ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№8 2012 г.         

Перейти в раздел [Праздники и посты]

Первородный грех и жертва Христова

Доклад иерея Николая Сушкова на Всероссийской научно-практической конференции «Духовные основы государственности и правопорядка», проходившей в стенах Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ 25 мая 2012 года

«…Жил-был тролль, злой-презлой – это был сам дьявол. Как-то раз у него было прекрасное настроение: он смастерил зеркало, обладавшее удивительным свойством. Все доброе и прекрасное, отражаясь в нем, почти исчезало, но все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее. Чудесные пейзажи казались в этом зеркале вареным шпинатом, а лучшие из людей – уродами; чудилось, будто они стоят вверх ногами, без животов, а лица их так искажались, что их нельзя было узнать. Если у кого-нибудь на лице была одна-единственная веснушка, этот человек мог быть уверен, что в зеркале она расплывется во весь нос или рот. Дьявола все это ужасно забавляло. Когда человеку в голову приходила добрая благочестивая мысль, зеркало тотчас строило рожу, а тролль хохотал, радуясь своей забавной выдумке. Все ученики тролля – а у него была своя школа – рассказывали, что свершилось чудо.

– Только теперь, – говорили они, – можно видеть мир и людей такими, какие они на самом деле. Они повсюду носились с зеркалом, и, в конце концов, не осталось ни одной страны и ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. И вот они захотели добраться до неба, чтобы посмеяться над ангелами и над Господом Богом. Чем выше поднимались они, тем больше гримасничало и кривлялось зеркало; им трудно было удержать его: они летели все выше и выше, все ближе к Богу и ангелам; но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук и полетело на землю, там оно разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы, несметное множество осколков наделали гораздо больше вреда, чем само зеркало. Некоторые из них, величиной с песчинку, разлетелись по белу свету и, случалось, попадали людям в глаза; они оставались там, а люди с той поры видели все шиворот-навыворот или замечали во всем только дурные стороны: дело в том, что каждый крошечный осколок обладал той же силой, что и зеркало. Некоторым людям осколки попали прямо в сердце, – это было ужаснее всего – сердце превращалось в кусок льда».
Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Если бы у животного была возможность стать человеком, но оно предпочло бы остаться животным, то мы, скорее всего, сочли бы его выбор крайне неразумным. Но что можно сказать о человеке, который, имея возможность возвыситься над своей человеческой природой и стать богом, предпочитает опускаться на уровень природы животного или скатываться еще ниже?

Разве можно назвать разумным человека, который ставит землю выше неба, удовлетворение физиологических инстинктов выше жизни духа, временное и тленное ставит выше вечного и неподверженного разрушению? Неужели это верный выбор? Откуда в человеке такой искаженный взгляд на вещи? Такое чувство, что осколки от искривляющего истинную суть вещей зеркала из сказки «Снежная королева» не такая уж и выдумка. Может, злой тролль из этой сказки существует на самом деле, и осколки его кривого зеркала действительно проникают в глаза и сердца людей, так что они видят окружающую действительность в искаженном виде? А отсюда это неумение отделить главное от второстепенного, настоящее от призрачного, истинное от ложного. Есть в Библии слова, подтверждающие это предположение. Господь, взирая на развращение израильского народа и упорное его нежелание отвратиться от грехов своих, послал в этот народ пророка Исаию, говоря: «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6, 10).

Оказывается, существует в мире нечто, что делает уши человека глухими, глаза слепыми, а сердце грубым, черствым и невосприимчивым к вещам духовным. Одним словом, человек поврежден где-то в самых своих сущностных глубинах, и эта его поврежденность проявляется во всем. К примеру, что для человека важнее всего в этой Вселенной? Наверное, все согласятся – познать смысл своей жизни, твердо ответить себе на вопрос: зачем я вызван из небытия в бытие, в чем мое предназначение, главная цель моего существования?

