Вы отдали – и этим вы богаты.
Но вы – рабы всего, что жаль отдавать.
(М. Волошин)
Паломничество – это духовное путешествие.
Мы отправляемся в него, для того
чтобы укрепиться в вере, что-то пережить
опытно. Паломнические поездки для верующих
– это возможность расширить границы
своего духовного мировоззрения, воссоединиться
с невидимым миром, почувствовать
единение с Богом, соприкоснуться с Божией
благодатью, погрузиться в безмолвную тишину,
что-то пережить личное и восстановить
силы.
С наступлением лета многие прихожане
планируют паломнические поездки. Наши
планы – это наши планы, но забываем о
том, что есть планы Господа Бога. Да будет
воля Твоя, но не моя. Так и случилось. Все
по воле Божией.
Итак, Санкт-Петербург, подворье Леушинское,
храм в честь апостола Иоанна Богослова.
Как только приезжаю в Питер, душа
стремится в этот храм. Он стал для меня
духовным пристанищем, после того как прочла
книгу о Таисии Леушинской (книга есть
в нашей библиотеке). Два года назад здесь
же познакомилась с монахиней Серафимой.
По благословению игуменьи Евфросинии
она сопровождает паломнические поездки.
Поездки хорошо организованные, духовно
содержательные и полезные для духа, души и
тела. Такие поездки дают крепость духа, силу
веры, переоценку своей жизни и ценностей.
Как же Господь милостив к нам грешным.
Человеколюбец. Слава Тебе, Господи. Пресвятая
Богородица Царица Небесная, слава
Тебе. Слава Богу за все!
Паломничество – это духовный путь к
самому себе, «возвращение блудного сына».
Паломничество – это путь не только для себя.
Господь Бог дал тебе, и ты поделись чем
можешь. Проверить, было ли паломничество
успешным, можно лишь одним способом:
спросить себя, рождается ли в сердце благодарность
Богу и людям, окружающим меня.
Свято-Успенский
Псково-Печерский монастырь
Первая поездка была организована
9 июля в день почитания Тихвинской иконы
Божией Матери в город Тихвин. В один день
посетили Тихвинский Введенский женский
монастырь (14 лет в этом монастыре прожила
игуменья Таисия Леушинская). От него
крестным ходом шли до Тихвинского Богородичного
Успенского мужского монастыря
(главная святыня – чудотворная икона Пресвятой
Богородицы). А затем отправились в
Антониево-Дымский мужской монастырь. Об
этой поездке расскажу в следующей заметке.
21-22 июля, в день явления Пресвятой Богородицы
во граде Казани, была организована
поездка в Псково-Печерскую обитель. Вкратце
постараюсь рассказать об этой обители.
«Врата небесные» – такие слова мы
слышим в паремии в дни праздников в честь
Божией Матери: «Как страшно сие место!
Это не что иное, как Дом Божий, это врата
небесные!» (Быт. 28, 17).
Свято-Успенская Псково-Печерская
обитель – это врата небесные для иноков,
живущих в монастыре; врата небесные для
тысяч, для сотен тысяч, для миллионов людей,
которые хотя бы один раз посетили эту
обитель. Для всех паломников и туристов
история обители – врата, открывающие путь
в вечность, дающие правильные «столпыуказатели»
на пути к Богу.
Пресвятая Богородица обещала «не
оставить места сего», и мы видим и по сей
день выполнение этого обещания. «Радуйся
обрадованная, во Успении Твоем нас не
оставляющая…». Заслужила братия обители
такое заступничество Царицы Небесной своими
молитвами, трудами, верой и терпением.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
расположен на исконно русской
земле в 53 км от Пскова на самой границе
с Эстонией. Свое название «Печерский» получил
от пещер «Богом зданных», открытых
в 1392 году, в которых в древние времена
жили монахи-пустынники.
В 1473 году священноинок Иоанн ископал
в пещере храм в честь Успения Божией
Матери, вокруг которого и выросла СвятоУспенская
Псково-Печерская обитель.
Сейчас в монастыре 10 храмов. В самом
древнем – Успенском соборе – находятся
главные святыни обители: чудотворный образ
Успения Божией Матери (1521) и гробница с
мощами святого игумена Корнилия.
В «Богом зданных пещерах» покоятся
мощи преподобных Псково-Печерских: Марка
– «первого старца Печерского», Ионы – основателя
монастыря, его супруги, в постриге
Вассы, Лазаря прозорливого, а также останки
многих тысяч иноков и воинов – защитников
обители.
На протяжении более чем 545
лет Свято-Успенский Псково-Печерский
монастырь является «Домом
Пречистыя Богородицы», твердым
оплотом православия, духовной
святыней, куда стекаются паломники
со всех концов России и всего
православного мира. Монастырь
является светлым воплощением
идеала Православной Святой Руси.
Псково-Печерский монастырь – один из
немногих, который избежал участи репрессированных
в советское время обителей
и храмов. Промыслом Божиим лампада
духовной жизни этого монастыря не угасала
ни на один день, питая мир теплом молитв
и хлебом мудрости святых молитвенников.
