ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№9 2012 г.         

Обитель игумении Митродоры: начало становления

4 августа 2012 года, в день памяти равноапостольной Марии-Магдалины, впервые после уничтожения в тридцатых годах прошлого века Рафаиловской Успенской женской монастырской общины, на ее территории состоялся престольный праздник. Возможным это стало потому, что по воле Божией пришло время восстановления поруганной святыни: Владыка Димитрий благословил Ильинскому женскому монастырю г. Тюмени обустраивать здесь свой скит. Сокровенное, малознакомое даже православным нашей епархии благодатное место это находится внебольшом, по размеру как хуторок, п. Школьный, на территории Рафайловского муниципального образования Исетского района.

Паломников со всего района и из г.Тюмени встречали монастырские послушницы, молодой, но ревностный в служенииисетский батюшка, иерей Дионисий Картавин, и изрядно обветшавший не столько от времени, сколько от недоброго отношения и безжалостной эксплуатации храм с главным приделом Успения Божией Матери и нижним – в честь мироносицы, равноапостольной Марии Магдалины. К этому дню на храме иждивением известного предпринимателя и церковного благотворителя Георгия Ивановича Тимофеева с помощью кранов были установлены три креста. Все с куполов обновленного тюменского Знаменского кафедрального собора.

Больше года готовились здесь к этому дню. Разгребать «авгиевы конюшни» бывших временщиков, которые вконце концов устроили в святом месте просто овощехранилище и свалку из всякой дряни и рухляди,пришлось рафайловским православным. Организатором и душой этого почина стала приехавшая два года назад в село Рафайлово тобольчанка Елена Геннадьевна Швецова. Человек, относящийся к не очень многочисленной когорте православных делателей. Всех, кто тогда во славу Божиюпотрудился, не назову, пусть простят меня сестрыи братья – их имена знает Бог Всеведущий. Но не могу не написать о семьепростой поселянки Меремии Анфимовны Жигаревой. Она с мужем, их дети и внуки – костяк религиозной группы. На собственном колесном тракторе они вывезли тридцать телег мусора и хлама из Успенской церкви. Не жалели ни сил, ни времени, ни личной техники.Но вот тракторная тележка, бездушное создание рук человеческих, усердия семьи не выдержала – развалилась под конец. И даже умелые руки хозяина возвратить ее в рабочее состояние не смогли.

Нельзя не сказать и о двух благотворительницах – Надежде Александровне Тимофеевойи Галине Валентиновне Ламбиной, которые пожертвовали по 10000 рублей на наш битюковский Петропавловский храм.

По благословению сегодняшнего старшего священника нашего района иерея Вадима Баранова мы эти пожертвования передали в Школьный, чтоб погасить долг по электроэнергии, которая была потреблена при работах рафайловцев в Успенском храме. На тот момент денег больше взять было неоткуда.

К настоящему времени судьба храма ивозобновления здесь монашеской жизни благословением Его Высокопреосвященства Архиепископа Димитрия вручена игумении Нине (Схулухия), настоятельнице Ильинского монастыря.Она лично держит на строгом и деятельном контроле и стратегические, и тактические задачи по восстановлению обители. По ее благословению ежедневные строительные работы в храме профессионально ведутся под руководством очень организованного и энергичного раба Божиего Павла. Каждого приехавшего согревает приветливостьи душевное расположение послушницы Ираиды. Здесь возобновляется и хозяйственная жизнь, которая по всеобщим отзывам, в том числе и в литературе, при игуменииМитродоре была образцовой. Но главное – здесь снова постоянно звучит монастырская молитва! Храм вновь стал домом молитвы. И, конечно, результаты налицо.

Вернее сказать, на лицах. Тех, кто помнит это место совсем другим… Мы с мужем и пятью детьми, новоселы Исетского района, поселились десять лет назад недалеко от этих мест – в деревне Битюки. Выбрали потому, что деревенька в глубинке, в красивом месте и храм здесь восстанавливается. Поначалу даже и не знали о существовании поблизости поселка Школьный и о духовной истории близлежащего Рафайлово, где впоследствии в средней школе учились трое наших младших – сыновья Георгий, Федор и Дмитрий. Но, люди православные и книжные, постепенно от местных жителей, от краеведов, из специальной литературы мы узнали,какое место нам определил Господь на жительство. Не только замечательное по своей природной красоте и укромности, но и необыкновенно духоносное. Уже вскоре после нашего переселения с радостью мы узнали, что в Рафайлово был когда-то мужской Троицкий монастырь. И это, хотя в самом Рафайлово не было и намека на православную жизнь, а от бывшего монастыря не осталось камня на камне, конечно, было фактом общеизвестным для местных жителей, для краеведов и священства. Но вот о найденном нами в 2006 году святом этих мест – преподобном Андрее, игумене Рафаиловском, – не слышал никто, к кому бы мы ни обращались.

