ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№9 2011 г.         

Во здвижение Честного и животворящего Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – праздник, празднуемый православной, католической и древневосточными православными церквями, принадлежит к числу двунадесятых. Установлен праздник в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы – места распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днем стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращенного из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.

Празднуется Православной Церковью 27 сентября по новому стилю.

Обретение Креста

Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314-333). В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалеку от нее были обнаружены три креста. Истинный Крест Господа Иисуса Христа был определен тогда, когда больная женщина, на которую их поочередно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название – Животворящий Крест).

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме – месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году.

Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (по старому стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Возвращение Креста

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, – его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Патриарха Захарию (609-633 гг.).

Крест пробыл в Персии 14 лет, и лишь при императоре Ираклии (610-641 гг.), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня – Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше.

Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм. В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».

Богослужение

Удивительно и торжественно Богослужение праздника Воздвижения. Последование его аналогично Богослужению Крестопоклонной Недели (3-я Неделя Великого поста) и Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа).

Накануне (то есть 26 сентября) вечером совершается Всенощное бдение. По уставу в состав этого Всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить в России лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладется на престол до начала Богослужения (Евангелие ставится за антиминсом).

На утрене Евангелие читается в алтаре, после чтения Евангелия поется «Воскресение Христово видевше» вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем после чтения Евангелия не совершаются. Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение. Во время Великого славословия при пении Трисвятого настоятель совершает вынос Креста.

Держа Крест на голове, настоятель, в предшествии диакона со свечой, постоянно кадящего Крест, совершает его вынос через северную дверь; остановившись на амвоне, он произносит «Премудрость, прости», затем при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» несет Крест на середину храма и кладет его на аналой. Затем совершается троекратное пение тропаря «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а затем сугубая ектения, обычное окончание Всенощного бдения и первый час.

На Литургии вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» (без земных поклонов). По традиции Богослужение Воздвижения Креста Господня совершается священниками в облачении фиолетового цвета.

Крест лежит на аналое до 4 октября – дня отдания Воздвижения. На отдание в конце Литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в алтарь через Царские врата.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.