ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№9 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Паломничество – это путь не только для себя (Заметки православного паломника)

Вы отдали – и этим вы богаты. Но вы – рабы всего, что жаль отдавать. (М. Волошин)

Паломничество – это духовное путешествие. Мы отправляемся в него, для того чтобы укрепиться в вере, что-то пережить опытно. Паломнические поездки для верующих – это возможность расширить границы своего духовного мировоззрения, воссоединиться с невидимым миром, почувствовать единение с Богом, соприкоснуться с Божией благодатью, погрузиться в безмолвную тишину, что-то пережить личное и восстановить силы.

С наступлением лета многие прихожане планируют паломнические поездки. Наши планы – это наши планы, но забываем о том, что есть планы Господа Бога. Да будет воля Твоя, но не моя. Так и случилось. Все по воле Божией.

Итак, Санкт-Петербург, подворье Леушинское, храм в честь апостола Иоанна Богослова. Как только приезжаю в Питер, душа стремится в этот храм. Он стал для меня духовным пристанищем, после того как прочла книгу о Таисии Леушинской (книга есть в нашей библиотеке). Два года назад здесь же познакомилась с монахиней Серафимой. По благословению игуменьи Евфросинии она сопровождает паломнические поездки. Поездки хорошо организованные, духовно содержательные и полезные для духа, души и тела. Такие поездки дают крепость духа, силу веры, переоценку своей жизни и ценностей. Как же Господь милостив к нам грешным. Человеколюбец. Слава Тебе, Господи. Пресвятая Богородица Царица Небесная, слава Тебе. Слава Богу за все!

Паломничество – это духовный путь к самому себе, «возвращение блудного сына». Паломничество – это путь не только для себя. Господь Бог дал тебе, и ты поделись чем можешь. Проверить, было ли паломничество успешным, можно лишь одним способом: спросить себя, рождается ли в сердце благодарность Богу и людям, окружающим меня.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь Первая поездка была организована 9 июля в день почитания Тихвинской иконы Божией Матери в город Тихвин. В один день посетили Тихвинский Введенский женский монастырь (14 лет в этом монастыре прожила игуменья Таисия Леушинская). От него крестным ходом шли до Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря (главная святыня – чудотворная икона Пресвятой Богородицы). А затем отправились в Антониево-Дымский мужской монастырь. Об этой поездке расскажу в следующей заметке. 21-22 июля, в день явления Пресвятой Богородицы во граде Казани, была организована поездка в Псково-Печерскую обитель. Вкратце постараюсь рассказать об этой обители. «Врата небесные» – такие слова мы слышим в паремии в дни праздников в честь Божией Матери: «Как страшно сие место! Это не что иное, как Дом Божий, это врата небесные!» (Быт. 28, 17).

Свято-Успенская Псково-Печерская обитель – это врата небесные для иноков, живущих в монастыре; врата небесные для тысяч, для сотен тысяч, для миллионов людей, которые хотя бы один раз посетили эту обитель. Для всех паломников и туристов история обители – врата, открывающие путь в вечность, дающие правильные «столпыуказатели» на пути к Богу.

Пресвятая Богородица обещала «не оставить места сего», и мы видим и по сей день выполнение этого обещания. «Радуйся обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая…». Заслужила братия обители такое заступничество Царицы Небесной своими молитвами, трудами, верой и терпением. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь расположен на исконно русской земле в 53 км от Пскова на самой границе с Эстонией. Свое название «Печерский» получил от пещер «Богом зданных», открытых в 1392 году, в которых в древние времена жили монахи-пустынники.

В 1473 году священноинок Иоанн ископал в пещере храм в честь Успения Божией Матери, вокруг которого и выросла СвятоУспенская Псково-Печерская обитель.

Сейчас в монастыре 10 храмов. В самом древнем – Успенском соборе – находятся главные святыни обители: чудотворный образ Успения Божией Матери (1521) и гробница с мощами святого игумена Корнилия. В «Богом зданных пещерах» покоятся мощи преподобных Псково-Печерских: Марка – «первого старца Печерского», Ионы – основателя монастыря, его супруги, в постриге Вассы, Лазаря прозорливого, а также останки многих тысяч иноков и воинов – защитников обители.

На протяжении более чем 545 лет Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь является «Домом Пречистыя Богородицы», твердым оплотом православия, духовной святыней, куда стекаются паломники со всех концов России и всего православного мира. Монастырь является светлым воплощением идеала Православной Святой Руси. Псково-Печерский монастырь – один из немногих, который избежал участи репрессированных в советское время обителей и храмов. Промыслом Божиим лампада духовной жизни этого монастыря не угасала ни на один день, питая мир теплом молитв и хлебом мудрости святых молитвенников. Одной из жемчужин в ожерелье духовного старчества был насельник Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Сегодня келья отца Иоанна открыта для всех. На территории обители до сих пор стоит старый дуб – молчаливый свидетель истории Псково-Печерского монастыря.

