ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№8 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Святая обитель Петра и Февронии

Старинный русский город Муром… Здесь особый дух, овеянный былинами, связанными с именем русского богатыря Ильи Муромца. Былинами, которые в детстве так любили мои сыновья и я сама… Уже много позже узнала, что Илья Муромец – отнюдь не сказочный герой, а реальный человек, прославленный в лике святых, мощи которого почивают в Киево-Печерской Лавре. К частичке его святых мощей смогла приложиться в первый свой приезд в Муром. Тогда я была поражена русской стариной, непроходимыми Муромскими лесами, плотной стеной окаймлявшими автотрассу, по которой на экскурсионном автобусе мы спешили на встречу со сказкой…

И вот мы у врат обители – СвятоТроицкого монастыря города Мурома. Сюда мы спешим, чтобы поклониться святым мощам Петра и Февронии Муромских – небесных покровителей любви, семьи и брака. Первое впечатление от прекрасного бело-каменного Свято-Троицкого собора, скромного архитектурного памятника, имеющего изящные пропорции, – словно попали в средневековые времена, в сказку… Изображения различных трав, диковинных зверей и всевозможных птиц в орнаменте собора придают ему особую нарядность и праздничность.

Стоим, очарованные такой неописуемой красотой, любуемся великолепием собора… Не может не заинтересовать и история этого монастыря, из которой узнаем, что основан он в 1643 году на средства богатого муромского купца на месте, которое ранее именовалось Старое Вышнее городище. Здесь еще в XII веке святой благоверный князь Константин, креститель Мурома, поставил деревянную церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. Обитель мирно существовала до 1921 года, а потом, как и многие храмы и церкви в послереволюционное время, ее закрыли, и монастырская территория стала использоваться под городские нужды.

Возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба. В этом православные люди видят Промысел Божий. В Свято-Троицком соборе хранятся главные святыни монастыря: рака с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии. Они находятся в одной раке.

Историю их жизни, любви и верности мы узнаем из «Жития святых князя Петра (Давида) и княгини Февронии (Евфросинии)», которое было написано во второй четверти XVI века Ермолаем-Еразмом. Д.С.

Лихачев считал это литературное произведение «величайшим поэтическим памятником русского средневековья». Читая его, поражаешься мудрости святой девы Февронии, мужеству князя Петра, когда он, узнав, что взбунтовавшиеся бояре хотят разлучить его с любимой женой, по происхождению простой крестьянкой – дочерью древолаза, – предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Удивляешься смирению, которое нам преподносят своей праведной жизнью святые Петр и Феврония: простив обидчиков, они со смирением возвращаются в город Муром и правят долго и счастливо, живя по Заповедям Божиим, творя дела милосердия, щедро помогая бедным и обездоленным, всем нуждающимся, храня в сердце своем слова Спасителя: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21). Княжение святых Петра и Февронии Му- ромских продолжалось в течение 25 лет. Оно свидетельствует, что, прожив насыщенную событиями жизнь, они не потеряли крепкую христианскую веру, которая наполняла их сердца. Святая княжеская чета, чувствуя ослабление физических сил, принимает решение принять иноческое пострижение, дабы еще более усердным постом и молитвами потрудиться для спасения своих душ. Исторические источники и летописи свидетельствуют, что кончина святых князя Петра и княгини Февронии последовала в один день и час в период Пасхальной седмицы, выпавшей на апрель 1227/28 года. Они завещали похоронить себя вместе в одном гробу. Но люди сочли нечестивым похоронить монахов вместе, в одном гробу. Воля усопших была нарушена. Но каково же было удивление, когда чудесным образом их тела оказывались вместе, в одном гробу, разделенном тонкой перегородкой! Они и сейчас в Свято-Троицком монастыре почивают вместе!

На Соборе Русской Православной Церкви 1547 года угодники Божии были причислены к сонму общерусских святых. Но почитание святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских местно и среди московской знати началось задолго до их церковного прославления на церковных соборах 1547/49 годов. Уже на рубеже XV-XVI веков проходили службы святым Петру и Февронии. Известны исторические сведения о том, что Иван Грозный – сын Василия III – в 1549 году перед Казанским походом посетил два древних города – Владимир и Муром. И в Муроме, и во Владимире он молился у гробов своих прославленных предков, испрашивая у них молитвенной помощи в трудном военном предприятии. Во Владимире он посетил Рождественский монастырь, где покоились мощи святого Александра Невского. В древнем Успенском соборе он молился у гробов Андрея Боголюбского и других святых владимирских князей. Из Владимира царь Иван направился в Муром и здесь молился в церкви Рождества Богородицы «великим чудотворцам» Петру и Февронии. Все перечисленные святые обрели впоследствии свое место в росписи кремлевского Архангельского собора в Москве – великокняжеской усыпальнице.

Я живо представляю в своей памяти Рождество во Владимире – Успенский кафедральный собор, неповторимые сохранившиеся росписи на стенах этого грандиозного собора, выполненные Андреем Рублевым, где мы стоим службу у раки с мощами святого князя Андрея Боголюбского. Вспоминаю свой второй приезд в Муром в Свято-Троицкий монастырь, чтобы вновь поклониться мощам святых Петра и Февронии Муромских – покровителей любви, семьи и брака. Здесь, у раки со святыми мощами Петра и Февронии, всегда многолюдно: кто-то читает акафист, прося помощи в семейной жизни; не имеющие детей супруги просят помощи у святых Петра и Февронии о даровании младенца. Вот стоит молодая девушка и колено-преклоненно у святых мощей просит о второй половинке. Есть и те, кто приезжает к святым мощам благодарить святых угодников Божиих за исполнение своих прошений и молитв.

В 1830-х годах у мощей святых Петра и Февронии молились о процветании своей богохранимой державы император Николай I и наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II).

Материалы Свято-Троицкого женского монастыря отражают факт, что день памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным правoславным символом города. Сегодня 8 июля объявлено Днем семьи, любви и верности – это день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Нам дана в назидание история чистой, светлой, верной любви. Настоящей, счастливой любви. Будем же молитвенно призывать святых Петра и Февронию в устроении своей семейной жизни, в воспитании наших чад, в благочестивой жизни семьи.

Святые благоверные Петр и Феврония Муромские, молите Бога о нас!

Лариса ТЕЛЕГИНА, г. Нижневартовск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.