Успенский пост установлен перед Великими праздниками Преображения Господня и
Успения Божией Матери и продолжается две
недели – от 14 до 27 августа.
Успенский пост дошел до нас с древних
времен христианства.
В беседе Льва Великого, произнесенной им
около 450 года, мы находим ясное указание
на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени
предписан свой особый закон воздержания.
Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу
(Петров пост), для осени осенний – в седьмом
месяце (Успенский), для зимы – зимний (Рождественский)».
Святой Симеон Солунский пишет, что «пост
в августе (Успенский) учрежден в честь Матери
Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась
за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и
не имела нужды в посте; так особенно Она
молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее
блаженная душа имела чрез Божественного
духа соединиться с Ее сыном.
А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая
житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за
нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот
пост учрежден по случаю двух праздников,
то есть Преображения и Успения. И я также
считаю необходимым воспоминания обоих
этих двух праздников, одного – как подающего
нам освящение, а другого – умилостивление и
ходатайство за нас».
Успенский пост не такой строгий, как
Великий, но более строгий, чем Петров и
Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского
поста устав Церкви предписывает питаться
сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и
четверг – «с варением пищи, но без елея», то
есть без масла; по субботним и воскресным
дням разрешается вино и елей.
До праздника Преображения Господня,
когда в храмах освящаются виноград и яблоки,
Церковь обязует нас воздерживаться от этих
плодов. По преданию свв. отцов, «если же кто
от братии снесть гроздие прежде праздника,
то запрещение за непослушание да приимет
и не вкусит гроздие во весь месяц август».
В праздник Преображения Господня по
церковному Уставу разрешается на трапезе
рыба. С этого дня по понедельникам, средам
и пятницам в питание обязательно входили
плоды нового урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом
телесным, наподобие того, как душа наша
соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа
и тело составляют одного живого человека.
И потому, постясь телесно, в то же время
необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне,
разрешим всяк союз неправды», – заповедует
Святая Церковь. В посте телесном на первом
плане – воздержание от обильной, вкусной
и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений,
услаждающих наши чувственные наклонности и
пороки. Там – оставление пищи скоромной –
более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление
любимых грехов и прегрешений и упражнение
в противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей
церковной песне: «Постясь от брашен, душа
моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно
утешаемся неядением: ибо – если пост не
принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям.
Православие.ru
|