…Когда я посещаю приходы, я обычно
посещаю воскресные школы и умиляюсь
тому, как много детей. Много детей в храме,
среди причастников… Но если посмотреть
на возраст, то это в основном дети до 12-13
лет, а потом они вдруг исчезают. Некоторые
из них возвращаются, участвуют в нашей молодежной
работе. Но количество исчезнувших
всегда больше, чем количество вернувшихся,
и это большой вызов для Церкви.
Что происходит с молодежью в том возрасте,
когда они становятся взрослыми?
Конечно, именно тогда открывается очень
много искушений, соблазнов. Ведь молодой
человек очень открыт к влияниям, у него
еще нет сформировавшихся убеждений, и
слава Богу, что так, потому что на этом
феномене построен весь процесс образования.
Дети в школе, с доверием относясь
к тому, что говорит учитель, и к тому, что
пишется в учебнике, овладевают знаниями.
Восприятие детьми поступающей информации
некритическое, оно всегда сопровождается
доверием, – собственно говоря, на этом
доверии строится весь педагогический процесс.
Но в какой-то момент, когда ребенок
взрослеет, когда у него обретается некий
жизненный опыт, он впадает в иную крайность.
Доверие сменяется скептицизмом. Мы
обычно говорим: трудный возраст. Родители
жалуются: «Что ни скажи, он все против. Что
ему ни говори, он задает какие-то встречные
вопросы, он все время протестует».
Здесь ничего трагического нет, просто один
возраст сменился на другой. Мы, родители
и старшие, думаем, что еще продолжается
возраст, когда ребенок воспринимает все на
доверии и слушается, а у него уже другой
критерий оценки поступающей информации.
Отток детей из храма тоже связан с
этими возрастными особенностями. Чаще
всего это происходит, потому что родители,
умиленные своими воцерковленными
младенцами, прилагают мало сил к тому,
чтобы эту воцерковленность адаптировать
к следующему возрасту, чтобы начать говорить
с детьми о вере уже на другом
языке, помогая ребенку укрепиться в его
религиозном чувстве. Здесь очень важно,
конечно, использовать литературу, давать
ребенку почитать что-то из жизни святых,
из жизни наших героев, из нашей истории.
Нужно включить иные аргументы, которые
бы помогали укорениться в религиозных
убеждениях; на одних эмоциях и на одном
послушании уже ничего не сделаешь.
Поэтому тот факт, что определенная
часть детей уходит из Церкви, а потом не
возвращается, связан, конечно, с ошибками в
воспитании со стороны родителей и – сейчас
я не побоюсь сказать самое важное – со слабостью
нашей системы воскресных школ. Мы
должны почувствовать, в какой момент нужно
с ребенком работать иначе, в какой момент
нужно вовлекать его в какие-то программы,
где бы он чувствовал себя самостоятельным.
Очень важно использовать такие замечательные
методы, как паломничества,
путешествия, занятия спортом, создание
молодежных объединений, групп, чтобы
возрастание, в том числе интеллектуальное,
сопровождаемое особенностями, о которых
я только что сказал, проходило в контексте
церковной жизни… Есть такое понятие «патернализм»,
то есть снисходительное отношение
старших к младшему. Это глубочайшая
ошибка, когда старший непременно считает,
что он всегда прав в диалоге с младшим.
То есть нужно менять язык, менять подходы
к ребенку, но это требует, конечно, определенных
знаний. И я думаю, очень важно,
чтобы этими знаниями обладали
педагоги наших воскресных школ
и чтобы наши священники владели
этим искусством перейти от одного
способа передачи религиозных знаний
ребенку к другим.
В конце концов, этот вопрос
настолько важный, что от него зависит
будущее нашей Церкви. Потому
что если ребенок в 13-14 лет
ушел из Церкви, то где гарантия,
что он вернется? Поэтому я бы
хотел обратиться к священникам,
к руководителям воскресных школ,
к педагогам: мы должны искать,
находить и использовать тот язык,
который бы убеждал наших детей
сохранять свои религиозные чувства,
преданность Церкви даже тогда, когда
начинаются все эти возрастные
искушения и когда он сталкивается
с той реальностью, которая часто
является абсолютно нерелигиозной, а
нередко и враждебной по отношению
к религии. Это большая педагогическая
и пастырская задача.
Из ответов Святейшего Патриарха
Кирилла на вопросы
участников III Международного
православного молодежного
форума (г. Москва,
23 августа 2018 г.)
|