Картина, ставшая привычной для сегодняшней приходской жизни: в дни больших
церковных праздников к храму стекается река людей. Идут со всех сторон, порой их
так много, что войти внутрь просто нет возможности. Проходит праздник и редеет
человеческая река, становится ручьем, хотя и не прекращается. Слава Богу.
Уже давно замечено некое потребительское отношение людей к Церкви и Богу.
Заболел кто-то из родных – бегут в храм свечку ставить, не заладились дела – надо
дать пожертвования. Чтобы купленная машина ездила без аварий – надо освятить.
Получается какое-то чародейство, приписанное церкви. Приходят с нуждами в
надежде на помощь и заступничество, а по – настоящему искренне и с верой не
идут. Думаю, это не правильно. Человек даже не задумывается, что прежде ему
надо себя самого освятить, оживить свою душу в вере, что всем нам необходимо
живое общение с Богом через молитву и участие в Таинствах.
Как нам стать православными, не просто по привычке, а на самом деле? Как
жить по вере?
С этими вопросами я пришла к благочинному Ноябрьского благочиния, настоя-
телю храма Архистратига Божиего Михаила отцу Роману Маркелову.
– Большинство людей, живущих в России, вольно или невольно причисляют себя
к православным. По крайней мере во время
всевозможных опросов всплывает цифра, что
порядка 80-90 процентов жителей называют
себя крещеными и православными. А церковь
посещают гораздо меньше. Еще хуже дело
обстоит с теми, кто регулярно исповедуется
и причащается. И тем не менее наступает в
жизни человека момент, когда ему открывается, что без веры в Бога он духовно пуст
и ничтожен. Редко бывает, чтобы обретший
веру сразу и резко менял образ жизни. Постепенно прозревая и укрепляясь в вере,
человек старается хоть в чем-то изменить
себя. Но, если честно, то до церковной жизни,
участия в Таинствах еще, как правило, бывает
далеко. Начинается с малого: на праздники в
храм ходит, свечи ставит, молебны заказывает. Часто случается, что люди осознанно
приходят к вере после важных или сложных
событий, неразрешимых или, не дай Бог,
трагичных ситуаций, происшедших в жизни.
Человек переживает, волнуется, не может
найти нигде и ни в ком утешения, хотя видимая поддержка и участие со стороны друзей
и близких есть. А ему в его безысходности
этого мало, недостаточно. И тогда он ищет
помощи свыше. Человек идет в храм, ставит
свечи, может даже, стоя у иконы, искренне
молится и просит у Бога помощи.
Не сочтите мои слова как приговор, но
все равно, даже в этой ситуации можно сказать, что душа его находится еще в спящем
состоянии, человек до конца не пробудился,
спит. Он не понимает большего, так как не
обеспокоен своей вечной участью, а пока
только устройством своей земной жизни,
нынешней ситуации. Похвально, что человек
стремится делать добро, старается не совершать явных грехов, проявляет заботу о
ближних. Однако все делает для того, что
сиюминутно. В таком случае можно сказать
– это действия ветхозаветного человека,
когда человек жил по заповедям, переданным Богом Моисею. Большинство крещеных
людей сегодня находятся в своем душевном
состоянии во временах ветхозаветных. Ко
Христу большинство еще на самом деле не
пришло, при том что большая часть населения считает себя крещеными.
Люди не проявляют усердия, не идут ко
Христу, просто потому, что они спят, не пробуждены их души. Господь каждого из нас
призывает по-разному. Бывает, что на какой-то момент наступает прозрение и настоящее
осознание веры. Если хватит у такого человека мужества и решимости изменить свою
жизнь и стать христианином не по названию,
а по жизни, тогда вера в нем будет произрастать и крепнуть. Здесь главное – сделать
первый шаг, это главный шаг в жизни и его
никто не сможет сделать за самого человека.
Когда Господь посещает, человек подходит к
границе, перед ним стоит выбор – идти ко
Христу или остаться в ветхозаветных временах. Главное – перед человеком появляется
выбор. Скажу, что рано или поздно каждый
перед таким выбором встает. Здесь важна
решимость. И если человек не решается, то
он теряет само ощущение необходимости
выбора, не видит и не чувствует, что надо
что-то выбирать. В нем пропадает, исчезает ощущение выбора. А ведь вера в том
зачаточном состоянии была ему дана для
того, чтобы сделать правильный выбор. Не
давая возможности развиться вере, как бы
прогоняя ее, человек лишает себя выбора.