Я не говорю о вещах второстепенных, как то: построить дом, родить сына, вырастить дерево. Потому что это все временно, а то, что имеет конец, абсолютного смысла иметь не может. Дом неизбежно разрушится, дерево обязательно завянет, сын неотвратимо умрет. А что будет со мной? А если я инвалид, бесплоден, или жизнь сложилась так, что ни дерева посадить, ни сына родить, ни дома построить я не смог? Что ж, получается, напрасно появился я на этот свет, и нет смысла в моем бытии. Думаю, никто, «положа руку на сердце», утверждать такого не станет. Речь идет о главной, абсолютной цели человеческой жизни. Так вот, оказывается, мало кто из людей задумывается над этим вопросом. Можно даже провести такой эксперимент. Кто из читающих эти строки может дать четкое определение главного смысла своей жизни? Честно сказать, скольким бы людям я этот вопрос не задавал, практически никогда не получал вполне вразумительного ответа. Почти всегда слышишь традиционный штамп о доме, сыне и дереве. Но это просто красивая метафора, не более, за которой зияет совершенная пустота; и люди это чувствуют, поэтому и не слышно твердости в их словах.

Разве это не проявление той поврежденности, о которой шла речь выше? Мы видим, что разумный человек проявляет разум в вещах второстепенных и крайнюю неразумность в том, что касается действительно важного. Годы идут, человек учится, получает дипломы, работает, защищает диссертации, создает семью, продвигается по карьерной лестнице, стареет, ждет пенсии, чтобы насладиться заслуженным отдыхом, а ответа на вопрос о своем предназначении так себе и не задал. Такое чувство, что человек боится этого вопроса и старается всячески обходить его стороной. Эта зацикленность на второстепенном с абсолютным забвением главного – следствие духовной близорукости. Человек видит только то, что у него под носом, чуть-чуть подальше – полная слепота. Он старательно возводит строительные леса, забывая о постройке дома.

Поврежденность человеческой природы проявляется также в том, что каждый из нас точно знает, что умрет, но мало кто пытается этот факт осмыслить. Люди предпочитают вообще об этом не думать. На вопрос о смерти наложено какое-то негласное табу. О смерти не принято говорить. Даже на похоронах люди ведут себя так, как будто это только другие умирают, а их эта реальность никогда не встретит на жизненном пути.

Часто приходится видеть, как на прощании с усопшим люди болтают, смеются, курят, разговаривают по мобильному телефону, обсуждают суетные житейские проблемы. Даже здесь, перед лицом обнаженной до предела правды человеческого бытия люди боятся заглянуть в ее глаза, потому что знают, что эта правда сокрушит все их жизненные иллюзии, как кузнечный молот – ореховые скорлупки, раздует все, что для них кажется твердым и незыблемым, как ветер раздувает карточные домики. Скрывая сами от себя правду о смерти, люди лишают себя истинной жизни, предпочитая оставаться обманутыми, только бы не расставаться с «мыльными пузырями» своих выдуманных жизненных идеалов. И в итоге «человек живет так, как будто никогда не умрет, а умирает – как будто никогда и не жил». «Жил грешно и умер смешно», – подмечает народная мудрость.

Искаженность человеческого естества проявляется во всем, с чем человек соприкасается. Возьмем взаимоотношения людей. Посмотрите, как люди сосуществуют друг с другом. На уровне стран – это нескончаемые войны, на уровне личностного общения – потребительское отношение и насилие. Люди стараются использовать один другого в своих интересах, потребить друг друга. Это прослеживается везде: от семьи до рабочего коллектива. Люди завидуют, осуждают, гневаются, раздражаются, оскорбляют, воруют, обманывают, лгут, изменяют, блудят, интригуют, убивают, насилуют, не могут мирно сосуществовать и бескорыстно служить друг другу. Но больше всего поражает то, что каждый ждет от другого самого наилучшего к себе отношения, взамен отдавая самое наихудшее.

Посмотрим на экологию. До какого жалкого состояния довел человек свой дом – эту великолепную землю. Нечем дышать, нечего пить, нечего есть, негде отдохнуть, все мировые стихии пришли в негодность – и вода, и земля, и воздух. Разве не проявляется поврежденность человеческой природы в том, что он где живет, там и разводит грязь и называет это прогрессом и достижением Цивилизации?!

