1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется
церковное новолетие (начало церковного
года), называемое также Началом индикта.
В VI в., в царствование Юстиниана I
(527–565), в христианской Церкви вводится
календарное счисление по индиктам или
индиктионам (от лат. indictio – объявление),
15-летним периодам наложения дани. Под
indictio в Римской империи понималось
обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался
«указанием» (indictio) императора, сколько
нужно собрать податей, при этом каждые 15
лет производилась переоценка имений (по
мнению В. В. Болотова индиктионы имели
египетское происхождение). Официальное
византийское счисление, так называемые
индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с
1 сентября 312 г.
В Византии церковный год не всегда
начинался с 1 сентября – и на латинском
Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта
(дата праздника Благовещения)). В целом,
торжественное празднование новолетия 1
сентября можно считать поздневизантийским
явлением.
В этот день Церковь вспоминает, как
Господь Иисус Христос прочел в синагоге в
г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2)
о наступлении лета благоприятного (Лк 4,
16–22). В этом чтении Господа византийцы
видели Его указание на празднование дня
нового года; Предание связывает само это
событие с днем 1 сентября. В Менологии
Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой
праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в
Православной Церкви 1 сентября за Литургией читается именно это евангельское зачало
о проповеди Спасителя.
То же Евангелие читалось Патриархом
и в особом чине летопроводства – праздничной службе, совершавшейся 1 сентября.
Знаменательно, что Евангелие читал сам
Патриарх – в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время
Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене
Великой пятницы (первое из 12 Страстных
Евангелий) и на Литургии и вечерне первого дня Пасхи.
На Руси по принятии христианства
гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года
все древние русские летописцы, включая
прп. Нестора. Но, несмотря на то, что
только в XV в. началом гражданского
года официально становится 1 сентября,
имеются свидетельства о совершении на
Руси 1 сентября чина летопроводства не
только в конце XIV в., но даже уже в XIII
в. (чин упоминается в Вопросоответах
епископа Феогноста (1291 г.)). Чин состоял
из пения стихир, антифонов, чтения паремий, Апостола, Евангелия и произнесения
молитв. Русские редакции XVII в. чина
летопроводства 1 сентября содержатся
в Московском Потребнике мирском 1639
г., в Московском Потребнике 1651 г., в
Требнике митр. Петра Могилы 1646 г. и
в напечатанном без обозначения года
сборнике церковных чинов (Никольский К.,
прот. О службах Русской Церкви, бывших
в прежних печатных богослужебных книгах.
СП б., 1885. С. 113). Близок к печатным
московским чинам и новгородский чин, содержащийся в рукописном сборнике первой
четверти XVII в.
Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа
о переносе начала гражданского нового
года на 1 января. В последний раз чин был
совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии
Петра, который, сидя на установленном на
кремлевской соборной площади престоле
в царской одежде, принимал от Патриарха
благословение и поздравлял народ с новым
годом. 1 января 1700 г. церковное торжество
ограничилось молебном после литургии, чин
же летопроводства не совершался.
С тех времен празднование церковного
новолетия 1 сентября не совершается с
былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским
праздником «Начала индикта, сиречь новаго
лета», соединенным с праздничной службой
в честь прп. Симеона Столпника, память
которого выпадает на эту же дату.
Михаил Бернацкий,
Патриархия.ru
|