Образование есть нечто такое, что люди предпринимают в отношении себя и
для себя: человек сам себя «образует». Выучить нас могут и другие, но «образовать» себя мы можем лишь самостоятельно. И это не пустая игра слов. Образовать
себя – совсем не то, что научиться чему-либо. Мы учимся с целью приобрести
различные умения; работаем над своим образованием, чтобы чем-то стать, чтобы
на свой собственный лад пребывать в мире.
Образование как способность
ориентироваться в мире
Образование начинается с любопытства.
Любопытство – это неутолимое желание
познавать мир, и мы можем обратить свой
взгляд куда угодно: к звездному небу или
вглубь вещества, к атомам и квантам; к
бесконечному разнообразию окружающей
природы или к поразительному строению
человеческого организма; вспять к истории
вселенной, Земли, человеческого общества
или в будущее, к тому, что будет происходить
с нашими планетами, нашими формами
жизни и нашими представлениями о самих
себе. Но о чем бы ни шла речь, мы всегда
задаемся двумя вопросами: каковы факты,
и почему они именно таковы.
Материал, открывающийся для познания,
необъятен и растет с каждым днем. Заниматься своим образованием не значит лихорадочно хвататься за все подряд. Наилучшее
решение состоит в том, чтобы в общих
чертах набросать карту всего того, что подлежит познанию и пониманию, и научиться
добывать знания о каждой отдельной области
на этой карте. У образования, тем самым,
есть два измерения: мы изучаем мир и то,
как его изучать.
Здесь возникают два соображения, одинаково важные. Во-первых, надо иметь чувство пропорции. Чтобы быть образованным,
совсем не обязательно знать точное число
существующих на земле языков, достаточно
представлять, что их количество ближе к 4
000, чем к 40. Нужно уметь также правильно
оценивать значение отдельных личностей и
их достижений. Луи Пастер сыграл более
значительную роль в истории человечества,
чем Пеле, а изобретение книгопечатания и
лампы накаливания имело более важные
последствия, чем появление бритвенного
станка или пилочки для ногтей.
Образование как просвещение
Однако ориентация в окружающем мире
– это не единственный вид ориентации,
предполагаемый образованием. Следует еще
отдавать себе отчет в том, что есть знание
и понимание, и каковы их границы. Нужно
постоянно задаваться вопросом: «Что, собственно, я знаю и понимаю» Иначе говоря,
наше знание и понимание требуют постоянной ревизии.
Образованность в таком понимании
позволяет отличить правильный ход мысли
от пустой риторики. Это становится возможным потому, что у образованного человека
входит в привычку постоянно задавать себе
два вопроса: «Что конкретно имеется в
виду» и «Откуда мы знаем, что дело обстоит
именно так».
Образование как историческое сознание
Просвещенное сознание образованного
человека – это не только критическое сознание. Ему свойственно и такое качество, как
историческая любознательность: как получилось, что мы думаем, говорим, чувствуем и
живем именно так, а не иначе.
Из подобного любопытства вырастает
мысль, что все могло сложиться совершенно
по-другому, так как нашей культуре чужда
метафизическая неизбежность. Таким образом, просвещенное сознание – это еще и
осознание исторической случайности, которое
выражается в умении несколько дистанцироваться от собственной культуры, взглянуть
на нее со стороны: иронически и шутливо.
Речь не идет о том, чтобы непременно
поставить под сомнение наш собственный
образ жизни. Нужно лишь отказаться от наивной и высокомерной мысли, будто именно
наш жизненный уклад более всех остальных
подобает человеку. Такая самоуверенность,
составляющая суть имперской политики и
миссионерства всех видов – верный признак
необразованности.
Итак, быть образованным, значит иметь
представление о многогранности мира, уважать чужую культуру, отказаться от наивного
чувства собственного превосходства.
Человек, в указанном понимании образованный, наделен особой формой любопытства: его интересует, что сталось бы, говори
он на другом языке, вырасти в другое время,
в другом месте и климатическом поясе. Что
бы произошло, если бы он выбрал другую
профессию или принадлежал к другому социальному слою. Такой человек испытывает
постоянную потребность путешествовать,
чтобы тем самым расширить границы своей
личности. Образование пробуждает интерес
к документалистике.
