В каменной гряде Галилейских гор,
окружающих Тивериадское озеро, как ряд
крепостных стен с мощными башнями из
булыжника и известняка, высится гора Фавор. На ее вершине находится небольшой
греческий храм, а невдалеке - остов древней,
разрушенной временем и войнами церкви и
руины зданий, когда-то представлявших собой
сторожевой пост римских легионеров или
крепость, построенную мятежными иудеями,
бросившими вызов могучей Империи.
Во времена земной жизни Христа Спасителя это была пустынная, заросшая кустарником и низкорослыми деревьями гора. На ее
вершину Господь поднялся вместе с тремя
Апостолами. Там перед учениками явил Он
в зримом образе Свое Божественное величие: вечный Свет Божества, более яркий и
чистый, чем лучи солнца, Свет, который не
ослеплял, а наполнял душу неизъяснимой
радостью, небесным покоем и блаженством.
Этот Свет был откровением дивной красоты
Божией, в сравнении с которой вся чувственная земная красота показалась бы темной,
мрачной ночью, а земные наслаждения,
если бы слить их в одну чашу, – напитком,
горьким, как полынь. Этот Свет был началом,
источником и полнотой бытия. На горе Преображения человеческой мысли ничего не
хотелось знать, но только созерцать вечный,
несотворенный Свет. Человеческое сердце
ничего не могло желать, кроме одного –
всегда пребывать в лучах Фаворского Света.
Почему Господь взял с Собой трех Апостолов, а не всех Своих учеников? Потому,
что среди двенадцати был Иуда – богоотступник и предатель, недостойный видения
Преображения и озарения Божественным
Светом. В сердце Иуды царил ад, в нем
клубился черный огонь преисподней. Иуда
не мог и не должен был воспринимать Божественный Свет, Который он уже согласился
продать за тридцать сребреников. Три ученика стали тремя свидетелями Преображения.
Им предстояло во время грядущих испытаний
укрепить других Апостолов в вере и надежде,
что Христос – истинный Сын Божий.
Апостолы с изумлением увидели, как
перед Христом предстали два ветхозаветных
пророка – Моисей и Илия – и беседовали
с Ним. Илия окружен в Ветхом Завете особым почитанием. Его служение сокровенно
и мистично. Это – огненный дух веры, который противостоит тлетворному духу языческих цивилизаций и культу человеческих
страстей. Это – то духовное пламя, угасить
которое не может сатанинский дух,
воплощающийся в тиранах и диктаторах на протяжении всей мировой
истории и готовящийся с особой
силой проявиться в лице грядущего
антихриста – «апостола» и медиума
сатаны.
Дух Илии – это всецелая преданность Богу, внутреннее очищение человеческого ума и сердца, делающее
человека еще при жизни ангелоподобным. Это огонь любви к Богу, любви
требовательной, безкомпромиссной,
которая может показаться суровой и
даже жестокой, жертвенно помогающей всякому добру и в то же время,
как пламя, испепеляющей грех и зло.
Илия должен прийти в конце мира.
Он - Предтеча Второго Пришествия
Христова. Он придет в то время,
когда зло примет невиданные ранее
колоссальные размеры и изощренные
формы, когда земная власть и сам
руль истории неожиданно окажутся
в руках антихриста. Антихристом завершится та богоборческая ветвь человеческого рода, которая началась с
Каина, протянулась к Нимвроду, дала
миру, как ядовитые гроздья, древних
и новых тиранов, убийц и насильников человечества. Квинтэссенция мирового
зла – антихрист.
С Христом беседовал пророк Моисей.
Он назван Боговидцем. На Синае Моисей
принял от Бога Закон, но этот Закон должен был раскрыться и высветиться в своих
глубинах на Голгофе. Этот Закон предвозвещал Евангелие; оно содержалось в нем,
как сердце в груди человека, или как семя
носит в себе начаток прекрасного цветка. На
Синае Моисей просил Господа показать ему
Свое лицо, но услышал в ответ, что может
видеть только след Божества.
Толкователи Библии объясняют, что «следом» и «тенью» Божества назван видимый
мир, который учит Боговидению и Богопознанию, а также – написанный Закон. Лик
Божества – это само существо Божества,
которое остается неведомым даже для светозарных духов. Наиболее четкое определение
Божества – Бог, не постижимый мыслью и
не выразимый словом.
...Изумленные величественной картиной
собеседования Господа и двух Его пророков, Апостолы пали на землю. Но вот все
кончилось. Христос стоял один.
«Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф.
17, 4), – сказал Петр. Ему хотелось навсегда продлить время Преображения. Это
была радость будущего Небесного Царства.
Только в лучах Божественного Света сердце
человека получает истинную отраду и покой,
ум его постигает сверхлогическую и сверхчувственную тайну бытия. Но Cвет угас. Нужен был подвиг жизни, апостольские труды и
мученическая смерть, чтобы навеки стяжать
в себе Божественный Свет, чтобы войти в
его безконечное Царство. Господь показал
ученикам Свет Божества. Теперь они должны
достигнуть его в духовной борьбе с плотью,
миром и демоном. Для Христа Фавор предшествовал Голгофе, для последователей Его
Голгофа предшествует Фавору.
Апостол Петр писал христианам в своем
Соборном Послании: «Вы – род избранный,
царственное священство» (1 Пет. 2, 9).
Божественный Свет Преображения делает
душу человека алтарем храма, а сердце –
жертвенником, на котором приносится Богу
непрестанное священнодействие молитвы.
Божественный Свет изображается на
иконах как нимб вокруг лика святого. Это
драгоценная корона, которой Господь венчает победителей. Божественный Свет Преображения – это тайна будущего века, когда
в огне сгорят небеса и земля и будут новая
земля и новое небо
Архимандрит Рафаил (Карелин ),
Православие.ru
|