Одной из жемчужин в ожерелье духовного
старчества был насельник Псково-Печерского
монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Сегодня келья отца Иоанна открыта для всех.
На территории обители до сих пор стоит
старый дуб – молчаливый свидетель истории
Псково-Печерского монастыря.
На святой горе, рядом с кровлей Успенского
собора, лежит большой камень – один
из трех, на которых молились, по преданию,
первые иноки, пришедшие сюда. Из святого
колодка можно напиться колодезной водицы.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
меняет к лучшему жизнь каждого
человека, ступившего однажды на эту священную
землю. Каждый, побывав здесь, уносит в
своем сердце незримые частицы благодати,
которые непременно принесут дивные плоды.
В монастыре есть поговорка: «Лето в
обители – время для паломников и туристов,
осень – золотая пора для художников и поэтов,
зима – для философов и ученых, а ранняя
весна – дни Великого поста – для монахов».
«В молитвах неусыпающую Богородицу и
в предстательствах непреложное упование…»
– поется в кондаке двунадесятого праздника
Успения Божией Матери (15/28 августа),
который является престольным праздником
святой обители.
Богом зданные пещеры
Богом зданные пещеры, говорит монастырское
предание, открыты крестьянином Иоанном
Дементьевым при порубке леса в 1329 году.
Увидеть своими глазами эти пещеры –
заветное желание каждого православного
человека.
Держа в руках горящую свечу, с трепетным
волнением погружаешься в вековую
глубину пещер – таинственный подземный
город, на сотни метров уходящий в недра
святой горы. Пламя свечи выхватывает из
тьмы необыкновенные фрагменты: природный,
удивительно красивый песчаник и уникальные
плиты-керамиды с именами усопших.
В пещерах постоянная температура примерно
+7 – +10 градусов и постоянно высокая
влажность воздуха. Живые цветы в пещере
стоят без воды. Над пещерами примерно 15
метров грунта. Наверху над пещерами находится
монастырский сад.
В небольшом приделе у входа в пещеры
покоятся мощи первых псково-печерских
святых: преподобного Марка, преподобного
Ионы, преподобной Вассы и преподобного
Лазаря Прозорливого.
В гражданскую войну, в 1918 году, разбойники
пытались штыками открыть гроб
преподобной Вассы. Они думали, что в нем
монахи спрятали монастырские драгоценности.
Вдруг из гроба полыхнуло пламя, которое
их страшно испугало. Они в ужасе бежали.
Следы от чудесного огня остались на гробе.
С конца XV века, с тех пор как гроб преподобной
Вассы после погребения чудесным
образом дважды выносился на поверхность,
в пещерах по сей день хоронят усопших, не
засыпая гроб землей, а помещая его в погребальные
ниши, ископанные в стенах печерского
некрополя. Впрочем, античное-языческое
понятие «некрополь», город мертвых, никак не
подходит для пещер Богом зданных. Напротив,
это – город всех живых. Усопших в надежде
воскресения и Жизни вечной. Ибо Господь
не есть Бог мертвых, но Бог всех живых.
Неслучайно в конце одной из семи улиц
подземного города, протянувшегося на двести
с лишним метров, возвышается крест, у которого
поминают души усопших. А в конце другой
улицы находится храм Воскресения Христова,
укрепляющий нашу веру в то, что как воскрес
Христос, так воскреснет каждый из нас.
Неизгладимое впечатление производят
захоронения отдельных выдающихся людей,
послуживших вере и Отечеству, и братские
захоронения сотен безымянных монахов,
посвятивших свою жизнь служению Господу.
В погребальных нишах, закрытых керамическими
плитами, покоятся мощи предков
Суворова, Кутузова, Мусоргского, Пушкина…
Керамиды – настоящие произведения
искусства, секрет изготовления которых, к
сожалению, утрачен. Их в подземном городе
более трехсот.
За иконами Спасителя и Пресвятой
Богородицы – братские захоронения, простые
деревянные гробы, поставленные друг
на друга. На старом братском кладбище
хоронили до 1700 года, на новом – по сей
день. Независимо от степени былых заслуг
все тела усопших, а их здесь более десяти
тысяч, остаются нетленными. Ибо, как мудро
заметил в конце XVI века псковский
архиерей епископ Геннадий: «Кто удостоился
быть захоронен в Богом зданных пещерах,
не только избегнет запаха тления, но и прощение
грехов получит».
Сегодня Псково-Печерский монастырь
– это важный духовно-просветительский
центр на северо-западе России, в котором
совершается непрестанная молитва о благоденствии
Отечества нашего, даются паломникам
духовные советы для спасительной
жизни в Церкви Христовой, воспитывается
молодежь в воскресной школе, иконописном
классе, детско-юношеском хоре. Священноиноками
монастыря проводятся занятия в
общеобразовательных школах города по «Основам
православной культуры». Проводится
большая работа, которая состоит в помощи
больным и престарелым, наркозависимым и
заключенным.
Валентина Александровна Палий
|