ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№9 2012 г.         

А.С. Пушкин – наше все

На протяжении всего периода существования человечества вопрос образования и воспитания имеет важное значение, поскольку в этом процессе формируется будущее отдельного человека, общества и всего рода людского. Промыслом Божиим каждый народ имеет свою культуру, традиции и духовные особенности.

На все это, несомненно, оказала значительное влияние религиозная принадлежность этих народов. Имея различия в религиозных взглядах, которые выражены в правилах веры, в нормах нравственности, можно увидеть и особенности каждого народа, проявленные в государственном устройстве, культуре, в семейном укладе и в традициях. Все это оказало значительное влияние и на особенности характеров этих народов. Поэтому в процессе образования и воспитания очень важно проявлять заботу о духовном развитии и нравственном становлении личности.

Следует задуматься и о сохранении религиозных, духовных, нравственных и культурных традиций народа. Для нашего Отечества, берущего начало от Киевской Руси и ныне ставшего великой Россией, определяющим в развитии всех сторон жизни является Православие, хранительницей которого была и есть Русская Православная Церковь. Первые десять столетий становление и развитие нашего государства проходило под влиянием на жизнь народа и общества православной веры, и лишь двадцатый век отмечен вначале скрытыми, а впоследствии и открытыми гонениями на Русскую Православную Церковь.

После захвата власти безбожниками в 1917 году начались репрессии по отношению к Православию, что выразилось в истреблении нескольких тысяч духовенства и миллионов простых граждан по надуманным и сфабрикованным обвинениям. В действительности их «вина» была в приверженности к Русской Православной Церкви. Проводимый геноцид по отношению к приверженцам Русской Православной Церкви привел и к искажению исторической правды и истины и в науке, и в культуре, и в образовании, и в воспитании. К сожалению, все эти искажения привели к утрате духовных и нравственных ценностей.

Мы видим порой, что в угоду политической или экономической целесообразности в нашем обществе пренебрегают правдой и истиной. Эти понятия постепенно исчезают из нашей жизни, поскольку несколько поколений в ХХ веке были лишены реальной свободы совести.

Сегодня, когда есть предпосылки для духовного и нравственного возрождения, важно беспристрастно взглянуть на пример жизни наших доблестных предков. Для них правда и истина, честь и совесть были важней самой жизни, поскольку земное и материальное у них не преобладало над духовным, и в их жизни всегда присутствовало почитание того, что было свято из века в век и из поколения в поколение. Обращаясь к их наследию, можно почувствовать их духовные воззрения, а это поможет и нам научиться правильно воспринимать и формировать духовную составляющую нашей жизни.

Обратимся к известному определению: «Пушкин – наше все» – и постараемся в его творчестве поискать ответы на поднятые нами вопросы. Если светскую сторону его жизни мы знаем хорошо, то о духовных воззрениях поэта нам почти ничего не известно. Рассмотрим духовные взгляды Александра Сергеевича в стихотворении «Пророк»:


Духовной жаждою томим,
В пустыни мрачной я влачился, –

Уже в первых строках этого стихотворения Александр Сергеевич свидетельствует, что он испытывал духовную жажду, которую не мог удовлетворить в светском обществе, названным им «пустыней мрачной», где невозможно утолить духовную жажду. А в следующих строках:


И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он, – выражается знание православного человека на мир духовный, мир ангельский:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы. Соприкосновение с духовным миром привело великого поэта к прозрению и изумлению.
Моих ушей коснулся он, –
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Прикосновение ангельское, освещающее телесные чувства, делает человека способным слышать, видеть и чувствовать Творца и Его творение.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Поэт с прискорбием признает, что много прегрешает языком празднословным и лукавым, но ангельской десницей ему вкладывается язык мудрой змеи. В Священном Писании Христос призывает апостолов: будьте мудры, как змеи. С этой мудростью поэт и олицетворяет обновление своего творчества.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающим огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

Земные увлечения делают человека духовно хладным. Нет горения в любви к Богу, нет стремления к жертвенной любви по отношению к ближнему. Эта хладность сердца, бесчувственность по отношению к ближним приводит к утрате дара любви и развитию греховного эгоизма. Именно так, утратив веру в Бога, живет значительная часть светского общества, о чем и говорит великий поэт:
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Великий поэт осознает себя духовным трупом в мертвенной пустыне светского общества и, как православный христианин, Александр Сергеевич Пушкин воспринимает Божие повеление направлять свое творчество для духовного пробуждения народа и возгревания людских сердец.
Как много мы видим пустословия в прозе и поэзии, в произведениях прославляется лишь только земное бытие человека, принижается его достоинство. В этом особенно преуспела советская литература, которая была пронизана идеологией безбожия и атеизма. Людям с материалистическим убеждением трудно признать существование души и духовного мира. Отвергнув Бога, они отвергают духовный мир.

Священное Писание ясно говорит: Бог есть Дух, Бог есть любовь. Но в нем также ясно сказано, что диавол тоже дух, но падший, диавол – это демоническая сила противления Богу, искажающая все в этом земном мире. Вытравив из жизни людей понятие о Боге, вытравляется и правильное восприятие духовности, поэтому мы сегодня видим во множестве проявление лжедуховности, демонической духовности, псевдодуховности, которыми как суррогатами пытаются удовлетворить духовную жажду человека.

