Недавно ко мне обратились двое – муж и жена. Со слезами на глазах
говорили о своей беде: сын попал в секту. «А ведь курсы катехизации при
храме нашем окончил, крещен в православном храме! – с горечью сетовали
они, – Мы все сделали, чтобы он нормальным человеком вырос!»
Спрашиваю: «Как давно сами исповедались, причащались?»
«Несколько лет назад, сразу после крещения. А какая разница? Мы же в
секту не ходим, дома иконы везде. Мы – православные, а не сектанты какие-то.
И его в храм агитируем ходить, а он-то почему в секту, а не в храм пошел?».
Как часто приходится видеть слезы
родителей, которые сами невоцерковлены
(живут не в Церкви, а «рядышком») и их
дети, взрослея, делают шаг в сторону «от»
Церкви. «Мы же показывали им дорогу к
Церкви, а они не туда идут! Как вернуть?
Помогите, посоветуйте!»
А как можно помочь? Известен феномен
«маугли»: ребенок, воспитанный не в человеческой семье, а в стае животных, будет
себя вести как эти животные, сколько его не
перевоспитывай. И даже, если его научить
ходить прямо, этот способ всегда будет несколько неестественным для него. Так же
и здесь – если ребенок воспитывается в
неправославной по существу семье, если
родители вместо «малой церкви» создали
просто «уютное гнездышко» (или «логово»),
он, повзрослев, не сможет органично войти
в Православие, ему там что-то всегда будет
мешать. Ему «естественнее» покажется образ жизни вне Церкви.
Для примера приведу реальный случай
из жизни. Героине нашего рассказа семьдесят лет, она – прекрасный человек, много
хорошего и доброго бескорыстно делает для
нуждающихся, верит в Бога, относит себя к
православным, но в Церковь заходит только
изредка, к исповеди не прибегает по убеждениям: «Если убийцу покаявшегося Бог пустил
в рай, то меня, никого не убившую, Он просто обязан туда ввести. А иначе мне такой
рай не нужен. Бог – Он же справедлив!»
А когда-то она была маленькой девочкой, которую верующая мама по большим
праздникам водила в Церковь. От этих событий у нее в памяти остались мучительные
генеральные уборки перед Пасхой, долгие
многолюдные службы и вкусный накрытый
стол. А еще яркое воспоминание детства –
отец с войны вернулся. Один из немногих
в их селе. А после – семейные конфликты
родителей – мать ревновала отца ко всем
молодкам на селе. И вот отец, не выдержав, ушел. Нет, не к другой. Просто – ушел
от скандалов, бросив показавшийся непосильным крест главы семьи, главы «малой
церкви». Девочка от горя заболела.
Прошли годы. Выросла наша героиня,
поступила в техникум, стала жить самостоятельно. Но студенческой стипендии на
все явно не хватало. Мать, работавшая за
трудодни, помочь не могла. И однажды она,
переломив себя, попросила: «Папа, мне
пальто зимнее купить надо, совсем носить
нечего».
А папа отказал – наверное, такой суммы
просто не было и у него, а поискать другой
способ помощи дочери он не догадался –
отвык откликаться на детский зов.
Больше девочка у него ничего не просила. Она вообще ни у кого ничего не просила с тех пор. И у Бога просить не может,
потому что не может понять – у Отца не
заслуживают, не зарабатывают. У Него просят как милость, продиктованную любовью, а
не чувством долга. И Он всегда придет на
помощь, даже если придется на крест пойти
за нас, за Своих детей. Она не видела в
своем детстве такого отца.
Папы и мамы! Если бы вы знали, почему
«муж для жены как Господь для Церкви»,
не было бы превозношения горделивого
мужчины над супругой, которой обидно это
чувствовать, потому что это неправославно
и несправедливо, не было бы глупого движения феминисток.
