ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№9 2010 г.         

Перейти в раздел [Проповедь]

Велик перед Богом ответ родителей за своих детей

Священное Предание подробно повествует нам о добродетелях святых Богоотец Иоакима и Анны. Вся их жизнь была пропитана благоговейной любовью к Богу и ближним, ежегодно две третьи своих доходов отдавали в пользу храма и ближних, многих превосходили святостью жизни, но при этом несли тяжелый крест безплодия.

Многие соотечественники всенародно ими пренебрегали, и даже в храме Божием. Праведной Анне на тот момент исполнилось пятьдесят лет. Иоаким сильно печалился, зная, что все его сродники были многодетны, и даже 100-летний Авраам не был лишен этого благословения Божия. Печаль св. Иоанима была настолько велика, что он отправился в пустыню, где находился 40 дней в посте и молитве, оплакивая свое безчестие в людях. Здесь, в пустыне Господь возвестил ему через Ангела о скором зачатии жены его Дщерию, благословенною выше всех дщерей земных.

В это же время и св. Анна, молясь в саду, была удостоена явления Ангела, который сказал ей: «Молитва твоя услышана, воздыхания твои проникли облака, и слезы твои канули пред Господом. Ты зачнешь и родишь Дщерь благословенную, выше всех дщерей земных, Ею дастся спасение всему миру, и наречется Она Мариею!» У слышав эти слова, Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь мой. Если у меня будет дитя, то я отдам его на служение Господу, пусть служит оно Ему день и ночь, восхваляя имя Его святое во всю жизнь». И печаль Анны обратилась в радость.

В нашем современном мире миллионы супружеских пар не имеют детей, но к кому при этом они обращаются за помощью прежде всего? Конечно же, к светилам медицины и науки, а потом, может быть, к Богу. Те же из них, кто бывает счастлив иметь детей, весьма редко следуют примеру Иоакима и Анны, давая обеты воспитывать своих детей по-христиански. В самом нежном возрасте большинство христианских детей по вине родителей и под влиянием светских воспитателей питаются только телесно, приучаясь к бесполезным телесным упражнениям, укрепляя лишь бренное тело. В течении последующей жизни эти дети готовятся только для временных успехов карьерного роста среди мира, совершенно не помышляя о Боге и Его святых заповедях, спасении своих безсмертных душ.

Христианское воспитание должно начинаться с самого нежного детского возраста. Св. Макрина, сестра Василия Великого, вспоминая о своем детстве, говорила, что мать сажала ее на свои колени и заставляля слабым лепечущим языком произносить сладчайшее имя Иисуса Христа, и с тех пор возгорелось в сердце Макрины любовь ко Господу. «Душа младенца есть храм Божий,– говорит блаженный Иероним, – поэтому надо наблюдать, чтобы она ничего не слышала и ничего не говорила, кроме истин Евангельских; она не должна понимать ни бесстыдных басен, ни соблазнительных песен, ее нежный язык должен возноситься только к Богу». Св. Иоанну Златоусту принадлежат следующие слова: «Родители, которые пренебрегают воспитывать детей своих по-христиански, беззаконее детоубийц. Образовать сердца детей в добродетели и благочестии – долг священный. Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господнем. Не так полезно образовать сына, преподавая ему науки и внешние знания, посредством которых он станет приобретать деньги, сколько если научить его искусству презирать деньги. Богат не тот, кто заботится о большом имении и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды. Научи сына презирать славу настоящей жизни, от этого он будет славнее и знаменитее. Это возможно и богатому и нищему; этому научаются не от светских учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний».

Нужно окружать детей святынею и добрыми делами, вера и благочестие родителей должны привести к церковности, к частому причащению Святых Христовых Таин. Начатое христианское воспитание необходимо продолжать и в детстве, и в отрочестве и в юношестве. Все мы, родители, не должны забывать как велик ответ наш перед Богом за своих детей, как трудна и многосложна наша обязанность, как свят и добродетелен наш подвиг.

Вера Православная есть броня против ударов судьбы и ухищрений врага, она есть сила для борьбы со страстями и соблазнами, вера – это залог того, что дети проживут счастливо, не совершив безумных преступлений. Вера наша да укрепит нас в нелегком деле воспитания и даст силы пронести жизненный крест за Христом до дверей рая. Аминь.

Иерей Сергий Белоцерковский,
пгт. Березово

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.