Мир устроен чрезвычайно точно и поразительно гармонично. Каждый живой вид является незаменимым звеном в биологической цепочке, и если какой-то вид жизни исчезает, это влечет за собой необратимые негативные последствия в экологической гармонии. Если уничтожить комаров, не станет рыбы, если уничтожить воробьев, станет много насекомых-вредителей и т.д. То есть каждый живой вид несет свое созидательное служение в этом мире, оставаясь послушным Творцу, и только один вид диссонирует в общемировом хоре, воспевающем хвалебную песнь Создателю, – человек. Где поселяется человек, там неизбежно появляется грязь, горе, хаос и разруха. Человек – единственный живой вид, исчезновение которого не привело бы ни к каким негативным последствиям в экологическом балансе земли. Однако без человека в существовании Вселенной нет никакого смысла.

Посмотрим, как человек относится сам к себе. Уж здесь, казалось бы, проблем быть не должно. Однако это не так. Проблемы есть, и немалые. Оказывается, человек получает удовольствие от того, что его разрушает. Чтобы в этом убедиться, далеко ходить не нужно, достаточно взглянуть на окружающую действительность, частью которой являемся и мы с вами. В чем на протяжении истории видел и находит сегодня источник радости и наслаждения человек? В грехе, как ни архаично это звучит для современного просвещенного уха.

Чтобы не появлялось скептических улыбок при слове «грех», нужно дать определение этому понятию. В сознании нашего современника, на 70 лет оторванного от религиозных корней и пересаженного на бесплодную почву антинаучного атеизма, сегодня же пробуждающегося от религиозной спячки и делающего первые неуклюжие шаги к осмыслению надмирной реальности, грех представляется в карикатурном виде: как нарушение запретов, выдуманных корыстолюбивыми служителями культа для обеспечения эффективной эксплуатации простого народа со стороны элиты. Эти запреты, по мнению безбожной пропаганды, были призваны культивировать в сознании «черни» рабское, безвольное, бездумное повиновение власть предержащим. Советская литература пестрела такими сентенциями в адрес Церкви: «Укрепление позиций Церкви … отрицательно отразилось на судьбах русской культуры…, оказавшейся под сковывающим влиянием церковников».

Только как под «сковывающим» влиянием церковников Россия могла дать столько выдающихся деятелей с мировым именем? Когда в 1922 году в Европу прибыл эмигрантский, так называемый «философский», пароход, весь цивилизованный мир ахнул, увидев в лице изгнанной из своей страны русской интеллигенции колоссальный научно-культурный потенциал, взращенный под теплыми лучами евангельской проповеди православной Руси. Действительно, многовековое «сковывающее» влияние церковников привело к тому, что, начиная с XVIII века, Россия совершила невероятный прорыв во всех областях человеческой деятельности. Как писал святитель Игнатий Брянчанинов в письме к своему другу и духовному чаду, выдающемуся военачальнику и государственному деятелю Николаю Николаевичу Муравьеву-Карскому: «…Европа узнала Россию… со времен Петра I. Петр пожаловал в Париж гостем в 1714-м году, а в 1814-м пожаловала туда русская армия».

А еще через 100 лет туда же из России пожаловала интеллектуальная армия, которая быстро завоевала признание мирового научно-культурного сообщества.

На самом деле, никто никаких запретов искусственно не придумывал. Те заповеди, которые изложены в Откровении Божием – Библии, не могли быть придуманы священниками, потому что больно бьют и по ним самим.

