Андреевича Крылова «Парнас». Исследователи
творчества Ивана Андреевича полагают,
что поводом к написанию послужил роспуск
«Негласного комитета», совещательного органа
при императоре Александре I. Этому комитету,
состоящему из молодых друзей императора,
приписывают все неудачи во внешней политике
российского государства в то время.
Парнас – это гора в Греции, которая,
подобно Олимпу, упоминается в мифологических
сказаниях. Парнас упоминается в
литературе как символическое местообитание
деятелей искусства.
В басне повествуется о раздаче в Греции
земель крестьянам под поместье. Хозяин,
которому достались земли Парнаса, стал
там пасти ослов. Ослы прознали, «что прежде
музы тут живали». Они возгордились и
возомнили себя способными составить свой
хор. Ослиный хор заревел на всю округу.
«Хозяин, потеряв терпенье», загнал глупых
ослов в хлев. Да, верна пословица: не место
украшает человека. Прочитаем басню.
Парнас
Когда из Греции вон выгнали богов
И по мирянам их делить поместья стали,
Кому-то и Парнас тогда отмежевали;
Хозяин новый стал пасти на нем Ослов,
Ослы, не знаю как-то, знали,
Что прежде Музы тут живали,
И говорят: «Недаром нас
Пригнали на Парнас:
Знать, Музы свету надоели,
И хочет он, чтоб мы здесь пели».
«Смотрите же, – кричит один, – не унывай!
Я затяну, а вы не отставай!
Друзья, робеть не надо!
Прославим наше стадо
И громче девяти сестер
Подымем музыку и свой составим хор!
А чтобы нашего не сбили с толку братства,
То заведем такой порядок мы у нас:
Коль нет в чьем голосе ослиного приятства,
Не принимать тех на Парнас».
Одобрили Ослы ослово
Красно-хитро-сплетенно слово:
И новый хор певцов такую дичь занес,
Как будто тронулся обоз,
В котором тысяча немазанных колес.
Но чем окончилось разно-красиво пенье?
Хозяин, потеряв терпенье,
Их всех загнал с Парнаса в хлев.
Мне хочется, невеждам не во гнев,
Весьма старинное напомнить мненье:
Что если голова пуста,
То голове ума не придадут места.
Содержание этой назидательной басни находит
себе отражение во многих примерах как
в истории нашей страны или общества, так и в
жизни отдельного человека. Анализируя уроки
минувшего столетия после трагических событий,
уместно соотнести их с сюжетом басни.
В ХХ веке внешние и внутренние враги
России поставили своей целью ее разрушение.
Когда в результате переворота
безбожники преступным путем захватили
власть и заняли места свергнутых законных
правителей, будь то в Петербурге или в
Москве, то их правление ознаменовалось
многими бедами и скорбями для простого
народа. Был взят курс на полное разрушение
тысячелетних устоев русского народа. Располагаясь
в царских палатах, они правили
безбожно и жестоко. Можно привести много
примеров, характеризующих безбожное правление
в послереволюционный период.
За годы царствования святого страстотерпца
Николая II население России увеличилось
на 50 миллионов человек. Стремительно
осваивались и обживались обширные территории
Сибири и Дальнего Востока, строились
города, храмы, промышленные предприятия
и железные дороги. По социологическим
расчетам Дмитрия Ивановича Менделеева к
2000 году население в России должно было
достигнуть численности 500-600 миллионов
человек. Но безбожники не дали сбыться научным
оптимистическим прогнозам великого
русского ученого.
В период их правления народ вымирал.
Преследования за веру, навязывание чуждой,
западной, атеистической идеологии, раскулачивание,
истребление крестьянства и казачества,
голодоморы и эпидемии – это была настоящая
война против собственного народа. Многие
монастыри превращались из центров духовного
возрождения народа не
только в тюрьмы для невинно
осужденных, но и в детские
колонии для сирот. Центры духовной
жизни русского народа
превращались в лагеря смерти.
Можно привести примеры
наукообразной глупости во
многих отраслях экономики
в период безбожного правления.
Горделивый тоталитарный
режим наносил непоправимый
урон экологии страны.
Яркий тому пример – река
Волга. Строительство плотин
и гидроэлектростанций было
возможно только при условии
затопления территории вдоль
реки – кормилицы народов на протяжении
многих столетий. Были безжалостно затоплены
многие города и многовековые поселения
с их святынями и кладбищами. Это была
попытка уничтожения исторической памяти
народов. Был разрушен многовековой духовный,
культурный и экономический уклад
жизни православного русского народа. Так
умертвили реку Волгу-матушку, которую превратили
в каскад водохранилищ с застоявшейся
водой. Нарушена экосистема, утрачена красота
великой реки, погибли ценнейшие породы рыб.
И все это делалось под громогласное восхваление
«успехов» строителей социализма и
коммунизма, которые достигались в том числе
и трудами заключенных, осужденных по разнарядке
НКВД.
Горделивое вторжение в природу привело
к нарушению законов Творца ради построения
«рая» на земле с опорой на псевдонаучный
атеизм. «Красно-хитро-сплетенное слово» скрывало
безрассудность, а порой превращалось
просто в дурман для народа.
Можно привести множество примеров,
когда человек уже в наши дни получает высокую
должность благодаря своему партийному
билету или заплатив за продвижение по
службе, и от такого человека, чем выше он
занимает должность, тем больше страдают и
люди, и дело. Советские правители – это, по
сути, предатели, они нанесли непоправимый
урон всей стране и всему народу. Поистине,
верно утверждение Ивана Андреевича Крылова:
«Если голова пуста, то голове ума не
придадут места».
Басню «Парнас», написанную за сто лет до
трагических событий ХХ века, можно считать
пророческим предостережением для России.
«Когда из Греции вон выгнали богов» – когда
безбожники в России начали истреблять
Русскую Православную Церковь, то начали
закрывать храмы и монастыри, что привело к
разграблению страны, богатств и разорению
многовековых традиций нашего народа.
«И по мирянам их делить поместья стали»
– испокон веков монастыри были культурными
и образовательными центрами, они являли
собой пример хозяйствования на земле.
После их закрытия и истребления монахов
позитивная деятельность монастырей прекратилась.
Все аграрные достижения сведены на
нет. У монахов все строилось и все делалось
с христианской любовью, а
после уничтожения обителей
у безбожников, управлявших
страной с жестокостью, все
пришло в запустенье. Вот и
получается: «Голове ума не
придадут места».
У всех народов вера положена
в основание нравственности.
Вера одухотворяет
культуру и благодатно освящает
всю деятельность человека
на земле. Вера способствует
соработничеству человека с
Богом, Творцом мира видимого
и невидимого, мира материального
и духовного. Вера в
Бога является источником обретения
человеком дара божественной любви,
укрепляющего в добрых делах. Вера в Бога
направляет человека к нравственно добродетельной
жизни, чему способствует врачующая
и укрепляющая благодать Божия. Стойкость в
вере, чистота веры отражается на чистоте и
нравственной высоте добродетельной жизни.
Можно сделать вывод, что удар безбожников
по православной вере нашего народа
привел к духовному разорению и нравственному
падению, утрате божественного дара
любви и насаждению греховного эгоизма.
Эгоизм порождает дух противления, лицемерия
и лукавства.
Через басню Иван Андреевич призывает
нас к осмыслению значимости правильной
самооценки и значимости фактора духовности
для нравственной жизни человека и общества.
+ М. Д.
|