
Константинопольскому, и много всего прочего. Молитвословы, содержащие эти молитвы, являются своего
рода «бестселлером», которые в миг расходятся среди
верующих.
Особенное удивление вызывают иконы, привозимые
иногда благочестивыми прихожанами из паломнических поездок, когда на обратной стороне иконы
написаны просто «потрясающие» слова: икона для
приобретения жилья, икона для умиротворения злого
начальника. Самое удивительное – как быстро все это
распространяется среди верующих. Слухи о разного
рода чудесах, исцелениях, пророчествах, лжесвятых,
непонятно откуда взявшихся старцах и старицах,
распространяются и запоминаются народом гораздо
быстрее и увереннее, чем проповедь священнослужителя, призывающего к очищению своей души от грехов
и страстей, о следовании к Богу.
Получается, что современная духовная жизнь человека, сводится только к потребительской корзине и
полному отсутствию понимания, что же происходит на
самом деле. Есть все и на все случаи жизни. А душа?
Как же быть с душой? Кто ее к Богу поведет?
Причина этого начинается с духовной неграмотности каждого православного человека, даже тех,
кто регулярно посещает храм, потому что достаточно
малое число людей действительно стремится к изучению основ Православного вероучения. И поэтому
приходится сталкиваться с такими моментами, когда
вся многообразная духовная жизнь, предлагаемая
Церковью, сводится лишь к почитанию того или иного
святого.
– Батюшка, а завтра будет служба?
– Да.
– И причаститься можно будет?
– Да, можно. А Вы готовитесь ко Причастию?
– Да, я и молитвы уже прочитала.
– А какие молитвы?
– Матушке Матронушке.
В принципе, когда человек обращается за молитвенной помощью к святому – это нормально. Но
почитание святого не должно заменять Самого Бога.
Это неправильно. Святые – это наши сомолитвенники,
помощники на пути к Богу. А не исполнители за нас
наших обязанностей или наших желаний. Их жизненный
путь – это указание нам на то, что каждый человек
может и должен придти к Богу. Ведь не зря в древности, когда расписывались ликами святых стены
храма, то самый нижний ряд оставлялся пустым. Так
как этот ряд должны заполнить те люди, которые
приходят в храм.
И из всего выше сказанного и увиденного в современной духовной жизни возникает несколько вопросов:
когда мы идем в храм, к Кому мы идем и зачем? Есть
ли у нас осознанное понимание того, что происходит в
храме во время Богослужения, понимаем ли мы смысл
совершаемой службы? Осознаем ли мы, что во время
Божественной литургии мы лицом к Лицу предстоим
перед Богом? Где мысли наши, когда мы молимся? С
каким чувством мы переступаем порог храма? Идем
ли в храм по привычке, поговорить, пообщаться, посудачить, новости узнать, встретить старых знакомых
или просто на работу? А идем ли мы в храм с тем
чувством, что это частичка Царствия Божия на земле,
где нам предстоит встретиться с Богом?
Причина неосознанного подхода к духовной жизни
берет свое начало в том, что в силу определенных
исторических событий, оглашение тех людей, которые
желают стать членами Церкви, было утеряно. И сегодня, когда перед Таинством Крещения требуют от
человека минимальных знаний Православной веры,
это воспринимается, если не с недовольством, то с
чувством безысходности – деваться некуда, придется
учить.
– Вы представляете, меня отказались крестить!
– А как это произошло?
– Да там батюшка такой, он меня вопросами
завалил!
– И что же он спрашивал?
– Сначала про какие-то заповеди, а потом еще
молитвы спросил. А когда узнал, что я креститься
не умею, он меня еще учить вздумал!
Если бы человек только осознавал, к какому ответственному моменту своей жизни он подходит, когда
совершается Таинство Крещения. Многие, наверное,
слышали в чине общей исповеди упоминание такого
греха, как несохранение обетов, данных при Святом
Крещении. Вот что это за обеты, кто знает? В чине
оглашения, который совершается непосредственно
перед самим Крещением, как раз эти обеты и даются.
Это отречение от сатаны и сочетание со Христом. В
чем они выражаются? Отречение от сатаны – это отречение от того, что является злом, грехом, отречение
от совершения греха. Сочетание со Христом – это
обещание Богу изменить свою жизнь, наполнить ее
смыслом и благодатью Божией. Произошло ли это
событие в нашей жизни, началась ли внутри нас
эта духовная брань, где Военачальником в борьбе с
грехом стал Христос, или пока наша духовная жизнь
заключается в решении через молитву наших житейских вопросов?
Знания основ Православного вероучения должны
быть не только у тех, кто собирается приступить к
Таинству Крещения, но и у тех, кто ранее этих знаний
не получил. Каждый, кто именует себя православным
христианином, должен и обязан знать основы Православия. И начинаться это изучение должно не с чудес,
которые совершали святые, а со слов Господа нашего
Иисуса Христа, с Евангелия.
Не раз приходилось встречать, когда человек мог
рассказать о тех или иных чудесах, совершенных
тем или иным святым, об особых и сокровенных
молитвах, пророчествах, тайных знаках, а на вопрос,
с какими словами Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь, ответить не мог. Так, как же этот
человек сочетался со Христом, если даже не знает
слов, с которыми Господь обращается к нему через
Евангелие?
Вера без разумного подхода, без знаний основ
Православного вероучения очень часто превращается
в суеверие. Эти знания необходимы каждому человеку
для правильной духовной жизни.
Иерей Владимир Сергеев,
настоятель прихода
храма во Имя Святой Троицы, с. Викулово
|