Дело в том, что семья – это «малая
Церковь». Как в «Большой Церкви» есть
глава – Христос, тело – Церковь, чада –
христиане, так и в семье – муж, жена и
дети. Правило «муж для жены как Господь
для Церкви» распределяет обязанности
между членами семьи, а не оценивает,
кто из них умнее или лучше. Оно говорит
о правилах поведения между домочадцами
для того, чтобы ребенок, воспитанный в
правильно построенной «малой церкви»,
смог гармонично и естественно войти в
Единую Святую Соборную Апостольскую
Церковь.
Так как же должна быть устроена наша
семья согласно этого правила? «Муж для
жены как Господь для Церкви». А каков
Господь для Церкви? Каковы полномочия
Церкви на земле? Давайте попробуем разобраться.
Когда Церковь в молитве обращается к
Богу: «помоги, защити, спаси, прости наше
согрешившее чадо», слышит ли она в ответ:
«Отстань, некогда, на работе устал, бабьи
слезы – вода, нарожала – воспитывай, сама
всю работу «бабью» делай – я зарплату
принес и с меня хватит, нельзя за детей
заступаться, если я их наказываю или угнетаю...»?
Нет, Церковь знает, что Господь во всем
поможет, что без Него и «творить ничего
не можем», что Он всегда откликнется на
просьбу Церкви или чад Церкви, что Ему
даже угодно, чтоб по любому поводу мы к
Нему обращались. Так и муж должен относиться к словам, просьбам, слезам своих
жены и детей, ведь он должен быть для них
«как Господь для Церкви».
Порой говорят, что православная жена
совсем бесправна в семье. Но она для
мужа как «Церковь для Христа». А Господь
сказал Церкви: «что свяжете на земле, то
и на небе связано будет, что развяжете на
земле, то и на небе развязано будет; кому
простите, тому простится, на ком оставите,
на том останется». Это ли не огромные
полномочия матери внутри семьи «вязать
и решить», это ли не гарантия поддержки
мужа в ее начинаниях?
Сказано: «жена повинуется мужу во
всем, как Церковь повинуется Христу» – это
обязанность женщины не столь пред мужем,
сколь пред Богом, потому что ограничено
условием «как прилично в Господе». Грешить
по приказу супруга жена не может и не
должна, так как власть Бога выше власти
мужа (например, выгонять отца из дома по
велению мужа, которому не нравится тесть,
она не должна, так как нарушит этим заповедь о почитании родителей).
Дети родителей слушаться должны так
же, как христиане повинуются Богу и Церкви
(помните – «кому Церковь не мать, тому Бог
не отец»?) Если они привыкнут в детстве
к внутрисемейному послушанию, им легче
будет заповеди Божии исполнять в самостоятельной жизни (Бога слушаться научатся).
Вот и получается, что муж, жена и дети
в православной семье должны слушаться друг
друга во всем, в чем нет греха. А там, где
грех появляется, там и распря начинается. В
этом тоже – взаимная помощь внутри семьи.
Не надо только ее отвергать – вслушайтесь
в упреки своих близких – нет ли там добрых
советов относительно спасения души?
Жена не слуга мужу, а помощница в деле
спасения. Муж не раб жены, обслуживающий
ее прихоти, а глава семьи, за которую ему
придется держать ответ пред Богом. Дети
не собственность родителей (как хочу, так и
воспитаю: захотел – родил, а не захотел, то
убил). Они – чада Божии, доверенные нам
для воспитания. То есть наши домочадцы
даны нам Богом, и Богом на нас возложены
обязанности по отношению к ним. Не величаться и не самодурствовать мы в отношении
их должны, а исполнять волю Божию.
Но не спешите обвинять своих «половин»
в том, что они неверно (не по Библии) исполняют супружеские обязанности, и потому
в семье случаются конфликты. Мы же все
поражены грехом, мы все – «маугли».