Так вот, современный человек видит источник наслаждения в грехе. Набор из века в век стандартен. Блуд (добрачные, внебрачные связи), прелюбодеяние (нарушение супружеской верности), противоестественные плотские грехи (гомосексуализм, лесбиянство, педофилия и пр.), объедение, пьянство, воровство, убийство, насилие над ближним, жажда власти, сребролюбие, оккультизм, магия, идолопоклонство и пр. Грех, являясь нарушением естественных духовных законов, приводит к разрушению сначала душевно-духовной составляющей человека, потом – и телесной. Нарушая законы мира физического, мы травмируем свое тело – нарушая духовные законы, мы раним свою душу, а в силу того, что душа неразрывно связана с телом, в конечном итоге повреждается и тело. Есть пословица, что после 40 лет человек сам отвечает за свое лицо.

О чем тут речь? До этого возраста свежесть юности скрывает гнездящиеся в сердце человека пороки, после же 40 лет на лице человека отражается вся правда его жизни: каким грехам и порокам он подвержен или, наоборот, какие добродетели нашли приют в его праведной душе. Есть лицо гневного человека, лицо блудника, лица вора, убийцы (лица многих современных пожилых женщин несут на себе печать Каина – убийцы своего брата, потому что имеют на совести нераскаянный грех детоубийства), лица уголовника, сластолюбца, скупца и пр. Есть лица, а есть и лики: преподобных, праведных, девственников, святителей и пр. Что человек посеет в своем сердце, то он пожнет и в этой уже жизни, и в жизни вечной.

Мы видим, что даже по отношению к себе человек проявляет крайнюю неразумность: саморазрушает свою природу, предаваясь порокам.

Человек поврежден в самых глубинах своего естества. Но не это является главной бедой человечества, а то, что оно не видит этого повреждения. Не замечает человек, насколько он жалок, нищ, наг и убог. И насколько он смешон в своем заявлении: «Человек – это звучит гордо». Звучит-то, может, и гордо, да выглядит жалко.

Современное общество строит свое мировоззрение на принципах гуманизма, где человек объявляется высшей ценностью, а человеческий разум – высшим мерилом истины. Здесь критерием духовности и святости является исполнение лишь внешних добродетелей. Для современного человека совершенно неприемлема мысль, что он глубоко болен и его надо спасать, ему неведомо греховное растление и духовное бессилие человеческой природы, он вполне доволен собой. При таком взгляде на человека Христос перестает быть Спасителем и Подателем истинной добродетели и святости, а становится простым Учителем нравственности, Который или нужен только лишь как пример для подражания, или не нужен вовсе.

Вот почему большинство современных людей не понимают, зачем Христос пришел на землю, в чем смысл Его спасительного подвига, они не чувствуют нужды в Спасителе. И если и приходят в храм, то только для разрешения каких-то чисто земных проблем или для удовлетворения каких-то чисто земных нужд.

Ничто не ново под луной. И такое отношение ко Христу, и такое же идеализированное осмысление человека, как не имеющего никаких ни внешних, ни внутренних изъянов, уже имело место в истории.

Жил в пятом веке монах по имени Пелагий, родом из Британии. Он учил, что для человека творить добро нисколько не тяжелее, чем зло, – он в любой момент усилием только лишь своей человеческой воли с легкостью может обратиться от порочной жизни и встать на путь праведности. По мнению Пелагия, грех Адама не передается потомкам, и грешим мы не в силу склонности ко греху, а совершенно добровольно и свободно, лишь подражая Адаму, и, будучи развращенными внешним окружением, ослабляем свою волю многократным повторением греха. По утверждению Пелагия, люди не нуждаются в какой-то особой благодатной помощи для борьбы с грехом и могут достичь идеала святости исключительно собственными силами. В конечном итоге, Пелагий договорился до отрицания первородного греха, учение о котором было признано всеми отцами Церкви, и, как следствие, исказил суть жертвы Христовой. В интерпретации Пелагия искупительный подвиг Спасителя из онтологического преображения и перерождения человеческой природы Божественной благодатью превратился в набор норм морали и Голгофскую трагедию, призванную выдавить у нас «сентиментальную слезку жалости».