Господь еще может давать человеку шанс,
через совесть напоминать, но часто бывает,
сам человек старается об этом не думать,
он гонит мысли, внушая себе, что жизнь изменить нельзя, оправдывает себя тем, что
верит в Бога, иногда ходит в храм.
– Вы упомянули, отец Роман, о том,
что человеку нужно мужество, чтобы
поверить в Бога. Объясните свою точку
зрения. Ведь сейчас нет нападок и гонений на Церковь и верующих.
– Я не ошибся. Мужество нужно и, конечно, решимость. Человек понимает крайнюю
сложность жизни христианина, как того требует Евангелие. Он может столкнуться с насмешками, непониманием со стороны близких и
знакомых, иронией. Многих это пугает. Часто
эти людские страхи преувеличены. Это только
кажется, что нести этот крест тяжело. На самом деле Господь не требует от нас больше,
чем мы можем и готовы дать. Возможно,
выскажу для кого-то крамольную мысль, но
лучше быть плохим христианином, чем не
быть им совсем. Приведу такой пример. Живут два человека. Один не старается жить
по-христиански, себя оправдывает и живет
спокойно. Другой решил жить по-христиански,
это у него не всегда получается, он согрешает,
немощь духовная в нем остается, бывает раздражительность, посещает обидчивость, порой
и чревоугодничает. В тоже время он старается
бороться с этими грехами, хотя, может, плохо получается. При этом человек старается
ходить в храм, исповедуется, причащается и
тем самым борется за спасение своей души.
В данном случае человек еще много не достиг. А Господь-то понимает и видит все наши
немощи, знает, в какое время мы родились,
в какой семье воспитывались и как нелегко
нынешнему человеку бороться со страстями.
Господь нас любит и милует и призывает нас
к себе, принимая нас такими, какими мы есть,
прощая со всеми недостатками, изъянами и
пороками. И такими покалеченными грехами
нас любит, потому что Он пришел в этот
мир грешников спасти. И когда человек это
поймет, ему становится спокойно, легко и
радостно от понимания, что Бог не какой-то
там страшный судья, а, прежде всего, любящий
Отец, желающий нам всем блага, спасения
и сделать нас наследниками Своего Царства
Небесного. Потом человек будет стараться
жить по-христиански, трудиться, спотыкаться,
падать, каяться, но если он получил правильное внутреннее устроение души, то вера во
Христа и жизнь церковная становятся для него
радостью и счастьем. В этом случае приходит
осознание и открытие, как он мог жить раньше
по-другому? Вот где она, настоящая жизнь, в
Церкви. Не те мирские радости и утехи, сопровождавшие его в той, другой жизни.
– Батюшка, я думаю, Вы не хотите сказать, что, открыв для себя Бога, следует
отказываться от всего мирского?!
– Конечно, нет. Господь ни в коей мере
не лишает нас возможности жить мирской
жизнью и не запрещает нам радоваться земным радостям. Возьмем банальный пример:
вкусно покушать. Это не запрещено. Беда в
другом, когда человек становится порабощенным этой страстью, постоянно объедается,
отягощая тело и душу. На самом деле жизнь
с Богом счастливая и радостная. И когда
человек достигнет этой благодати, он ни на
что другое ее не променяет, не захочет и
не сможет сам от нее отказаться.
– Отец Роман, бывает так, что человек
угнетен несчастьями, горестями, и даже
верующий готов признаться себе в страшном для него, что Господь его оставил.
– Дело в том, что когда мы так говорим,
то в какой-то сокрушительный момент нам
только могло показаться, что отошла Благодать Божия и Господь оставил нас, отвернулся. Тут мы понимаем, как это страшно
и мучительно для души. В данном случае
ничто земное не способно утешить и заменить нам милость Бога. Поэтому человек
старается снова обрести эту живую связь
с Богом через молитву, покаяние, во что
бы то ни стало вернуть то утраченное сокровище, которое он имел. Сокровище это
внутреннее, духовное.