Человек может считаться образованным,
если он глубоко и полно сознает великое
многообразие форм жизни, выбираемых
людьми.
Образование как способность к
точному самовыражению
Образованный человек – обязательно читатель. Но книжным червем или всезнайкой быть
недостаточно. Встречаются, как ни странно,
необразованные ученые. Отличие образованного человека в том, что он умеет меняться
под воздействием чтения. Если человек рассматривает познание не как механическое
накопление информации, приятное препровождение времени или путь к признанию в
обществе, но как нечто, способное изменить и
расширить его личность, изменить поведение,
– это верный признак образованности.
Мы подошли к еще одному определению:
образованный человек лучше, интереснее
рассказывает о себе и о мире, чем тот, кто
только и может, что повторять обрывки ярких
фраз или афоризмов, когда-то им затверженных. Способность человека к точному
самовыражению позволяет ему углублять и
уточнять представление о самом себе. Этот
процесс может продолжаться бесконечно,
поскольку познать сущность своего «Я» до
конца невозможно.
Образование как самопознание
Есть личности, которым свойственно
проблематизировать все, что касается их
мнений, желаний и эмоций, а также самим
заботиться о своем развитии. Образование
опирается именно на эти личностные качества. Можно быть очень сведущим человеком, знать мир и прекрасно в нем ориентироваться. Но если при этом ты некритически
к себе относишься и не умеешь работать над
собой, тебя нельзя назвать по-настоящему
образованным человеком.
Образование можно рассматривать как
самопознание: я могу не просто во что-то
верить, чего-то желать или нечто чувствовать,
но и задаваться вопросом – почему со мной
происходит именно это, в чем причина этих
мыслей и переживаний. Когда мы анализируем свои мысли и мнения, возникает знание
второго порядка, о котором мы говорили
выше. Но теперь я хочу пойти дальше: подумать о своих желаниях и эмоциях. Почему
я их испытываю, что их вызвало, и чем они
обусловлены. Речь идет о том, чтобы разобраться в своих мыслях, чувствах и желаниях,
а не просто пускать их на самотек. Нужно
осмыслить свое прошлое и свои представления о будущем, т. е. позаботиться о создании
и постоянном уточнении собственного образа.
Образованный человек все время спрашивает
себя: уверен ли я, что сложившийся у меня
мой собственный образ не иллюзорен? Имеем
ли мы какой-то особый, привилегированный
доступ к самим себе? Открываем ли мы
самих себя или изобретаем?
Образованный человек – таково мое следующее определение, – знает себя и отдает
себе отчет в том, как трудно добывается это
знание. Он наблюдает свой образ со скептической зоркостью и все время поддерживает
его как бы во взвешенном состоянии. Он
сознает хрупкое многообразие своего внутреннего мира и не принимает социальную
идентичность за подлинную.
Образование как самоопределение
Процесс образования не сводится к
самопознанию. Нужно еще уметь оценивать
собственные мысли, чувства и желания, с
чем-то себя отождествлять, от чего-то отстраняться. В этом и состоит моя душевная
целостность. Так мы высекаем для себя
самих скульптурный портрет своей души.
По разным причинам я не удовлетворен
миром своих мыслей, чувств и желаний: возможно, мне не хватает широты и внутренней
гармонии; возможно, я набиваю синяки и
шишки, сталкиваясь с окружающей действительностью, или чужд самому себе. Поэтому
мне необходимо «воспитание чувств» в самом
широком смысле слова или, как прекрасно
выражались в старину, «воспитание сердца»
(Herzensbildung): все глубже постигая логику
развития моей духовной жизни, я осознаю,
что в моих мыслях, желаниях и чувствах нет
ничего рокового – они вполне могут быть изменены и улучшены. Я начинаю понимать, что
могу определять не только свои поступки, но
также желания и чувства. Самоопределение
не означает отрешение от мира, замыкание
в некой внутренней крепости из боязни пагубных внешних воздействий. Я учусь совсем
другому – различать те влияния, что отчуждают меня от самого себя, и те, что меня освобождают, приближая к самому себе. Любая
форма психотерапии, которая не сводится к
выработке или снятию условных рефлексов,
способствует образованию этого рода.
