– Ваше Святейшество! Тридцать лет назад, в самый разгар брежневского застоя, в
«городе трех революций» появилось фактически новое церковное учебное заведение.
Как это удалось в то время, когда советское
государство пресекало любые новшества в
религиозной сфере?
– Если быть точным, регентский класс был
основан не в 1979, а в 1978 году. Только это
нигде не проходит по документам.
– То есть еще при митрополите Никодиме?
– Да. Владыка к тому времени чувствовал
себя уже очень плохо, а в сентябре 1978
года скончался, так что, хотя и дал одобрение
самой идее регентского класса, участвовать в
ее реализации не мог. Но он мне доверял, и
очень искренне. В начале он воспринял эту
идею без особого энтузиазма: видимо, как
человек очень опытный (и духовно, и практически), он понимал, что возможна сильная
критическая реакция внутри Церкви, не говоря
уже о негодовании властей. И все же, когда я
ему предложил конкретный алгоритм действий,
он сразу понял, что это может иметь успех,
и дал мне благословение.
– И в чем же была суть этого алгоритма?
– А суть заключалась в следующем. На протяжении многих лет я думал, как обеспечить
доступ к богословскому образованию женщинам.
В то время говорить публично о целях, которые
я формулировал для себя, было невозможно.
Но я был глубоко убежден, что настанет время,
когда у Церкви появится возможность преподавать Закон Божий, катехизировать. И спрашивал себя: «А кто этим будет заниматься?».
Уже тогда нам остро не хватало духовенства, и
самые элементарные предположения рисовали в
будущем мрачную перспективу с кадрами. Ведь
оттого, что Церковь получит свободу, кадры сами
по себе не появятся немедленно! Поэтому мне
и казалось важным начать уже тогда подготовку
богословски образованных людей, которые были
бы способны работать в области катехизации.
Это был главный мотив.
Вторая причина заключалась в том, что в
то время церковное пение в Русской Православной Церкви находилось в катастрофическом
положении. Конечно, в таких городах, как Москва и Петербург, было видимое благополучие.
А вот что касается провинциальных епархий, то
там хоры сохранились только в кафедральных
соборах или в крупных храмах. А в основном
– это бабушки на клиросе, причем зачастую
не было даже псаломщика, не говоря уже о
регенте. И было ясно, что здесь надо что-то
делать, а именно начинать подготовку, в том
числе и церковных регентов. Так возникла
идея построить учебную программу таким
образом, чтобы изучались не только необходимые музыкальные дисциплины, но и основы
богословия, церковной истории, христианской
нравственности, литургики, после чего выпускники или выпускницы могли стать помощниками
настоятелей и других священников в преподавании Закона Божия в Воскресных школах.
Хотя выражение «Воскресная школа» я тогда
не употреблял даже в уме, а просто думал о
какой-то форме катехизации в приходах.
Должен сказать, что мысли об этом возникли у меня после возвращения в Ленинград
из Женевы в декабре 1974 года (с 1971 по
1974 годы Его Святейшество, тогда в сане архимандрита, был представителем Московского
Патриархата при Всемирном Совете Церквей в
Женеве – ред.). И я стал думать, как это можно
реализовать. Помог случай. Меня пригласил
владыка Павел, глава Финской Православной
Церкви, к себе в Куопио в Финляндию (у нас
вообще с ним были очень добрые отношения,
и в 1975 году он меня приглашал читать лекции вместе с отцом Иоанном Мейендорфом,
тогдашним ректором Свято-Владимирской семинарии в Америке). Когда я приехал в Куопио,
он пригласил меня послужить в храме. И тут
среди певчих и семинаристов я увидел девушку, которая была облачена в подрясничек и
стояла вместе с семинаристами. У меня прямо
сразу сердце екнуло, я почувствовал, что здесь
есть что-то, за что можно зацепиться. На мой
вопрос: «Кто такая?», мне ответили: «Лена
Петцилла, православная девушка». – «А что
она здесь делает?» – «Обучается в семинарии,
потом будет регентом».
А дальше уже было дело техники. Получив
принципиальное согласие владыки Никодима,
через своих знакомых в Финляндии я передал Лене, что, если она направит нам прошение, мы ее примем на обучение и дадим
хорошее музыкальное образование. Лена с
энтузиазмом согласилась и подала прошение
о зачислении в регентский класс.
– А что, регентский класс уже существовал?
– Да, у нас к тому времени был сначала
регентский кружок, а потом регентский класс,
в котором занимались семинаристы. И Лена
подала туда заявление. Далее нужно было согласовать этот вопрос с уполномоченным Совета по делам религии Григорием Семеновичем
Жариновым. Когда я ему сообщил, что есть
такая-то заявка, он сначала даже не понял,
о чем идет речь. А потом сказал, как всегда,
что это невозможно. Я ему возразил: если мы
в Советском Союзе провозглашаем равенство
женщин и мужчин, то почему отказываем иностранке приехать и получить у нас образование?
Почему в университете можно, в консерватории
можно, а в Духовной академии нельзя? Тогда
Григорий Семенович стал развивать «богословские» аргументы, но без всякого успеха.