На почве разоренной духовности общества, как грибы-поганки после дождя, вырастают различные секты, оккультные движения, увлечения гороскопами и прочие безумия.

Чтобы помогать человеку памятовать о Боге, в Православной Церкви почитаются святые иконы, на которых изображаются Христос Спаситель, Божия Матерь и святые угодники. Святые – это те, кто при жизни глубоко познали истины Божии, и те, чья жизнь была устроена всецело по воле Божией, а не по воле лукавого. Поэтому православный верующий человек почитает святые образа, взирая на которые он от образа в мыслях переходит к Первообразу, к Богу. Это помогает человеку настроиться на восприятие духовного мира и отрешиться от чрезмерной земной зависимости. В каждой семье и в каждом доме было понятие святой угол, где помещались семейные святыни, святые образа, передаваемые из поколения в поколение. В своем стихотворении «Мадонна» Александр Сергеевич Пушкин прославляет образ Божией Матери с Богомладенцем Христом на руках:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

В этих строках Александр Сергеевич выражает желание быть вечным зрителем образа Божией Матери. Этому образу он отводит значительное место в своей духовной жизни и ставит его выше всех других произведений искусств. Его духовно утешает «Пречистая и наш Божественный Спаситель». В ХХ веке много было приложено усилий богоборцами, чтобы уничтожить святые образа в домах, а их место в святом углу заняли идолы и кумиры, которые, как всякий на земле живущий человек, не лишены греха, а порой олицетворяют пороки. Лишивши народ святых углов, постепенно вытравили и память о святом, а только лишь земные попечения и развлечения не могут дать удовлетворение душе человека.

Подражая великому поэту, хочется призвать: «Не пленяйтесь внешним миром, где греховный есть обман, не гоняйтесь за кумиром, что отравит душу вам. Свою душу берегите от соблазна и грехов, веру в Бога сохраните, распознав обман веков».

Вновь обращаясь к словам великого поэта, мы должны задуматься и вернуть в наши дома понятие «святой угол», чтобы нашу жизнь освящали и духовно укрепляли «Пречистая и наш Божественный Спаситель».

Начиная с 20-х гг., А.С. Пушкин часто размышляет о смысле жизни и цели своего творчества. Это мы видим и в стихотворении


«Дар напрасный, дар случайный…»:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучной жизни шум.

В этом стихотворении мы слышим слова разочарования великого поэта в том, как он распорядился своим поэтическим даром. Мы слышим вопль души поэта, измученной земными страстями, которые опустошают человека и разоряют его духовный мир. Земная жизнь человека кратковременна, и всецелое посвящение себя земным целям не приносит подлинного удовлетворения. Отсюда в душе опустошенность, а силы души, каковыми являются разум, воля и нравственное чувство, дарованные человеку Богом, расслабляются.
Без духовного возрастания, без молитвенного Богообщения земная жизнь становится тоскою для души. Осознание этого привело великого поэта к унынию, а многих людей, потерявших ориентиры и духовные цели, земные нестроения и неудачи приводят к пагубному отчаянию. На этот вопль уныния и отчаяния великого поэта отозвался митрополит Московский Филарет (Дроздов). Он в поэтической форме составил ответ Александру Сергеевичу, в котором раскрыл причины духовного нестроения в жизни человека:


Не напрасно, не случайно
Жизнь от Господа дана!
Не без цели Его тайной
На тоску осуждена!
Сам я своенравной властью
Зло из бездн земных воззвал;
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забытый мною!
Просияй средь смутных дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!

Венцом духовного творчества Александра Сергеевича Пушкина можно считать стихотворение «Молитва». В этом стихотворении Александр Сергеевич признается в том, что особо любимой молитвой для него является молитва Ефрема Сирина, которая читается в дни Великого поста. Из этого произведения видно, что традиции Великого поста для поэта не чужды, а особые великопостные молитвы вызывали в нем духовные умиления:


Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И, падшего, крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Церковные традиции в душе поэта оставили добрый и глубокий след. Подчеркивая их пользу, вместе с тем, великий поэт указывает на добрые перемены в душе человека, живущего в церковной традиции.

Приведем текст молитвы Ефрема Сирина, которая умиляла великого поэта, православного христианина, Александра Сергеевича Пушкина: Молитва Ефрема Сирина Господи, Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Эта молитва читается во дни Великого Поста ежедневно и многократно.

Прикоснувшись к духовным взглядам Александра Сергеевича Пушкина, мы отчетливо видим, что это был православный христианин. Всякий, кто хочет правдиво воспринимать историю своего народа, должен задуматься о прямой связи между верой человека и его нравственной жизнью. Это значимо как для отдельного человека, так и для всего общества в целом. Живет ли человек и общество по правде Божией или же искажаются правда и истина – за все это мы дадим пред Богом ответ в этом и будущем веке. Хотелось бы, чтобы мы услышали призыв великого поэта в современном звучании: «Восстань, народ, и виждь, и внемли, исполнись волею Моей (Божией)», – чтобы быть достойными своей великой Родины и великих благочестивых предков.

P.S. Этот материал являет собой душевные переживания православного христианина при прочтении отдельных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Здесь нет претензии на литературоведческую полемику.

Архиепископ Димитрий

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.