Ничего не бывает случайного. Страшная
засуха, постигшая нашу страну, не может
не иметь серьезных причин. Дайте, пожалуйста, духовную оценку этого бедствия.
Виктор
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Бог действует не только в истории, но
и управляет сотворенной Им природой. Эта
мысль проходит через все Священное Писание. Псалом 103 является величественным
гимном Богу, Который сотворил все Своей
премудростью и продолжает заботиться не
только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих,
плодами дел Твоих насыщается земля. Ты
произращаешь траву для скота, и зелень на
пользу человека, чтобы произвести из земли
пищу» (Пс. 103: 13–14). Люди библейских
времен всегда воспринимали дождь как
проявление Божественного милосердия:
«Дарую им и окрестностям холма Моего
благословение, и дождь буду ниспосылать в
свое время; это будут дожди благословения»
(Иез. 34: 26). Псалмопевец воспевает милосердие Божие, ибо Бог посылал дожди даже
во время странствования евреев по пустыне:
«Обильный дождь проливал Ты, Боже, на
наследие Твое, и когда оно изнемогало от
труда, Ты подкреплял его» (Пс. 67: 10).
Еще через пророка Моисея Господь
объявил избранному народу, что его благополучие зависит от верности Богу и от
исполнения тех законов, которые Он дал
людям. Если же они уклонятся от исполнения заповедей и будут поклоняться идолам,
то «тогда воспламенится гнев Господа на
вас, и заключит Он небо, и не будет дождя,
и земля не принесет произведений своих»
(Втор. 11: 17).
Напротив, за благочестивую жизнь людей
Господь Бог посылает плодоносные дожди:
«Аще в повелениих моих ходите, и заповеди
моя сохранитеи сотворите я: и дам дождь
вам во время свое, и земля даст плоды
своя, и древеса селная отдадят плод свой»
(Лев. 26: 3–4).
Ввиду жизненной значимости для земли
влаги пророк Осия говорит о Господе: «Он
придет к нам, как дождь, как поздний дождь
оросит землю» (Ос. 6: 3). После засушливо-
го лета, продолжающегося с середины мая
до второй половины октября, в Палестине
начинается период дождей. Для урожая наиболее благотворными были ранние (октябрь-ноябрь) и поздние (февраль – начало марта)
дожди, о которых неоднократно упоминается
у священных писателей (см.: Иер. 5: 24;
Иак. 5: 7). Особенно нужен для плодородия поздний дождь, который идет весной.
От него зависит урожай. Благодаря этому
дождю заполняются водоемы, из которых
черпается вода для полива в засушливые
летние месяцы.
Для библейского человека, воспитанного на богооткровенных священных книгах,
мысль о том, что погода существует независимо от Бога, представлялась нелепой. В
главе 14 книги пророка Иеремии содержится
слово Господа к пророку о бездождии. Пророк говорит, обращаясь к Господу: «Может
ли небо [само собою] подавать ливень? не
Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя
надеемся мы; ибо Ты творишь все это»
(Иер. 14: 22). Эта важнейшая мысль о Божественном Промысле в природе раскрывается
и в Новом Завете. Бог свидетельствует о
себе, «подавая нам с неба дожди и времена
плодоносные и исполняя пищею и веселием
сердца наши» (Деян. 14: 17).
Постигшие нашу страну бедствия не только указывают на болезненные язвы общества,
но и свидетельствуют об общем бедственном
духовно-нравственном его состоянии. Только
малая часть народа ведет духовную жизнь
и стремится исполнять Божественные заповеди. Большая часть людей страдает тяжким
недугом неверия и стремится удовлетворить
свои страсти. На этой почве рождаются все
болезненные язвы: миллионы женщин убивают через аборты своих детей; массовый
блуд, распространившееся корыстолюбие, как
кислота, разъедают нравственные ценности
общества. Много и других недугов. «Никто
не трудись, – говорит святитель Василий
Великий, – над разысканием причин явлений
горестных: для чего засуха, для чего дожди,
для чего удары грома, для чего град? Это
для нас, имеющих нераскаянное сердце и не
прежде обращающихся, разве когда бываем
[поражаемы]». Также и святитель Иоанн
Златоуст говорит о необходимости исправить
жизнь и возложить упование на Бога: Богу
«предоставим время прекращения бедствий,
а сами будем только молиться, сами будем
жить благочестиво, потому что наше дело
– обратиться к добродетели, а прекратить
бедствия – дело Божие». В другом творении
этот великий проповедник предупреждает:
«Бог силен прекратить все бедствия, но
пока не увидит совершившегося обращения,
не прекращает скорбей».
|