Церковь осудила учение Пелагия как ересь. Особая заслуга в осуждении Пелагия принадлежит отцу Западной Церкви блаженному Августину. Он решительно восстал против такого кощунственного умаления Христа и Его Жертвы и последние 16 лет своей жизни вел неутомимую борьбу против пелагианской ереси. Возражая последователю Пелагия Юлиану Экланскому, блаженный Августин в своем сочинении «Сontra Julianum» («Против Юлиана») приводит множество цитат из трудов наиболее авторитетных кафолических Отцов, таких как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Назианзин, Иннокентий Римский, Амвросий Медиоланский, Иреней Лионский, Иероним Стридонский и др., где они раскрывают православное учение о первородном грехе.

Например, Амвросий Медиоланский пишет: «Берегись, чтобы не обнажиться прежде времени, подобно тому, как Адам обнажился, оставленный без охраны небесного договора и потерявший одежду веры, и таким образом получил смертельное увечье, от которого мог погибнуть весь человеческий род, если бы Тот Милосердный Самарянин, снизойдя, его жестокие раны не исцелил» (Кн. 7, н. 73, на Лук. 10, 30).

Иреней Лионский: «Как связан был человеческий род для смерти через деву и освобождается через деву, так, в равной мере, непослушание девства через девство становится послушанием. Ибо освобождены мы от тех пут, которыми до сих пор были связаны для смерти: от греха первозданного, получающего исправление через умаление Единородного, и от знания змея, покоренного через простоту голубя» (Кн. 5, гл. 19).

Блаженный Августин увидел, какую опасность таит в себе это, на первый взгляд, безобидное учение Пелагия, и вступил с ним в непримиримую борьбу.

И для нас, живущих в современном мире, зараженном гуманистически-пелагианской ересью, крайне важно обращаться к трудам православных Святых Отцов, которые подробно и полно изложили учение о первородном грехе. Поскольку самое трудное для грешного и несовершенного человека – это почувствовать себя грешным и несовершенным. Когда мы говорим слово – грешный, то, как правило, подразумеваем всегда когото другого, но только не себя. Сами себе мы всегда кажемся лучше, чем мы есть на самом деле. Конечно, теоретически мы понимаем, что мы грешники, но это холодное, поверхностное знание нисколько не мешает нам пребывать в мещанском самодовольстве: что я, в общем-то, человек неплохой, не такой как другие; случается, конечно, что и я впадаю в какие-то грехи, но что значат мои мелкие грешки в сравнении с тяжкими согрешениями окружающих… Такое состояние, когда человек, пребывая в грехах, чувствует себя праведником, на языке православной аскетики называется духовной слепотой и является тяжкой болезнью, которая вошла в природу людей через грех прародителей.

В чем же опасность такого духовного неведения? Спаситель говорит в Евангелии: «…Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18, 11). И в другом месте: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Иными словами, пока человек не поймет, что он тяжело болен, он к врачу не пойдет – болезнь будет прогрессировать и, в конечном итоге, погубит человека, если он не прозреет и не увидит своего плачевного состояния. Точно так же и в духовной жизни. Пока человек не увидит, что он погибает, будучи заражен грехом, который тяжело ранит и убивает его, и что сам он не в силах остановить разрушающего действия греха, он не обратится за помощью к Духовному Врачу и не осознает, что ему нужен Спаситель, и погибнет, находясь в таком духовном неведении. Опасность пелагианского мировоззрения в том и заключается, что оно не дает человеку возможности увидеть свое греховное состояние и обратиться за помощью к Спасителю, то есть лишает возможности стать христианином: привиться к спасительной Лозе, Которая питает привившихся к Ней живительными соками, поскольку христианин – только тот, кто осознал, что погибает и что ему нужен Христос. Где нет такого осознания, нет и христианства.

Со времен Пелагия прошло уже не одно столетие, но его ересь продолжает губить души людей, не давая им возможности увидеть себя, увидеть, что без Христа человек обречен на вечную гибель. Поэтому важно прибегать к чистейшему источнику учения православных Святых Отцов, в которых мы можем черпать правильное, а вследствие этого и спасительное представление о Боге, мире и человеке.

Иерей Николай СУШКОВ,
штатный клирик храма Всех святых
г. Тюмени

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.