На святой горе, рядом с кровлей Успенского собора, лежит большой камень – один из трех, на которых молились, по преданию, первые иноки, пришедшие сюда. Из святого колодка можно напиться колодезной водицы. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь меняет к лучшему жизнь каждого человека, ступившего однажды на эту священную землю. Каждый, побывав здесь, уносит в своем сердце незримые частицы благодати, которые непременно принесут дивные плоды. В монастыре есть поговорка: «Лето в обители – время для паломников и туристов, осень – золотая пора для художников и поэтов, зима – для философов и ученых, а ранняя весна – дни Великого поста – для монахов». «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование…» – поется в кондаке двунадесятого праздника Успения Божией Матери (15/28 августа), который является престольным праздником святой обители.

Богом зданные пещеры Богом зданные пещеры, говорит монастырское предание, открыты крестьянином Иоанном Дементьевым при порубке леса в 1329 году. Увидеть своими глазами эти пещеры – заветное желание каждого православного человека.

Держа в руках горящую свечу, с трепетным волнением погружаешься в вековую глубину пещер – таинственный подземный город, на сотни метров уходящий в недра святой горы. Пламя свечи выхватывает из тьмы необыкновенные фрагменты: природный, удивительно красивый песчаник и уникальные плиты-керамиды с именами усопших. В пещерах постоянная температура примерно +7 – +10 градусов и постоянно высокая влажность воздуха. Живые цветы в пещере стоят без воды. Над пещерами примерно 15 метров грунта. Наверху над пещерами находится монастырский сад.

В небольшом приделе у входа в пещеры покоятся мощи первых псково-печерских святых: преподобного Марка, преподобного Ионы, преподобной Вассы и преподобного Лазаря Прозорливого.

В гражданскую войну, в 1918 году, разбойники пытались штыками открыть гроб преподобной Вассы. Они думали, что в нем монахи спрятали монастырские драгоценности. Вдруг из гроба полыхнуло пламя, которое их страшно испугало. Они в ужасе бежали. Следы от чудесного огня остались на гробе. С конца XV века, с тех пор как гроб преподобной Вассы после погребения чудесным образом дважды выносился на поверхность, в пещерах по сей день хоронят усопших, не засыпая гроб землей, а помещая его в погребальные ниши, ископанные в стенах печерского некрополя. Впрочем, античное-языческое понятие «некрополь», город мертвых, никак не подходит для пещер Богом зданных. Напротив, это – город всех живых. Усопших в надежде воскресения и Жизни вечной. Ибо Господь не есть Бог мертвых, но Бог всех живых. Неслучайно в конце одной из семи улиц подземного города, протянувшегося на двести с лишним метров, возвышается крест, у которого поминают души усопших. А в конце другой улицы находится храм Воскресения Христова, укрепляющий нашу веру в то, что как воскрес Христос, так воскреснет каждый из нас.

Неизгладимое впечатление производят захоронения отдельных выдающихся людей, послуживших вере и Отечеству, и братские захоронения сотен безымянных монахов, посвятивших свою жизнь служению Господу. В погребальных нишах, закрытых керамическими плитами, покоятся мощи предков Суворова, Кутузова, Мусоргского, Пушкина… Керамиды – настоящие произведения искусства, секрет изготовления которых, к сожалению, утрачен. Их в подземном городе более трехсот.

За иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы – братские захоронения, простые деревянные гробы, поставленные друг на друга. На старом братском кладбище хоронили до 1700 года, на новом – по сей день. Независимо от степени былых заслуг все тела усопших, а их здесь более десяти тысяч, остаются нетленными. Ибо, как мудро заметил в конце XVI века псковский архиерей епископ Геннадий: «Кто удостоился быть захоронен в Богом зданных пещерах, не только избегнет запаха тления, но и прощение грехов получит».

Сегодня Псково-Печерский монастырь – это важный духовно-просветительский центр на северо-западе России, в котором совершается непрестанная молитва о благоденствии Отечества нашего, даются паломникам духовные советы для спасительной жизни в Церкви Христовой, воспитывается молодежь в воскресной школе, иконописном классе, детско-юношеском хоре. Священноиноками монастыря проводятся занятия в общеобразовательных школах города по «Основам православной культуры». Проводится большая работа, которая состоит в помощи больным и престарелым, наркозависимым и заключенным.

Валентина Александровна Палий

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.