Самоопределение в этом смысле не
означает наличия некоего внутреннего
пьедестала, сидя на котором, я управляю
процессами, протекающими в моей душе.
Дело в том, что я сам и есть совокупность
этих процессов. Слова «я определяю себя»
означают лишь то, что наличествует нескончаемая сеть сплетаемых и расплетаемых
узлов – эпизодов, состояний и положений
моей душевной жизни – сеть, тождественная
мне самому, и по непрерывно сменяющим
друг друга моим собственным наброскам,
черновикам и переделкам своего автопортрета я сужу о том, что происходит в моей
внутренней жизни. Образованный человек
сам определяет образ своей души – тем,
что неустанно, снова и снова, переоценивает
себя и готов переносить вырастающую из
этого неуверенность в себе. Это и делает
его субъектом по преимуществу.
Образование как моральная
восприимчивость
Воспитание чувств, воспитание сердца
имеют своим результатом и нечто другое
– развитие моральной восприимчивости.
Осознание того, что собственная культурная
личность обусловлена случаем, рождает в
человеке терпимость: не просто отчужденное примирение с чуждым, но подлинное,
естественное уважение к другим нормам
жизни. Не то, чтобы это давалось легко.
Бывает невыносимо, когда чужак нарушает
привычные моральные запреты. Проявление
жестокости приводит нас в ярость, но где-то
в мире оно может быть абсолютно приемлемо. Образование – это трудное искусство
балансирования между признанием чужого
мировосприятия и неукоснительной приверженностью собственной морали. Нужно уметь
выдерживать это внутреннее напряжение:
образование требует бесстрашия.
Мы уже отмечали: чем богаче язык описания эмоций и переживаний, тем тоньше
чувствует человек. Тем глубже его отношения с окружающими. Прежде всего, это
касается способности посмотреть на мир
глазами другого. Она тоже является критерием образованности. Чем образованнее
человек, тем лучше он может представить
себя в положении другого. Образование
развивает в человеке тонкое социальное
воображение. Образование позволяет обнаружить скрытые формы давления, выявляет
жестокость, которую человек раньше в себе
не замечал. В этой своей форме оно служит
заслоном от жестокости. Чтобы совершить то,
что содеял Гиммлер, надо быть человеком,
начисто лишенным фантазии.
Образование как поэзия
Обучение прагматично: человек приобретает знания и умения, чтобы потом чего-то
достичь. Образование же само по себе ценность, и этим оно похоже на любовь. Нельзя
утверждать, что образование – это средство
достижения счастья, ведь счастье не запланируешь. И, разумеется, так же неверно, что
без образования не бывает счастья. Но все
же есть счастливые переживания, непосредственно связанные с теми аспектами образования, которые мы описали. Испытываешь
радость, если удается лучше разобраться
в каком-то фрагменте действительности,
чувство освобождения, когда стряхнешь с
себя какой-нибудь тягостный предрассудок,
удовольствие при чтении книги, бросающей
луч света в глубь истории. Порой бываешь
потрясен кинофильмом о совершенно чужой
и незнакомой жизни, переживаешь душевный подъем, узнав новые слова, описывающие твой собственный опыт. Мы радостно
изумляемся, когда вдруг начинаем лучше
понимать себя, бываем окрылены, если удается бросить накатанную жизненную колею
и тем самым убедиться в своей способности
к самоопределению. Мы поражаемся, наблюдая, как вместе с обострением нашей
нравственной восприимчивости расширяется
и наш внутренний мир.
Образование открывает нам новый
аспект счастья: яркое постижение жизненного момента через поэзию, живопись,
музыку. Свет, исходящий от слов, картин и
мелодий, доступен лишь тому, кто видит их
роль в том многослойном целом, что зовется
человеческой культурой. Тот, кто ощущает
крайнюю насыщенность подобных мгновений, никогда не перепутает образование с
обучением и не станет разглагольствовать
о том, что цель образования – «подготовить
себя к будущему».
Биери Петер
Речь на открытии Педагогического
колледжа в Берне
Православие.ru
|