ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№8 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Лев и Человек

«Сила есть, ума не надо» – так говорится в русской пословице о людях, чрезмерно уповающих на физическую силу и пренебрегающих знаниями и житейской мудростью. В басне «Лев и Человек» Иван Андреевич Крылов показывает превосходство разума над физической силой.

Это выразительно изложено в повествовании о ловце, расставившем сеть и дожидавшемся добычи. Однако он сам стал добычей льва. Заносчивый и горделивый лев с презрением стал укорять ловца и весь род людской, славящийся разумом, и готовился к расправе над ним. Ловец вступил со львом в диалог, призвав его не спешить глумиться над человеком. Ловец предложил соотнести звериную силу льва и силу человеческого разума, указав на сеть, раскинутую, словно паутина, между деревьями, с предложением пройти на другую сторону этой паутины. Лев на эксперимент согласился. Ловец прошел под сетью и ожидал льва. Лев стремительно бросился сквозь сеть, но запутался в ней и стал добычей. «Искусство силу одолело».

ЛЕВ И ЧЕЛОВЕК

Быть сильным хорошо,

быть умным лучше вдвое.

Кто веры этому неймет,

Тот ясный здесь пример найдет,

Что сила без ума сокровище плохое.

Раскинувши тенета меж дерев,

Ловец добычи дожидался;

Но как-то, оплошав,

сам в лапы Льву попался.

«Умри, презренна тварь!» – взревел

свирепый Лев,

Разинув на него свой зев.

«Посмотрим, где твои права,

где сила, твердость,

По коим ты в тщеславии своем

Всей твари, даже Льва,

быть хвалишься царем?

И у меня в когтях мы разберем,

Сразмерна ль с крепостью твоей

такая гордость!» –

«Не сила – разум нам

над вами верх дает», –

Был Человека Льву ответ:

«И я хвалиться смею,

Что я с уменьем то препятство одолею,

От коего и с силой, может быть,

Ты должен будешь отступить». –

«О вашем хвастовстве устал я

сказки слушать». –

«Не в сказках доказать, я делом то могу;

А впрочем, ежели солгу,

То ты еще меня и после можешь скушать.

Вот посмотри: между деревьев сих

Трудов моих

Раскинуту ты видишь паутину.

Кто лучше сквозь нее из нас пройдет?

Коль хочешь, я пролезу наперед;

А там посмотрим, как и с силой

в свой черед

Проскочишь ты ко мне на половину.

Ты видишь: эта сеть не каменна стена;

Малейшим ветерком колеблется она;

Однако с силою одною

Ты прямо сквозь нее едва ль

пройдешь за мною».

С презрением тенета обозрев,

«Ступай туда», – сказал надменно Лев:

«Вмиг буду я к тебе дорогою прямою».

Тут мой ловец, не тратя лишних слов,

Нырнул под сеть и Льва принять готов.

Как из лука стрела Лев

вслед за ним пустился;

Но Лев подныривать под сети не учился:

Он в сеть ударился, но сети не прошиб –

Запутался (ловец тут кончил спор и дело) –

Искусство силу одолело,

И бедный Лев погиб.

В этой басне отчетливо показывается, как гордость и надменность приводят к безрассудной самоуверенности, к самонадеянности, что в свою очередь лишает рассудительности. В земной жизни человека чрезмерное упование на силу, на богатство, на сильных мира сего может привести к разочарованию. Человек, ослепленный гордыней, манией превосходства, не способен к благоразумной рассудительности. Рано или поздно, со временем все, на что уповал в земной жизни человек, утрачивает свою силу. Годы берут свое. Здоровье, сила, богатство, связи – все изменчиво.

Уместно обратиться к Священному Писанию: «Гордым Бог противится, смиренным подает благодать» (1 Пет. 5, 5). Почему это так? Да потому, что гордость – это дьявольское порождение, это проявление духа противления Богу, это нарушение правды и истины, это греховный эгоизм. Господь призывает каждого человека: «Научитесь от Мене, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 28-30). Христианину, верующему человеку необходимо опасаться чувства гордости, которое порождается земными обстоятельствами. Все, что мы приобретаем и имеем на земле, должно служить важной цели доброделания. Все земное, все временное должно служить на пользу душе, на пользу вечности. После завершения земной жизни Господь не спросит о нашем уровне образования, о нашем положении, о нашем материальном достатке. Критерием нашей судьбы в вечности будут наши добрые дела, сделанные людям во Славу Божию, а не чести ради. Критерием, определяющим судьбу нашей души в вечности, будет мера жертвенной любви и жизнь по правде и истине. Будет предосудительным искажение правды и истины, будет предосудительным эгоистичный подход к жизни.

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16). По мере обращения человека к Богу человек утверждается в божественном даре любви. По мере приближения человека к Богу люди объединяются в божественном даре любви. Божественный дар любви, как центростремительная сила, сплачивает народ и народы. Чем мы ближе к Богу, тем мы ближе друг к другу. Лукавый искажает в человеке божественный дар любви, насаждая в душе эгоизм, вектор которого направлен на самого себя от ближнего, от Бога. Эгоизм личностный, семейный, клановый, корпоративный – это своего рода центробежная сила, удаляющая эгоистичного человека и эгоистичные группы людей от Бога и друг от друга.

Именно отсутствие божественного дара любви порождает в людях гордыню, тщеславие, превозношение, ложное упование на земные блага, что пагубно для души и для духовной жизни человека и общества в целом.

+ М.Д. Август 2018 года

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.