Я легко убедил его в том, что с богословской
точки зрения все это возможно. И тогда он,
скрепя сердце, дал мне согласие.
Лена приехала. Вот тут-то я и приступил ко
второму этапу этой операции, самому сложному.
Я опять пришел к уполномоченному и сказал:
«Неудобно, если будет учиться одна иностранка.
Нас обвинят в показухе: ради того, чтобы пустить пыль в глаза Западу, мы приняли на учебу
одного человека». И я предложил принять еще
несколько девушек, но уже наших, русских. А
чтобы не создавать дополнительных трудностей,
посоветовал взять родственниц наших священнослужителей. В результате на обучение были
взяты еще три девушки: Татьяна Ранне, Анна
Ждан и моя сестра Елена Гундяева.
– Ваше Святейшество, а весь этот план
Вы заранее выстроили?
– Конечно.
– Говоря о причинах создания Регентского отделения, первым пунктом Вы назвали
потребность в богословско-катехизаторском
образовании, а уже вторым – в регентско-музыкальном. Это не случайно?
– Я чувствовал, что рано или поздно наступит время, когда в Церкви появится острая
необходимость в катехизации. Но, конечно,
была еще и забота о поддержании певческого
дела в Русской Церкви. Меня это тоже очень
беспокоило.
Когда мы приступили к обучению в 1978
году, это еще не были официальные занятия.
Они даже проходили вне общей программы.
Но самое главное было сделано: создан прецедент. А в 1979 году мы объявили официальный
набор, и началось настоящее преподавание.
– Открытие регентского отделения было
неожиданным новшеством не только на
фоне советского атеистического застоя,
но и с точки зрения церковного традиционализма. Как была воспринята идея
создания регентского класса для девушек
внутри Церкви?
– Как я уже сказал, митрополит Никодим
дал на это свое благословение, но тут возникла критика со стороны Святейшего Патриарха Пимена.
– То есть не только со стороны советского руководства, но и со стороны
консервативных деятелей Церкви?
– Я бы не стал говорить «консервативных».
Патриарх Пимен был человеком опытным и
видел определенные риски. Он спросил меня:
«Так теперь вслед за регентским классом надо
будет детский сад открывать?», намекая на то,
что могут возникнуть определенные проблемы
в отношениях между мальчиками и девочками.
И тогда я сказал ему: «Ваше Святейшество,
если произойдет хоть один случай, который
бросит тень на Духовную школу, я буду готов
уйти в отставку». Приехав после разговора с
Патриархом, я публично сказал это же всем
воспитанникам семинарии и воспитанницам
регентского класса. Рассказав о возникших опасениях, я предложил им следующее: «Каждый
из вас берет на себя ответственность за то,
что происходит. Мы соответствующим образом
будем работать по воспитательской линии, но
самое главное: раньше третьего года обучения
я не подпишу ни одного прошения на брак».
– Действительно, общение семинаристов
с «регентшами» в одних стенах стало давать
и другой явный и благой, хотя и «неофициальный», плод – создание православных
семей. Предполагали ли Вы такой ход
развития событий, несмотря на опасения
Патриарха Пимена? Желали ли Вы этого?
– Очень желал! И это как раз была третья
причина. Когда я стал ректором (и еще когда
был студентом), я замечал, что очень много
нецерковных молодых особ с внешностью
иногда шокирующе нецерковной посещали наш
храм. Видимо, ими двигало желание познакомиться с молодыми людьми. К сожалению,
часто бывали случаи, когда семинаристы вступали в брак с ними, и все это оканчивалось
катастрофой. Действительно, была проблема,
где семинаристу познакомиться с верующей
девушкой. В приходах тогда молодежи практически не было. И тот факт, что в семинарии
появились девушки, конечно, многим помог
найти свою избранницу. Я очень поддерживал дружеские отношения молодых людей,
всячески содействовал тому, чтобы дружба
перерастала в более серьезные отношения,
но при этом у меня была твердая позиция:
никаких браков до третьего класса!
– А тогда было три класса на регентском
отделении?
– Да, и только в последний год обучения мы
давали благословение на брак. И меня никто не
подвел: не было ни одного случая, за который
мне пришлось бы краснеть или привести в
действие обещание, данное Патриарху Пимену.
Было множество случаев, которые радовали
меня: я видел, что создаются здоровые православные семьи. И вообще присутствие девочек
очень оздоровило атмосферу в семинарии:
мальчики стали более подтянутыми, у нас
появилось три хора (два мужских, один смешанный), активизировалась культурная жизнь.
Например, проходили замечательные концерты.
Сейчас-то этим никого не удивишь, а в то время это было революционным событием.
– Можно ли назвать создание Регентского отделения миссионерским проектом
своего времени?
– Я думаю, правильнее будет сказать,
что это был проект со значительными миссионерскими последствиями. Многие из тех,
кто учился и завершил обучение, активно
стали работать в области образования. Я
знаю замечательные примеры, когда во главе
школ стали выпускницы регентского класса.
В общем, этот проект оказался жизнеспособным. И тот факт, что через какое-то время
и в Московской духовной академии пошли по
этому же пути, свидетельствует о том, что он
был правильным.
Протоиерей Александр СОРОКИН
|