В истории много писателей и поэтов, которые в своем народе были признаны классиками. И немного тех, кого именуют басенниками, их единицы. Среди них выдающийся русский баснописец XIX века Иван Андреевич Крылов. Писать басни – это редкий талант. Мудро высвечивая нравственные проблемы общества, они в стихотворной форме и в различных образах обнажают людские пороки.
Творческое наследие Ивана Андреевича – это богатейшая сокровищница российской культуры. Его басни актуальны во все времена, ибо нравственная составляющая природы человека во все времена подвержена греховному соблазну лукавого. Подпадая под влияние искусителя, человек воспринимает диавольский дух противления Богу, правде и истине и нарушает нравственный закон. Так, сживаясь с порочностью, человек не сознает в себе вины и, более того, оправдывает свои недостатки.
В начале учебного года хочется обратить ваше внимание на одну из назидательных басен. Давайте прочитаем ее.
БОЧКА
Приятель своего приятеля просил,
Чтоб Бочкою его дни на три он ссудил.
Услуга в дружбе – вещь святая!
Вот, если б дело шло о деньгах, речь иная:
Тут дружба в сторону, и можно б отказать;
А Бочки для чего не дать?
Как возвратилася она, тогда опять
Возить в ней стали воду.
И все бы хорошо, да худо только в том:
Та Бочка для вина брана откупщиком,
И настоялась так в два дни она вином,
Что винный дух пошел от ней во всем:
Квас, пиво ли сварят, ну даже и в съестном.
Хозяин бился с ней близ году:
То выпарит, то ей проветриться дает;
Но чем ту Бочку ни нальет,
А винный дух все вон нейдет,
И с Бочкой, наконец, он принужден расстаться.
Старайтесь не забыть, отцы, вы басни сей;
Ученьем вредным с юных дней
Нам сто?ит раз лишь напитаться,
А там во всех твоих поступках и делах,
Каков ни будь ты на словах,
А все им будешь отзываться.
Дорогие родители и учителя! Мораль сей басни такова: ученья вредные и знания худые не приведут ребенка до добра. Если мы живем лукаво, это лукавство впитает и ребенок. Если мы не ищем правды и истины, то и наш ученик будет лишен стремления к правде и истине. Если мы живем не по любви, а по эгоизму: личному, семейному, корпоративному, – то и следующее поколение отплатит нам своим эгоизмом. Мораль сей басни заключается в том, что в будущем в детях мы получим то, что вложим сегодня. А сегодня в нашем обществе мы имеем то, что было вложено нашему поколению в юные годы. Это в равной степени относится и к уровню интеллекта и культуры общества, и к уровню его духовно-нравственного состояния. Нельзя ожидать добрых плодов там, где не вложены добрые семена. Сорняки там бурно разрастаются.
Родители и педагоги! Будем относиться к детям в духе любви и в стремлении к правде и истине. Будем сознавать, какова ответственность тех, кто берет на себя роль учителя и напитывает учением вредным, которое отзывается последствиями в делах человека на протяжении всей его жизни.
АРХИЕПИСКОП ДИМИТРИЙ,
сентябрь 2013 г.
|