– Батюшка, давайте коснемся непростой темы. Часто верующих обвиняют в
неискренности, фальши. И по этой причине многие прихожане попросту скрывают,
что являются ими.
– Когда человек живет правильной
христианской жизнью, ему не обязательно
говорить об этом окружающим. Они сами
все увидят и почувствуют, если, конечно, не
будет подмены. Я поясню. Часто по немощи
своей духовной мы уклоняемся в сторону,
изображаем из себя то, чем не являемся на
самом деле. Это проявляется по-разному.
Кто-то начинает смиренничать, напускать
на себя угрюмый вид, носит особо строгую
одежду, на самом деле попросту надевает
на лицо маску. Эта фальшь настолько видна
постороннему человеку, что раздражает его.
Глядя на это притворство, у других, как минимум, не возникнет желание идти в храм.
У этих людей зарождается представление
о том, что церковь учит лицемерию, и там
не настоящая жизнь, а игра. А им хочется
настоящей жизни, искренности, открытости,
которых они не видят, а замечают некую
игру в христианство. Они не желают приобретать состояние фальши и подмены, им
нет нужды в ненормальной и ложной жизни
псевдохристианства.
Еще хочу предостеречь от насильного
привода в церковь. Бывает так, что от излишнего рвения жены напрямую просят:
«Помогите привести мужа в церковь». Не
теребите вы человека, не заставляйте его.
Верующим следует усвоить прежде всего:
не мешать. Если хуже не сделать, это уже
очень много. И даже если верующий просто
будет молчать, уже будет награда, что не
навредил, не оттолкнул другого от Церкви.
Знаю, как люди стараются исправляться,
трудятся над собой, но вот часто допускают
ошибки в обращении с близкими или теми,
кто находится только на дороге к храму.
– Несколько лет назад часто говорили,
что в храм ходят одни бабульки. Сейчас
ситуация изменилась и на службе вижу
много молодых людей, даже пары. Пришедшие к Богу в двадцать, тридцать, сорок лет на самом деле являются духовно
неграмотными, неразвитыми. По сути,
простите, неофиты. Что нужно делать для
созревания веры?
– Нужно стараться духовно расти. Сразу
это вряд ли получится. Однако нужно пытаться преодолеть в себе стремление все
исполнять чисто внешнее. Обрядовость такая,
она лишняя. Нет преступления в том, что
человек не там поклонился или иконе не
так приложился. Первое время, как только
люди приходят в церковь, они стремятся
правильно, точь-в-точь согласовывать свои
действия с правилами. Переживают, если
допускают промахи. Все силы и внимание
сосредотачивают на внешних правилах, считая это чуть ли не самым важным. Тогда
получается фарисейская жизнь и формализм,
поскольку человек лишает себя самого главного – духовно не возрастает.
С чего надо начать? Постепенно и чем
быстрее, тем лучше преодолеть в себе желание запомнить все нюансы поведения в
храме и подавить в себе стремление соблюдать абсолютно все правила. Это не значит,
что правила не надо соблюдать. Дело в том,
что не человек для правил, а правила для
человека. Они призваны помочь человеку
прийти к Богу и стяжать благодать Божию,
но не являются целью для исполнения. Нам
воздаяние бывает не за исполнения правила, а за то внутреннее душевное устроение,
которое мы приобретаем в себе с Божией
помощью и при содействии этих правил.
Поэтому нужно, прежде всего, руководствоваться здравым смыслом и благоразумием.
Есть такие «ревнители» в храме, которые
остановились в духовном развитии и взяли
привычку строго выговаривать новопришедшим. Не надо их бояться, а нужно поинтересоваться причиной, почему нельзя делать
что-то. И если в ответе есть здравый смысл,
то можно прислушаться в следующий раз, а
если разумного ответа не получили, то делать
так, как считаешь, по-человечески.