Например, как наши православные мужчины понимают слова «власть, подчинение»
внутри семьи. Посмотрите, как они росли,
какую роль мужчины играли в их детстве и
юности – сначала с ними нянчились мамы и
бабушки, потом – воспитательницы, потом –
учительницы, потом – армия, где нет женщин
и отношения между людьми построены не
на заповедях любви, а принимают форму
или «уставщины», или «дедовщины», или
«землячества». Подавляющее большинство
наших мужчин своих отцов в лоне семьи
просто не помнят – они же на работе всегда
были! Причем на такой, куда детей брать с
собой нельзя. А дома они только отдыхали.
Жена хоть пару часов на кухне проведет, а
мужской работы в квартире совсем немного
сейчас. Вот и сформировался образ бездельника мужа в современном обществе.
Когда мужчина, воспитанный в таких
условиях, приходит к вере и понимает, что в
его православной семье власть должна быть
в мужских руках, он начинает решительно
действовать. И нередко превращается в
тирана, потому что мужской власти в семье
он не видел. Он видел ее только в армии и
на производстве.
Приведу несколько примеров такой
«тирании на основании искаженного
православного учения о семье»:
1. Типичный пример «уставщины».
Женщина едва справляется с новорожденным ребенком и двумя старшенькими
двух и трех лет детьми. Муж приходит и
устраивает скандал из-за того, что в доме
беспорядок. Она плачет: «Я не успеваю,
мне трудно, помоги!» А он: «Спать меньше
надо – твоя работа, обязана сделать, а я
должен проследить, чтоб сделано было!» «Но
я и так почти не сплю!» «Значит, совсем
не спи!!!»
Но ведь сказано так же: «Носите тяготы
друг друга», «относись к жене, как к сосуду немощному, драгоценному». Если жена
от такой жизни заболеет, помрет – кто с
детьми нянькаться будет? А Господь с тебя,
жестокий муж, спросит за семью и за слезы
женины.
2. Пример внутрисемейной «дедовщины» (тоже местный случай).
Мужчина обратился по телефону с
просьбой: «Объясните моей жене, что
вся милиция от сатаны, и что вызывать
ее – грех». В разговоре выяснилось, что
он избивает жену и дочь (должны же они
«убояться»), заставляет их вставать перед
собой на колени и молиться ему (он же для
жены «как Господь»), а он и отказать в их
просьбе может, например, не дать денег на
оплату обучения на третьем курсе университета дочке (Господь же не все молитвы
исполняет). То есть человек волю Божию
явно подменил своей произвольной волей,
то есть в семье царит произвол.
Конечно, «жене глава – муж», но тут же
сказано, что «мужу глава – Господь». Потому
и не повинуются современные жены мужьям,
что современные мужья давно уже не повинуются Богу. Повторюсь еще раз – жена
мужу не прислуга, а помощница, причем в
деле спасения, а не греха.
Потакать сатанинской гордыне она не
имеет права – что дети будут думать о Христе, если такой образ главы «малой церкви»
у них в душе сформируется?
3. Примеры «землячества» в семье и
приводить не хочется, так часто свою супругу
муж превращает в рабыню приятелей, своей
мамы, других своих родственников, тщеславясь перед ними покорностью своей жены.
Если же она «восстанет», он беспощадно
унижает ее, забывая, что жена – слава
мужа. В гордом своем ослеплении он и не
замечает, что и дети его с матерью совсем
перестают считаться, становятся неуправляемыми, дерзкими, «проблемными».
Это только несколько примеров. Жены,
кстати, тоже неплохо умеют портить жизнь
своим близким, ссылаясь при этом на Библию. И сосуды-то они у нас хрупкие драгоценные (ходи, муж, вокруг и пыль с них
стирай), и подвижницы они великие (шесть
дней в неделю Церкви отдам, один – мужу
и детям) и т. д.
Так люди, пришедшие к вере, пытаются
создать православную семью, но, не имея
опыта православной жизни, нередко создают
уродливые пародии на «малую церковь». Хотим «как лучше», получается «как всегда».
В результате растут в таких православных
семьях дети, мечтающие сбежать и от родителей, и от Православия.
