ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№9 2010 г.         

Перейти в раздел [Проповедь]

О смысле жизни и образования

В нашей стране тысячи учебных заведений, цель любого такого заведения – дать человеку образование. Но давайте спросим себя: отвечают ли современные образовательные учреждения той цели, к которой они призваны, верный ли смысл вкладывается в современном обществе в понятие образование? Попытаемся ответить на поставленные вопросы.

Итак, что же такое образование?

Чтобы ответить на этот вопрос, я вам сейчас зачитаю строки из статьи известного нашего мыслителя и хирурга Пирогова. Эта статья была опубликована еще в 1856 году, то есть еще в середине 19-го века. Статья называлась «Вопросы жизни». Эпиграфом к первой редакции статьи является следующий диалог.

– К чему вы готовите вашего сына? – спросил меня кто-то.

– Быть человеком, – отвечал я.

– Разве вы не знаете, – сказал спросивший, – что людей, собственно, нет на свете? Это одно отвлечение, вовсе не нужное для общества. Нам нужны негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.

Очень узнаваемо в наше время, не правда ли? Цель современного образования – создать специалиста, а не воспитать человека. А ведь в допетровскую эпоху у нас в России не было такого. Мы, прежде всего, воспитывали человека, а потом встали на рельсы западной модели образования и стали образовывать специалиста. При таком подходе ценится не человек, а его данные: таланты и способности, то есть мера его полезности обществу.

Какие, например, таланты и способности у 80-летней старушки, да еще и больной? Никаких. Но она – драгоценнейший человек, она мать, любимая своими детьми. А какая от нее польза обществу? Она никакой не специалист. Ей еще и пенсию нужно платить. Ницше хорошо выразил западную модель понимания образования, сказав: «Больной – паразит общества». Точно выразил. Вот оно образование в чистом виде, которое воспитывает специалиста, а не человека. Без центральной мысли – в чем смысл образования и кого мы образовываем – наши образовательные труды могут обратиться против нас, то есть против общества, против самих воспитателей.

В Евангелии есть очень страшные строки: «Восстанут дети на родителей…». Христос это говорит о последних временах, когда люди дойдут до последней стадии деградации, когда будут утеряны даже природные человеческие свойства – любовь детей к родителям и родителей к детям.

В животном мире мать спасает детенышей ценой своей жизни, а в человеческом обществе происходит нечто прямо противоположное: родители бросают или убивают своих детей ради собственного благополучия. Бросают образованные или необразованные? Не имеет значения. То есть знания сами по себе не имеют абсолютной ценности. Почему? Где-то утрачивается самое главное. Что? Человечность в человеке.

Образование происходит от слова образ. Вот в этом и весь вопрос, какой образ созидается в процессе образования. Можно образовать и ангелочка, и дьяволенка. Можно воспитать Человека с большой буквы, а можно – антисоциальное существо.

И чем больше такой человек знает, тем больший урон он может нанести обществу. Сколько, например, нужно иметь знаний, чтобы взломать сейф или угнать машину, изобрести атомную бомбу и пр.

Под образованием нужно понимать создание человека, а не бездушного специалиста, который может использовать полученные знания совсем не во благо, а часто и во вред.

Достигнуть же этой цели, то есть воспитать настоящего человека, можно только тогда, когда в основе образования будет лежать вопрос о смысле жизни.

И это не пустые слова. Все больше и больше в нашей стране и в странах Европы растет число самоубийств. Все больше людей приходит в храм с вопросом: как молиться за самоубийц?

Откуда это? Потеря смысла жизни. Душа человека по природе христианка, образ Божий, ищет единства с Первообразом, она стремится к красоте, чистоте и святости. Если же ее пичкают суррогатами, то происходит отравление, человек теряет смысл. Вот образование и призвано дать молодому человеку совокупность знаний, которые дали бы ему возможность объективного, осознанного, разумного, аргументированного приобретения мировоззрения. Не просто, что так кто-то сказал, а аргументировано. Я буду атеистом, и вот почему. Я буду христианином, и вот почему. Молодому человеку нужно раскрыть основные мировоззрения, чтобы он сам смог сделать осознанный выбор.

Что такое светское образование? Когда человеку показываются основные мировоззрения. Религиозное же говорит только об одном мировоззрении как единственно верном.

Мы с вами имеем два основных мировоззрения: атеистическое и религиозное. Что стоит за атеистическим, материалистическим мировоззрением? Страшные вещи. Бессмыслица смерти может толкнуть человека на самые невероятные вещи. Религиозное? Личность – неуничтожима. В наше время имеется множество фактов, подтверждающих это. Смерть тела – это не исчезновение, а переход в другое бытие. И что говорят пережившие смерть? Американский врач-кардиолог Роулингз изучал такое явление, как клиническая смерть. Результатом его многолетних исследований явилась книга «За порогом смерти», где приводятся свидетельства более ста человек, имевших опыт жизни после смерти. Роулингз обращает особое внимание на тот факт, что примерно 50% из опрошенных имели радостные посмертные переживания, а 50% – переживания тяжелые, горестные. Все же ожившие решительно изменяли свою нравственную жизнь в положительную сторону.

Итак, христианство говорит, что существует два полюса вечного бытия, а личность человека неуничтожима. Также христианство говорит о том, что для каждого человека будет экзамен, на котором человек даст ответ даже за каждое праздное слово, и каждый получит вечную участь по делам своим. Представляете, какая ответственность. Вот образование и призвано дать человеку возможность рассмотреть различные мировоззрения и выбрать свой путь, чтобы человек мог четко понять, куда он идет и что его там ждет.

Мы с вами – русские, поэтому для нас вполне естественно изучать Основы православной веры. Почему? Да потому, что наша страна была православной 1000 лет. Что же говорит Православие о смысле жизни, каким должен стать человек в результате образования?

Оно говорит, что человек – это существо вечное и богоподобное. То есть человек в процессе образования призван приобретать такие же свойства, какие имеет Бог. Какие же это свойства? Жертвенность, милосердие, сострадание, честность, чистота, святость, главное же, конечно, – любовь, любовь к Богу и к людям, любовь к своему Отечеству. Дай Бог каждому определить для себя верный смысл жизни, найти правильный путь, чтобы достигнуть полноты счастья, радости и мира.

Иерей Николай Сушков
(за основу статьи была взята лекция
профессора МДА А.И. Осипова)

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.