Еще раз хочу напомнить: искать следует
живой связи с Богом, стараться приобретать
добродетели, смирение, кротость, терпение, не
осуждать ближних, не раздражаться. Потому
что вера без дел мертва. Мы часто слышим:
«В мире столько зла и неправды». Однако,
мы пришли в этот мир, и здесь приходит
наше испытание. Может быть, даже более чем
когда-либо необходимо, чтобы мы озаряли
тьму в нашей грешной жизни светом любви и
правды, которую нам даровал Спаситель.
– Батюшка, как только приближается
время поста, тут же все СМИ начинают
напоминать о воздержании духовном и
телесном. Как поступать верующим, чтобы
не обидеть и не смутить других?
– Например, во время поста человек, исполняющий пост, пришел в гости к людям, не
исполняющим пост. У них какое-то радостное
событие, а гость заявляет о том, что он ест
только постную пищу. Это совершенно ни к
чему. Хозяин с хозяйкой радостные, пригласили гостей, и, допустим, нет на столе
постной пищи. Не стоит гостю верующему
на этом сосредотачивать внимание, у людей
праздник, нужно разделить с ними радость.
Речь о том, постится он или нет, вообще не
должна возникать. Не надо вызывать на себя
лишнее внимание. Отмечу, что не приходить в
гости, ссылаясь на пост, тоже будет неэтично.
Нужно понять, что здесь важнее: поступить
по любви и нарушить пост, или не нарушить
пост и поступить нескромно. Думаю, лучше
поступиться своей добродетелью, зачастую
мнимой, и быть со всеми в ладу. Богу, наверное, будет угодно, если мы поступим по
любви, которую должны ставить превыше
всего. Это любовь к ближнему. И поступать
надо по законам любви. Какой смысл будет
в правилах, если нарушается любовь?! Самое
главное – всегда руководствоваться здравым
смыслом и понимать, что все внешнее правильно, даже необходимо, так как является
неким каркасом, на котором все держится.
Но цель все-таки не в этом.
– Отец Роман, как человек может приучить себя полагаться на волю Божью?
– Это уже считается большой добродетелью – полагаться на Божию волю. Легко
назвать себя рабом Божиим, показывая свое
ложное смирение, и гораздо тяжелее быть
таковым. Когда человек поступает не по воле
Божией, а по своей собственной, то он в этом
случае противится Божией. Большое достижение узнавать волю Божию – это настоящий
дар. Святым людям было открыто это, они
узнавали волю Божию о себе и других, поэтому
к ним приходили за советом, подсказкой, помощью. Однако иногда святые не открывали
просителям тайну, так как знали, что человек
будет следовать своей воле, и, дабы не усугублять это сопротивление, молчали.
– Мне приходилось слышать, когда
люди говорили о страхе перед строгостью
правил, непосильной для них борьбой с
собственными страстями и грехом, что
вера – удел пожилых, и молодым это не
нужно. Другие и вовсе считают, что не
сделали ничего плохого и главные заповеди «не убий», «не укради» не нарушали.
– Таких людей очень много. У них нет
ни потребности, ни осознания необходимости
идти к Богу. Смысла не видят, объясняя тем,
что живут как все. Это состояние духовной
спячки. Бывает так, что человек желает
всласть пожить здесь на земле, наслаждаясь
мирскими утехами, развлечениями. Иногда
проснувшаяся совесть ему дает подсказки
в неправильности такой жизни. Но он не в
силах отказаться от привычного стиля жизни, настолько его душа порабощена земным,
мирским и часто греховным удовольствием,
правда, он пытается успокоить себя мыслью, что в старости восполнит этот пробел.
А пока в нем царит дух самооправдания
и безразличия, он душит голос совести,
который говорит ему, что так жить нельзя,
вредно для души. Увы, большинство отвыкло
слышать собственную душу и не доверяет
ей. Можно даже сказать – людей отучили от
этого. Чтобы двигаться к Богу, нужны усилия,
а напрягаться и учиться мало кто готов и
желает. Еще надо уметь полагаться на Бога,
а закрепощенному личностными амбициями
человеку это сложно и малопонятно, поскольку он приучен полагаться только на себя. В
результате современный человек не может
преодолеть ложную скромность в том, чтобы
попросить помощи у Бога. Преодолеть себя и
научиться этому совсем непросто, а, придя в
храм, человек получает эту возможность.
Тамара Сергиенко,
г. Ноябрьск
|