История связи пермской земли с династией Романовых уходит корнями к самому началу XVI века.
Еще до воцарения Романовых на Руси, за сто лет до образования Пермской губернии, дядю первого
царя, Михаила Никитича Романова, в 1601 г. по ложному доносу заточили в Ныробе в яму.
Михаил Никитич Романов родился около
1560 г. в Москве и был
третьим сыном в семье
боярина Никиты Романовича Юрьева (в схиме Нифонта), брата Анастасии
Романовой, первой жены
царя Иоанна Васильевича
Грозного. Боярин Никита Юрьев был храбрым
воеводой, народным печальником. За дело собирания и укрепления
Руси он заслужил любовь
русских людей.
Детские годы Михаил
Никитич провел в усадьбе
на Варварке, в Китайгороде, где позже воспитывался родоначальник
царской династии Михаил Федорович Романов.
Здесь Михаил Никитич
подрастал и укреплялся в вере. С детства он
выделялся добродетельным нравом и красивым, богатырским телосложением. Продолжая
традицию своего рода, Михаил Никитич Романов поступил на службу к государю, а в
1598 г. ему был пожалован государствнный
чин – окольничего (чин ниже боярского).
Борис Годунов, вступивший в том же 1598 г.
на царский престол, поначалу с почтением
относился к детям Никиты Романовича, тем
более что боярин на смертном одре именно
ему поручил заботу о своих детях, и Годунов
дал «клятву к великому боярину иметь о его
чадех соблюдение».
Первые два года правления Борис Годунов был очень милостивым царем. Сохранилось свидетельство о том, что при
венчании на царство он громко заявил в
соборе: «Бог свидетель – в моем царстве
не будет нищих и бедных. Я разделю с ними
последнюю рубашку». Но со временем (по
версии некоторых историков, из-за опасений
роста политического влияния Романовых) его
отношение к роду Романовых изменилось.
Особенно опасным Годунову представлялся
добрый и благочестивый Михаил Никитич. Он
казался соперником, от которого необходимо
было избавиться.
В июне 1600 г. Борис Годунов приказал
устроить боярский суд над Романовыми. Братьев Романовых (их было пятеро) обвинили
в колдовстве: Семен Годунов, родственник
Бориса, подкупил Бартенева, второго казначея Романовых, и тот подложил в кладовую
Александра Никитича Романова мешок с
кореньями – «колдовскими травами», которые
обычно использовались
в приготовлении ядов
и зелий. Так все пять
братьев попали под государственную немилость.
Старшего брата Федора
Никитича царь приказал
постричь в Сийском
монастыре в монахи
под именем Филарета
и приставил к нему
пристава со строгим
наказом следить за каждым шагом опального и
доносить царю о каждом
его слове. Жену Федора Никитича также постригли в монахини под
именем Марфы, сослали
в Заозерье и разлучили
с детьми.
С остальными братьями Борис Годунов расправился гораздо
суровее: Василия и Ивана он приказал
сослать в Пелым, Александра – на берега
Белого моря, а Михаил Никитича царь сослал в деревеньку Ныробку, которая была
крайним северным русским селением Перми
Великой и в то время состояла из шести
деревянных изб.
Об этом событии говорится в летописи:
«Из Москвы от царя Бориса Годунова в
Пермь Великую, в Чердынский уезд, в погост Ныроб, был прислан в заточение боярин Михаила Никитич Романов, святейшему
патриарху Филарету брат родной».
Лютой зимой Михаила Никитича под конвоем доставили в замерзающую деревеньку,
вырыли яму, накрыли ее бревнами, вкопали
глубоко на дно ямы бревно, верхний конец
которого прикрепили к бревнам перекрытия.
Для воздуха и подачи пищи оставили отверстие в 20 сантиметров. К столбу приковали
боярина за пояс, за ноги и за руки. Цепи
были из толстых железных колец: страдалец
мог сесть и лечь, но не ходить. Весили эти
кандалы почти три пуда (50 килограммов).
Стражники, которых деревенское безлюдье угнетало, надеялись на быструю смерть
узника. Поэтому паек, состоящий из хлеба
и воды, постоянно урезали, а скоро вообще
перестали давать ему пищу. Ныробские
крестьяне прознали о жестоком обращении
с узником, пытались носить ему пищу, но
были пойманы и страшно наказаны. Шесть
ныробцев были схвачены и отправлены в
Казань «за крепким караулом». Обратно в
Ныроб вернулись двое: четверо скончались
от жестоких пыток и изнурительного содержания в тюрьме.
Только малые дети могли тихонько прокрасться мимо охраны Михаила Никитича.
Они-то и приносили узнику хлеб. Когда охранники узнали об этом, не пощадили и детей.
Проведя около года в тесной, затхлой
яме, Михаил Никитич скончался. По одной из
версий, он был удушен охранниками, которым
надоело ждать его смерти.
В позднем Ныробском письменном сказании указано: «…и погребен был у церкви Николая Чудотворца, подле алтарь на северной
стороне, и где тело его лежало – построена
была церковь, и в ней гробница покрыта
сукном и крест вышит».
В 1606 г. его тело было перевезено в
Москву и с почетом погребено в Новоспасском монастыре, где вскоре были похоронены
три его брата – Александр, Василий и Иоанн.
Над местом захоронения своих дядей царь
Михаил Федорович построил храм в честь
Знамения Божией Матери – родовой святыни
Романовых. А на месте первого погребения
Михаила Никитича был воздвигнут храм в
честь Богоявления Господня.
После воцарения на престол рода Романовых в 1613 году ныробские места были
обьявлены святыми, а его жители были освобождены от государственных налогов. Сам же
Ныроб стал местом паломничества, куда из
многих районов России стекались богомольцы, чтобы помолиться на местах страданий
мученика и прикоснуться к его цепям. Здесь
возвели целый комплекс церквей, вначале
деревянных, а в 1704 году – каменную Никольскую церковь.
В 1619 г. царь всея Руси Михаил Федорович Романов повелел построить в Ныробе
деревянный храм в честь явленной иконы
свт. Николая Чудотворца (впоследствии по
указу Екатерины II он был заменен каменным). В этом храме следовало ежегодно отправлять панихиду по первому царственному
страстотерпцу, Михаилу Никитичу, в день
воспоминания о чуде Архистратига Божия
Михаила в Хонех, т.е. 6 сентября по ст. ст.
(19 сентября по н. ст.). Царский приказ исправно выполнялся на протяжении трехсот
лет, вплоть до 1927 г., но с ужесточением
антицерковной политики государства храм
был использован не по назначению и едва
не разрушен. Новая жизнь стерла воспоминания о невинном человеке из царского
рода Романовых, принявшем мученическую
смерть по оговору.
На месте, где сидел Михаил Романов,
была поставлена часовня, в которую поместили кандалы страдальца. В 1793 г. по указу
Екатерины II «тщанием и коштом» волостных
крестьян и «усердным старанием» крестьянина Михаила Денисовича Пономарева эта
часовня была заменена каменной. По сей
день одной из главных ныробских святынь
являются цепи, в которые некогда был закован Михаил Никитич и в которых он принял
мученическую кончину.
Яма Ныробского узника
При Императоре Николае II была предпринята попытка прославления боярина
Михаила Никитича Романова в лике святых,
но помешала революция, арест и убийство
Царской Семьи.
Использованы материалы
сайта Пермской епархии
«Православная Пермь»
|