Обычно процесс срочного «оправославливания» своих семей супруги начинают с
выяснения обязанностей своих «половин»
(не свои обязанности узнают, а своих «половин» – обратите внимание). И в семьях
начинается религиозная война за власть и
привилегии. Когда-то Христос из храма торгующих кнутом изгнал, чтобы они не превращали Церковь в дом торговли. А мы в семье
торговаться начинаем, выяснять – кто кому
что должен. И распадается наша семья, не
физически, так духовно-нравственно. Каждый
становится сам по себе. Каждый со своим
«православием» живет, каждый свою истину
отстаивает. А отсоединившаяся от Церкви
по причине собственных убеждений часть
называется сектой.
Вот и ответ, почему во многих «православных» семьях вырастают то сектанты, то
безбожники. Оклеветали мы в глазах наших
детей истинное Православие.
Какой же должна стать наша православная семья? В Символе Веры описана Православная Церковь, которую мы исповедуем:
1. Единая – в семье должны царить целомудрие, взаимная верность, нерушимость
семьи ни при каких условиях.
2. Святая – семейная жизнь освящается
Богом в Таинстве брака, поэтому к ней надо
и относиться бережно, как к святыне. Раз
нам Бог дал именно таких спутников жизни
– значит, так надо, это наш святой крест,
который мы должны чтить и не бросать.
Никаких оскорблений и унижений в семье
допускать нельзя! Чтоб нести крест свой
достойно и свято, надо самим стараться
жить по заповедям, чаще исповедаться и
причащаться, молитвы утренние, вечерние,
перед и после еды и каждого дела творить
обязательно, если кто заболел – всей семьей
канон о болящем читать..
3. Соборная – муж с женой (да и с
детьми порой) советоваться обязаны. Важных
решений единолично не принимать, но если в
случае срочности решение принял один из супругов, и нет в этом решении греха – вторая
половина обязательно должна поддержать.
Если расходятся супруги во мнениях – пусть
решение примет муж (лишь бы греховным
оно не было). Господь с него спрашивать
будет, раз главой ему повелел быть.
4. Апостольская – семья должна строиться согласно апостольскому учению о Церкви
и семье, данного через апостолов нам самим
Богом, а не по нашим хотениям и разумениям. А эти установления надо знать. То есть
мы обязаны быть православно грамотными
людьми. Прежде чем учить супругу(а) и детей, сами должны научиться!
5. Церковь – семья должна быть обществом людей, объединенных единой верой,
ковчегом спасения для членов своих, а не
просто сожительством под одной крышей. В
каких случаях в Церковь спешат даже те, кто
забыл про Бога когда-то? Когда людям одиноко, больно и трудно. Помните? – «Придите
ко Мне все труждающиеся и обремененные,
и Я упокою вас». Всегда ли наши дети и
супруги знают о том, что дома их просто с
любовью ждут, что семья – это не только
крест и обязанности. Нередко в памяти бежавшего из дома чада звучат слова суровых
родителей: «Вот и не возвращайся, поживи
сам!» или «вернется, вообще убью!» Церковь
не отвергает покаявшихся – мы это знаем.
Потому что Бог любит нас. Он есть любовь.
И семья – это где нас любят и ждут.
Такую Церковь мы исповедуем в Символе веры. Такую семью мы должны создать,
чтобы дети наши получили нормальное православное воспитание. Но как это сделать,
когда столько ошибок уже совершено, когда
мы сами – «маугли»?
Начнем с себя – будем молиться и
трудиться. Трудиться над собой (а не над
супругом или супругой) и о ближних своих
заботиться. Так и сами с Божией помощью
спасемся, и те, что рядом с нами – спасутся.
В том числе и детки наши. Главное – помнить: «Что человеку трудно – Богу легко»
и «Ищите прежде всего Царствие Небесное
– остальное приложится».
Любовь Николаевна Чабина,
завуч Воскресной школы прихода храма
святителя Алексия Московского, г. Нягань
|