И это было поразительно! Имя его было не знакомо ни краеведам, которые в Исетском районе просто замечательные, ни вездесущим журналистам.Не знали такого святого и священники, к которым мы обращались, ни тюменские, ни тобольские. В 2007 году на основе найденных в современном Патерике, в интернете и с помощью архивов российского межбиблиотечного абонемента материалов о святом я написала на эту тему для «Сибирской православной газеты», «Тюменских известий» и «Тюменской области сегодня» статьи, которые были опубликованы.Светские журналисты заинтересовались, приехали на первый наш праздник чествования святого – 27 марта 2007 года, написали об этом.

Муж Алексей Владимирович к этому времени в своей мастерской изготовил Поклонный крест, на грузовой машине битюковца Андрея Бешенцева доставили его к месту установления. Весна в 2007 году была очень холодная, и для того, чтоб выдолбить углубление для Креста в промерзшей земле, пришлось нанимать двух битюковцев.Мы с детьми готовили солидное количество экземпляров информационного материала об этом событии, рассказывали о нем населению, раздавали и расклеивали своилистовки на видных местах в Рафайлово и его округе: в Битюках, Школьном,Солобоево, Батенях, в Исетском.

Распечатали не менее пятидесяти экземпляров тропаря преподобному и наклеили его на картон, чтобы все приехавшие на праздник могли петь тропарь святому. Также сделали на специально изготовленном стенде памятную надпись о дате и поводе установления здесь Креста. Помнютакже, как безрезультатно искали мы икону Сибирских святых по церковным лавкам.Пришлось обратиться к благочинному Тюменского округа, и он нашел для нас в храме СимеонаБогоприимца аналойную икону Всех святых в земле Сибирской просиявших. На ней был и преподобный Андрей.

Но до этого были мучительные согласования на уровне муниципального и районного руководства, без которых невозможно установить на государственной земле рядом со школой (а она как раз стоит на территории бывшего монастыря) религиозный символ. Сколько в этих согласованиях пришлось проявить терпения, настойчивости, находчивости, сколько противостояния пришлось преодолеть – это отдельная история.

Разрешили только на словах, но в случае чего предупредили, что вся ответственность будет лежатьнанас. Вдень установления Креста готовились ко всему. Но страха у нас не было, было только недоумение от такого духовного невежества образованных и в общем-то лояльных к нам лично людей, прямо говоривших, что они за это могут потерять пусть не головы, но должности. Мы с молодых лет долго жили на севере, в Нефтеюганске, но даже в конце восьмидесятых-девяностых годовникогда не было там противостояния распространению православия и страха, что за сотрудничество с Церковью могут покарать. А тут на дворе – 2007 год! Да, деревня – это не город, а юг – это не север. Нам, горожанам по рождению и по жизни, приходилось убеждаться в этом неоднократно по разным поводам. Но зато директор Исетскогорайонного музея, уважае- мая всеми за свою преданность делу жизни и энтузиазмВера Алексеевна Кузнецова,дала нам из зала своего музея большую древнюю икону святителя Николая Чудотворца. И сама приехала на наш праздник.

Итак, в тот же день, 27 марта 2007 года, а не два года назад, как было ошибочно написано недавно в нашей газете, была организована по предложению битюковцев в присутствии и с помощью иерея Геннадия Бодрягина религиозная группа в с. Рафайлово, которой по мере возможности мы духовно помогали до 2010 года, т.е. до того времени, когда в село приехала воцерковленная и энергичная Е.Г.Швецова.

В 2008 году,по благословению игумена Алипия и по нашему прошению к нему, наша старшая дочь Полина, к тому времени студентка иконописного отделения Тобольской семинарии, написала в ее стенах первую в истории икону преподобного Андрея, игумена Рафаиловского.В нынешнем году на празднике преподобного мы подарили эту дорогую для нашей семьи икону рафайловским православным.

Вспоминаю об этом потому, что именно преподобныйпривел нас в Школьный. В том же 2007 году после первого его чествования 27 марта в Рафайлово, установления мужем и сыновьямиПоклонного креста, первого после семидесяти лет безбожной власти Крестного хода по селу, накануне Троицы мы опять обратились к иерею Геннадию с просьбою после праздничной Литургии в Исетском послужить у Креста в Рафайлово молебен.

Ведь монастырь в Рафайлово был Свято-Троицкий. В тот день к батюшке, регенту Наталии, к нашей семье в количестве 6 человек и нашим односельчанам супругамВасилию Егоровичу и Ефалии Егоровне Бешенцевой, Фаине Петровне Новиковойприсоединились еще и семья Осиповых, Галина Трифоновна, Светлана Юрьевна и восьмилетняя Елизавета из Исетского, из Коммунара Файруза Фабирьяновна Скороходова и покойная нынеАнтонина Олимпиевна Парфенова. В праздничном настроении, с хоругвями мы помолились у Креста и опять прошли небольшим Крестным ходом по Рафайлово.

