Бог бесконечен, всемогущ, всесилен и невидим. Он ни в ком и ни в чем не нуждается.
Он – полнота любви. И человека Он сотворил
не для того, чтобы утвердиться в Своей силе,
а для того, чтобы человек жил, действовал
и был счастлив. Для достижения высшего
счастья Бог вооружил человека соответствующими средствами, в частности, заложил в его
природу сильное, неудержимое стремление к
Нему и непобедимое желание жить в союзе
с Ним. Кто поступает в соответствии с этой
потребностью и приближается к Господу, тот
воистину блажен.
Наша повседневная жизнь доказывает
многочисленными примерами, что человек обретает счастье лишь тогда, когда его сердце к
кому-нибудь привязывается. Каждый человек
постоянно и усердно ищет сочувствующее ему
сердце, и, если не находит сочувствия и любви,
то считает себя несчастным. Ничто: ни наука,
ни искусство, ни жизнь в роскоши, ни высокое положение – не приносят ему радости и
удовлетворения. Он чувствует себя одиноким,
всеми брошенным, и его все время обуревают гнетущие и безрадостные эмоции. Но как
только человек обретает друга, к которому он
привязывается всем естеством своим, которому может открыть свой внутренний мир, с
которым может поделиться своими мыслями,
желаниями и чувствами, тогда он преображается и переполняется счастьем. Чем одареннее
любимый им человек, чем выше умственно и
нравственно, тем полнее и сильнее его счастье.
Представим юношу, которого всем сердцем
любит пожилой, мудрый и добрый человек.
Последний постоянно заботится о том, чтобы
защитить юношу от злого, показывает доброе,
учит его всему тому, что разумно и полезно,
окружает своей наставнической любовью,
лаской, желает для него хорошего будущего и
истинного счастья. Легко догадаться о переживаниях юноши, чувствующего такую искреннюю заботу о себе. Он счастлив; в его сердце
бурлят сладкие чувства; какая бы неприятность
или скорбь ни постигла его, он посмотрит на
своего наставника – и его грусть сразу же
рассеивается, и он становится веселым.
Закономерность, подобная этой житейской,
всем известной и понятной, действует и на
ином, более высоком уровне: человек может
достигнуть непоколебимого счастья в своем
единении с Богом, ибо Бог – личностное существо, но при этом абсолютно совершенное и
блаженное. Бог любит всех людей без исключения. Он готов соединиться со всеми, наполнить
всех Своей всесильной и всеохватывающей
благодатью и всех сделать счастливыми. Подобно тому, как передается нам тот или иной
душевный настрой друга, как радуемся мы
счастливой взаимной любви любимого человека; подобно тому, как близкий друг утешает и
уменьшает нашу грусть и печаль во времена
скорби, так же и духовная жизнь Всевышнего
переходит в душу человека, переполняет ее.
Верующий христианин наполняется той
божественной жизнью, что выражается в возвышенных чувствах и настрое, которые апостол
Павел называет плодами духа, а именно: в
любви, в радости, в мире, в долготерпении, в
благости, в милосердии, в вере, в кротости, в
воздержании (см.: Гал. 5, 22–23). Такой человек именно в общении и единении со Своим
Небесным Отцом находит не существующие в
грешной земной жизни сладость и душевное
умиротворение; он крепко, правильно, бодро и
весело идет по устланному шипами земному
пути; ничто не остановит его и не собьет с
его дороги; он смело и неукротимо борется
с различными препятствиями и отводит их
от себя. Посетят ли его беды – он и через
огонь мук пройдет невредимым и с радостным
лицом. Уменьшится ли его земной достаток,
так что он вынужден будет довольствоваться
лишь сухим хлебом, – и тогда счастлив он; он
возводит свои разум и сердце к Господу и в
горячей молитве получает пищу духовную, его
душа насыщается, он наполняется радостью
и телесной силой. Одолеют ли его болезни
и боли – и тогда он спокоен и счастлив; его
душа тянется к Господу, пред ним растворяется
небо, и видит он сидящего на троне славы Господа, и оттуда на него изливается чудесная и
услаждающая живительная влага, понижающая
жар и успокаивающая боль. Если же окружат
его со всех сторон враги, притеснят и вот-вот
готовы будут уничтожить – и в этом случае
он останется спокоен; он обратится своим
разумом и сердцем к Господу, Всемилостивейшему Помощнику страждущих, и из глубин
его сердца забьет источник радостных чувств,
которые распространятся по всему естеству
его и изгонят грусть, придадут ему бодрости и
крепости для преодоления внешних бед и неприятностей. Отнимет ли смерть у него верного
сердечного друга или родственника – и тогда
не теряет он голову; в небесах созерцает он
Господа и вблизи Его трона видит любимого
усопшего.
Да, именно в жизни с Христом достигается
счастье настоящее, непреходящее, вечное,
ибо неизменно и вечно то, откуда оно проистекает. Жизнь с Христом – вот к чему надо
направить наши душевные силы; этот неоцененный кладезь доступен каждому. Он доступен
как для человека светлого ума и высокого
образования, так и для простого, малограмотного; он достижим как для обладающего
большим богатством, живущего в роскоши и
удовольствии, так и для малоимущих и нищих;
он под силу как свободному человеку, так и
находящемуся в рабстве; как для человека
здорового и внешне цветущего, так и для тех,
кто не наделен красотой и здоровьем. Внутренний, духовный свет людей, живущих с Богом,
светит и вовне. И видящие такого человека с
первого взгляда убеждаются, что человек этот
высоконравственен, что его душа наполнена
небесными сладостными чувствами, что в нем
живет Господь, и потому все невольно тянутся
к нему. Его милое и симпатичное лицо западает в душу; вспоминая о нем, люди испытывают
радость; даже злые люди и те дружелюбны
к нему. Вокруг себя такой человек распространяет тепло, жизнь и радость жизни, он
согревает оледенелые сердца, смягчает гордых
и надменных, поддерживает слабых, утешает
униженных. Таким образом, находящийся в
единении с Господом человек сам счастлив и
делает счастливыми других.
Скажем и о том, как достичь такого единения с Богом. Как правило, дружат между
собой только те, кто схож характерами: добродетельный сходится с добродетельным, и
никогда между добрым и злым не установится
дружбы. Подобным же образом и связь между
человеком и Богом установится лишь тогда,
когда человек по природе своей уподобится Господу, когда он достигнет того уровня духовного
настроя, которые есть в Боге. А подобия Богу
человек достигнет только тогда, когда он разовьет свои духовные силы так, как этого требуют
его природные законы, то есть как предпишут
его совесть и Божие повеление. Творец дал
человеку три основных дара: разум, сердце и
волю – и обязал, чтобы человек эти дары направил к Нему – как к единственному неиссякаемому источнику счастья. Человек разумом
должен познать свою природу, исследовать и
изучить мир, его законы и увидеть во всем
мудрость, всемогущество и образ Господа; его
сердце должно наполняться чистыми чувствами
при созерцании полноты Творца и в горячих
молитвах возвышаться духовно. Усилием воли
он должен улучшить и усилить свою природу,
воспитать в себе евангельский дух, утвердить
в своем естестве любовь и мир. Когда человек именно так просветит свою душу, тогда
Господь по милости Своей приблизится к нему,
утвердится в нем и наполнит его благодатью
и блаженством.
Митрополит Давид (Качахидзе),
Православие.ru
|