«Сила есть, ума не надо» – так говорится
в русской пословице о людях, чрезмерно
уповающих на физическую силу и пренебрегающих
знаниями и житейской мудростью.
В басне «Лев и Человек» Иван Андреевич
Крылов показывает превосходство разума
над физической силой.
Это выразительно изложено в повествовании
о ловце, расставившем сеть и
дожидавшемся добычи. Однако он сам стал
добычей льва. Заносчивый и горделивый лев
с презрением стал укорять ловца и весь род
людской, славящийся разумом, и готовился к
расправе над ним. Ловец вступил со львом
в диалог, призвав его не спешить глумиться
над человеком. Ловец предложил соотнести
звериную силу льва и силу человеческого
разума, указав на сеть, раскинутую, словно
паутина, между деревьями, с предложением
пройти на другую сторону этой паутины. Лев
на эксперимент согласился. Ловец прошел
под сетью и ожидал льва. Лев стремительно
бросился сквозь сеть, но запутался в ней
и стал добычей. «Искусство силу одолело».
ЛЕВ И ЧЕЛОВЕК
Быть сильным хорошо,
быть умным лучше вдвое.
Кто веры этому неймет,
Тот ясный здесь пример найдет,
Что сила без ума сокровище плохое.
Раскинувши тенета меж дерев,
Ловец добычи дожидался;
Но как-то, оплошав,
сам в лапы Льву попался.
«Умри, презренна тварь!» – взревел
свирепый Лев,
Разинув на него свой зев.
«Посмотрим, где твои права,
где сила, твердость,
По коим ты в тщеславии своем
Всей твари, даже Льва,
быть хвалишься царем?
И у меня в когтях мы разберем,
Сразмерна ль с крепостью твоей
такая гордость!» –
«Не сила – разум нам
над вами верх дает», –
Был Человека Льву ответ:
«И я хвалиться смею,
Что я с уменьем то препятство одолею,
От коего и с силой, может быть,
Ты должен будешь отступить». –
«О вашем хвастовстве устал я
сказки слушать». –
«Не в сказках доказать, я делом то могу;
А впрочем, ежели солгу,
То ты еще меня и после можешь скушать.
Вот посмотри: между деревьев сих
Трудов моих
Раскинуту ты видишь паутину.
Кто лучше сквозь нее из нас пройдет?
Коль хочешь, я пролезу наперед;
А там посмотрим, как и с силой
в свой черед
Проскочишь ты ко мне на половину.
Ты видишь: эта сеть не каменна стена;
Малейшим ветерком колеблется она;
Однако с силою одною
Ты прямо сквозь нее едва ль
пройдешь за мною».
С презрением тенета обозрев,
«Ступай туда», – сказал надменно Лев:
«Вмиг буду я к тебе дорогою прямою».
Тут мой ловец, не тратя лишних слов,
Нырнул под сеть и Льва принять готов.
Как из лука стрела Лев
вслед за ним пустился;
Но Лев подныривать под сети не учился:
Он в сеть ударился, но сети не прошиб –
Запутался (ловец тут кончил спор и дело) –
Искусство силу одолело,
И бедный Лев погиб.
В этой басне отчетливо показывается,
как гордость и надменность приводят к
безрассудной самоуверенности, к самонадеянности,
что в свою очередь лишает рассудительности.
В земной жизни человека
чрезмерное упование на силу, на богатство,
на сильных мира сего может привести к
разочарованию. Человек, ослепленный гордыней,
манией превосходства, не способен
к благоразумной рассудительности. Рано или
поздно, со временем все, на что уповал в
земной жизни человек, утрачивает свою
силу. Годы берут свое. Здоровье, сила, богатство,
связи – все изменчиво.
Уместно обратиться к Священному Писанию:
«Гордым Бог противится, смиренным
подает благодать» (1 Пет. 5, 5). Почему это
так? Да потому, что гордость – это дьявольское
порождение, это проявление духа
противления Богу, это нарушение правды
и истины, это греховный эгоизм. Господь
призывает каждого человека: «Научитесь
от Мене, яко кроток и смирен сердцем, и
обрящете покой душам вашим» (Мф. 11,
28-30). Христианину, верующему человеку
необходимо опасаться чувства гордости,
которое порождается земными обстоятельствами.
Все, что мы приобретаем и имеем
на земле, должно служить важной цели
доброделания. Все земное, все временное
должно служить на пользу душе, на пользу
вечности. После завершения земной жизни
Господь не спросит о нашем уровне образования,
о нашем положении, о нашем
материальном достатке. Критерием нашей
судьбы в вечности будут наши добрые
дела, сделанные людям во Славу Божию, а
не чести ради. Критерием, определяющим
судьбу нашей души в вечности, будет мера
жертвенной любви и жизнь по правде и
истине. Будет предосудительным искажение
правды и истины, будет предосудительным
эгоистичный подход к жизни.
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16). По
мере обращения человека к Богу человек
утверждается в божественном даре любви.
По мере приближения человека к Богу
люди объединяются в божественном даре
любви. Божественный дар любви, как центростремительная
сила, сплачивает народ
и народы. Чем мы ближе к Богу, тем мы
ближе друг к другу. Лукавый искажает в человеке
божественный дар любви, насаждая в
душе эгоизм, вектор которого направлен на
самого себя от ближнего, от Бога. Эгоизм
личностный, семейный, клановый, корпоративный
– это своего рода центробежная
сила, удаляющая эгоистичного человека и
эгоистичные группы людей от Бога и друг
от друга.
Именно отсутствие божественного дара
любви порождает в людях гордыню, тщеславие,
превозношение, ложное упование
на земные блага, что пагубно для души и
для духовной жизни человека и общества
в целом.
+ М.Д.
Август 2018 года
|