«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых
невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи
покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют:
нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога»
– это чудное явление Матери Божией произошло в
середине Х века в Константинополе, во Влахернской
церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной
покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из
Палестины в V веке.
В воскресный день, 1 октября, во
время Всенощного бдения, когда храм был переполнен
молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый
(память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи
к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом
и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой
Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн
Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив
колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться
за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву,
закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме
людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.
Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».
Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение
и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика,
блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и
Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил:
«Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная
Богородица просила Господа Иисуса Христа принять
молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя
и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный,
– глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая
Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека,
молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».
Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать
молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на
распростертое над народом покрывало и на блиставшую
наподобие молнии славу Господню; доколе была там
Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по
отшествии же Ее сделалось и оно невидимым, но, взяв
его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».
Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном
явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник
дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за
мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее
созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не
знает этого праздника.
В русском Прологе ХII века содержится запись об
установлении особого праздника в честь этого события:
«Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и
милосердное видение и паче надеяния и заступления
нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без
праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».
В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери
Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными
апостолы и со священномученики и со архиереи за ны
грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в
Российстей земли прославльшыя». Следует добавить,
что и святой Андрей, созерцавший дивное видение,
был славянин, в молодых годах попавший в плен и
проданный в Константинополе в рабство местному
жителю Феогносту.
В России храмы в честь Покрова
Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм
Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым
князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого
князя и был установлен в Русской Церкви около 1164
года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде
в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой
Богородицы (так называемый Зворинский монастырь);
в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы
(известный как храм Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы
испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи:
«Помяни нас в Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших,
покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя
бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе,
Тя величаем»
|