В числе церковных песнопений, конечно, неоднократно пели и тропарь преподобному Андрею.К тому времени мы, битюковцы, уже выучили его наизусть, так как ежедневно обращались словами этой молитвы к преподобному Андрею.После молебна у нас как-то само собой (теперь понимаю, что молитвами преподобного Андрея) родилось предложение к батюшке и всем остальным съездить в п.Школьный.Несмотря на такой насыщенный событиями день, отец Геннадий, регент Наталия Войченко и все наши сомолитвенники легко согласились, и мы прямо с хоругвями поехали в Школьный. Вот тогда, 27 мая 2007 года,и состоялась первая со времени уничтожения монастырской общины соборная молитва около Успенского храма.

Сам он был закрыт,и мы поставили иконы на крылечке у западныхдверей. После молебна нам всем захотелось пройтись вокруг храма, и Наталия предложила: «А что мы так просто будем идти! Берем из машин хоругви и идем Крестным ходом с молитвами». (На фото общий снимок участникови Крестный ход).

Трудно передать словами, как легко было там молиться, как хотелось молиться, как пела душа, а не только голосовые связки! В том же году был молебен и Крестный ход на Успение. Ав сентябремолитвою у храма битюковцы отметили его столетие.

Возведен он был заботами игумении Митродоры, а освященепископом Тобольским и Сибирским Антонием 19-22 сентября 1907 года. Можно представить, каким триумфальным и многочисленным был этот праздник тогда, а через сто лет – разоренный храм, тишина,безлюдье, пение птиц, шум ветвей и наши негромкие молитвы…

Потоммы обязательно приезжали сюда на Успение каждый год. С нами были не один и тот же батюшка и регент, не одни и те же братья и сестры.Бывало, что приезжали мы и без батюшки, молились, как могли. А без батюшки-то тяжело! Но душа постоянно помнила храм в Школьном и уничтоженную монастырскую общину. В то время мы уже собрали о ней кое-какой материал, в том числе поговорили и с людьми, которые моглирассказать что-то слышанное от очевидцев.

Все, что узнали, мы рассказали по благословению батюшки братьям и сестрам Исетского прихода. Конечно, очень хотелось, чтоб в Школьном возродилась монашеская жизнь!

По мере возможностимы старались бывать в Школьном. Привозили и вывешивали у магазина, как и в других соседних деревнях, селах, выпускаемые в епархии к большим православным праздникам плакаты, оставляли почтальону по несколько экземпляров православной газеты для бесплатной раздачи жителям, беседовали с людьми. И, конечно, молились у храма и чувствовали себя виноватыми перед ним, искалеченным, перед игуменьей Митродорой и сестрами, в 1922 году убитыми, умученными и разогнанными.

Очень хотелось, разумеется, поработать в архивах, тюменских, курганских и столичных, но, к сожалению, реально сделать эту желанную, понятную, но емкую по времени работу не представлялось возможным.

Через некоторое время, не зная, что сделать, но понимая, что сделать хоть чтото надо,яобратилась к наместнику Троицкого монастыря в Тюмени архимандриту Тихону. Рассказала свою печаль о монастырском месте. Спросила, может ваш монастырь там что-то вроде скитаорганизует, возьмет святое место под свое крыло? Отец Тихон только вздохнул: «Знаю этиместа. Но у нас столько проблем, что хватило бы сил на то, что сегодня имеем». Через небольшое время обратилась к матушке Нине, настоятельнице Ильинского монастыря, хотя и знала, что у нее громадье работы по восстановлению женской обители. Выслушала внимательно.

Сказала: «Пишите прошение Владыке. Как Владыка благословит, так и будет». Подготовила текст письма Владыке Димитрию, который по благословению отца Геннадия мы приняли на ближайшем заседании Совета православных приходов Исетскогорайона. С ним и отправили правящему Архиерею Димитрию. После этогодуша стала как-то благонадежна – милостью Божией Владыка решит судьбу Школьного в благоприятное время.

И вот заботами Пресвятой Богородицы и молитвами преподобного Андрея оно наступило! Нынешним летом в Школьном нас встречают насельницы монастыря, рассказывают нам о своих буднях, о том, как матушка заботится и о восстановлении храма, и об устройстве здесь монастырской жизни, показывают скромную резиденцию Владыки Димитрия,в которой недавно размещались монастырские дети, гостившие в скиту. Вспоминают недавнее посещение Школьного архимандритом Зосимой. Смотрю, слушаю – и душа замирает: «Неужели «прекрасное далеко»начало приближаться к нам?! И храм полон народу, и свечи горят, и могила игумении Митродоры вся в цветах!

Муж несет во главе Крестного хода, как и тогда в 2007 году, икону праздника. Только это уже не горсточка верных, а полноценная праздничная православнаяпроцессия! И не вокруг храма, а по всему поселку. Пока еще, к сожалению, с наглухо закрытыми воротами дворов. Но в окошко, вижу, люди поглядывают на непривычное для них шествие. А наш пятилетний Владимир крепко держит хоругвь. И идет с нею, стараясь держать святыню старательно и серьезно, как дедушка».

«Радуйся, преподобный отец богоносный Андрее, подвигами и молитвами твоими, яко звезды тьму полунощных стран озаривший. Ты моли о нас Предвечного Бога».

Анна Евтифьевна ПАНКОВА,
Исетский район

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.