Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к
числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю
(28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери – событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути
Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении
Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.
О земной жизни Пресвятой Богородицы
после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания.
Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на
Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя
здесь, она посещала праведного Лазаря на
Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины
Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.
Здесь Приснодева часто пребывала в
тех местах, с которыми связаны важнейшие
события в жизни Ее Божественного Сына:
Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась.
По преданию, иудеи покушались убить Ее,
для чего по распоряжению первосвященников
у Гроба Господня была поставлена стража,
но в нужный момент у воинов отнималось
зрение, и они не могли увидеть Богородицу.
Однажды во время молитвы на Елеоне
Архангел Гавриил возвестил Божией Матери
о предстоявшей Ей через три дня кончине
и преподнес светящуюся райскую ветвь –
символ победы над смертью и тлением.
Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот
известил апостола Иакова, брата Господня,
и через него всю Церковь Иерусалимскую, в
которой и сохранилось предание об Успении
Божией Матери. Перед кончиной Богородица
завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить
Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих
праведных родителей и праведного Иосифа
Обручника.
В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными
для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам
с миссией проповеди Слова Божия. Позже
всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал
только апостол Фома.
Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы
открылась, и сошел Сам Христос со множеством
ангелов. Пресвятая Богородица обратилась
ко Господу с благодарственной молитвой и
просила благословить всех почитающих Ее
память. Она также молила Сына Своего
защитить Ее от темной сатанинской силы,
от воздушных мытарств. Затем Богоматерь
радостно предала Свою душу в руки Господа,
и тотчас раздалось ангельское пение.
От благоухающего тела Ее больные
тотчас стали получать исцеления. Началось
торжественное перенесение Пречистого Тела
из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и
Иаков вместе с прочими апостолами понесли
на раменах одр Божией Матери. Апостол
Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные
гимны. Над одром появился облачный круг в
виде венца, озаренный сиянием. Этот венец
плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи,
не веровавшие во Христа.
Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили
апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский
священник Афония (по другим сказаниям
Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом,
отсекшим ему руки, и получил исцеление
лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.
Три дня апостолы пребывали у гроба
Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение.
Как говорит святитель Филарет Московский,
полное и совершенное утешение апостолы
получили «тогда, когда в третий день по Ее
Успении, ради опоздавшего к Ее погребению
Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем
увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали
слово утешения: «Радуйтеся,
яко с вами есмь во вся дни».
Тело Божией Матери было восхищено на небо.
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не
смертью, потому что смерть
как возвращение земле ее
персти, а духа – Богу, «Иже
даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей.
«Побеждены законы природы в
Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре
праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию
сочетается жизнь: пребывая по
рождении Девою и по смерти
Живою, Ты спасаешь всегда,
Богородица, наследие Твое».
Она лишь уснула, чтобы в то
же мгновение пробудиться для
жизни вечноблаженной и после
трех дней с нетленным телом
вселиться в небесное нетленное
жилище. Она опочила сладким
сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни
и «преставилась к Животу», то
есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни,
избавляя молитвами Своими от смерти души
земнородных, вселяя в них Успением Своим
предощущение жизни вечной.
Православие.ru
|